г. Москва |
|
10 октября 2016 г. |
Дело N А40-114275/16 |
Резолютивная часть постановления от 23.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы (резолютивная часть решения от 18.07.2016, в полном объеме решение изготовлено 19.08.2016) по делу N А40-114275/16, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (109316, Москва, Волгоградский проспект, дом 25, ОГРН 1027722019555)
к ООО "Бисиджи" (111020, Москва, улица Боровая, дом 7, строение 10, помещение VII, комната 35, ОГРН 1127747244745)
о взыскании штрафа;
о признании недействительными требований;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы (резолютивная часть решения от 18.07.2016, в полном объеме решение изготовлено 19.08.2016) в удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о взыскании с ООО "Бисиджи" штрафа в сумме 3.630 руб. за представление недостоверных сведений за