Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2017 г. N Ф05-3675/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 ноября 2016 г. |
Дело N А40-67708/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р.Валиева, Н.В. Лаврецкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.Г. Коробковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2016 года
по делу N А40-67708/16, принятое судьей Л.Н. Агеевой,
по иску Акционерного общества "Первая Грузовая Компания"
(ОГРН: 1137746982856; 105064, Москва, ул. Стар. Басманная, д. 12, стр. 1)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2)
о взыскании 1 034 797 рублей 54 копеек неосновательного обогащения, 34 338 рублей 58 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 35 787 рублей 46 копеек процентов, начисленных в порядке статьи 317.1 ГК РФ
при участии в судебном заседании:
от истца: Денисова Т.В. (доверенность от 23.03.2016)
от ответчика: Федонова Ю.Ю. (доверенность от 13.11.2014)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 1 034 797 рублей 54 копеек неосновательного обогащения, 34 338 рублей 58 копеек суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, 35 787 рублей 46 копеек процентов, начисленных в порядке статьи 317.1 гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.08.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик указывает на необходимость применения статьи 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно которой предоставлено прав при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки, произвести перерасчет после выдачи груза.
Указывает на необходимость применения в рассматриваемом споре аналогии закона и пункта 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 15.11.2016.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции 15.11.2016 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2016 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между ОАО "ПГК" и ОАО "РЖД" заключен договор N 948-жд от 21.01.2015, предметом которого являются взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом (истцом) провозных платежей, сборов, тарифов, иных причитающихся ответчику платежей при перевозках и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях.
В период с сентября по ноябрь 2015 года ответчик неправомерно списал с ЕЛС истца денежные средства за перевозку вагонов истца на общую сумму 1 034 797 рублей 54 копейки, в т.ч. НДС 18%, что подтверждается счетами, транспортными железнодорожными накладными, счетами-фактурами, представленными в материалы дела, что ответчиком не оспорено.
Основанием добора тарифа является перегон вагонов по досылочным ведомостям, за перевозку которых был произведен добор тарифа на спорную сумму.
Суд первой инстанции посчитал, что вагоны были приняты к перевозке без претензий по их техническому состоянию, у ответчика не имелось правовых оснований для дополнительного добора тарифа в размере 1 034 797 рублей 54 копейки, в связи с чем, указанные денежные средства являются для ответчика неосновательным обогащением в силу статьи 1102 ГК РФ.
Истцом также предъявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ, а также процентов, начисленных в порядке статьи 317.1 ГК РФ.
Судом апелляционной инстанции проверены расчеты процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов, начисленных в порядке статьи 317.1 ГК РФ, признанные верными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующих обстоятельств.
Утверждение ответчика о том, что списание провозных платежей произведено в рамках действующего договора, в связи с чем неприменимы нормы о неосновательном обогащении, подлежит отклонении, поскольку статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Таким образом, в основе отношения сторон может быть сделка (договор 948-жд от 21.01.15 или договоры перевозки), но данный договор не содержит оснований для взыскания излишней провозной платы, а значит, применимы нормы о неосновательном обогащении.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на тот факт, что отцепка вагонов в пути следования влияет на увеличение срока доставки, она должна влиять и на тариф.
Данный вывод ошибочен и подлежит отклонению.
В отношении перевозок ж/д транспортом, порядок установления платы за перевозку определен в Уставе железнодорожного транспорта и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте).
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта, статье 8 Закона о железнодорожном транспорте, плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. Постановлением ФЭК от 17.06.2003 N 47т/5 утвержден Прейскурант 10-01, которым установлены тарифы на перевозку грузов. Истцом произведена оплата тарифа по ставкам, установленным Прейскурантом. Размеры оплаты указаны в накладных.
Таким образом, Прейскурант 10-01 является единственным нормативным документом, устанавливающим порядок и условия тарификации услуг, оказываемых ОАО "РЖД".
Пункт 8 Правил перевозок ж/д транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 32, на который как раз ссылается ответчик, устанавливает, что при обнаружении неисправности вагона, он отцепляется от основной отправки, затем следует на станцию ремонта по досылочной ведомости, а после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора.
Таким образом, отцепка вагонов действительно влияет на исчисление сроков доставки груза, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Поскольку единственный нормативный акт, регулирующий порядок применения тарифов, Прейскурант 10-01, не содержит основания для добора тарифа при отцепке вагонов в ремонт, взыскание дополнительного тарифа в таких случаях является незаконным.
Ответчик обосновывает излишнее взыскание провозных платежей нормами о выдаче грузов на железнодорожном транспорте
Пункт 39.4 данных Правил не регулирует взимание платы, а определяет кратчайшее расстояние перевозки, для исчисления сроков уведомления получателя о прибытии в его адрес собственных порожних вагонов, поскольку сам пункт 39 звучит следующим образом: "Уведомление получателя о прибытии в его в адрес собственных порожних вагонов и передача собственных порожних вагонов получателю производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, для уведомления грузополучателя о прибытии в его адрес груза и/или выдачи грузополучателю груза с учетом следующих особенностей:" и далее идет перечисление случаев увеличения периода для раскредитования груза.
Как видно из анализа данной нормы, никакого отношения к тарификации и взимании платы она не имеет, вагоны шли по досылочным ведомостям, а, следовательно, расстояние и срок прибытия их на конечную станцию был увеличен, но тот факт, что они следовали в рамках первоначального договора перевозки по основной накладной, от этого не меняется. Так же как не меняются условия тарификации.
Применение аналогии норм закона о перевозке порожних вагонов в данном случае на является обоснованным, поскольку правоотношения по оплате тарифа за груженый рейс уже урегулированы Тарифным руководством - пунктом 1.16 Прейскуранта 10-01, никакого пробела в законодательстве не имеется, тем более существует толкование норм об отцепке вагонов в ремонт письмом ФСТ РФ
27.04.2012 N ТС-3372/10, где так же освещается вопрос о взыскании тарифа в случаях отцепки вагонов в ремонт.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что при отцепке груженого вагона в ремонт провозная плата должна быть рассчитана по первоначальной накладной и не может быть изменена в сторону увеличения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.16 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01) "в тарифы на перевозку грузов, по начально-конечным операциям, входит техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов".
Отсюда следует, что в первоначальный тариф по перевозке уже вошли расходы на техническое обслуживание, и в том случае, если перевозчик недобросовестно выполняет свои обязательства по техническому обслуживанию вагонов, то никакие дополнительные расходы (за дополнительное расстояние, маневровые работы и прочее) при направлении вагона в ремонт взимать не в праве.
При отцепке в пути следования груженого вагона перевозчик не вправе взыскивать с плательщика тарифа какие-либо дополнительные расходы, связанные с отцепкой, поскольку сам несёт ответственность за техническое состояние вагона при приеме груза к перевозке и осуществляет техническое обслуживание грузовых вагонов в пути следования. При добросовестном приеме груза к перевозке перевозчиком ситуаций отцепки в пути следования гружёного вагона вообще не должно возникать.
Таким образом, техническое обслуживание груженых вагонов в пути следования - обязанность перевозчика, а плата за техническое обслуживание вагонов входит в тарифы на перевозку грузов.
Кроме того, перевозчик несет ответственность за техническую пригодность вагонов, принятых для перевозки груза.
Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения (пункт 1 статьи 1107 ГК РФ).
Таким образом, из смысла указанной правовой нормы следует, что для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
Поскольку ответчиком не представил в материалы дела доказательств подтверждающих возврат денежной суммы предъявленной к взысканию, исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств в размере 1 034 797 рублей 54 копейки, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2016 года по делу N А40-67708/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67708/2016
Истец: АО "ПГК"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3675/17
23.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17217/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-67708/16
24.01.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 350-ПЭК17
28.11.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 350-ПЭК17
12.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3675/17
16.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52887/16
12.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-67708/16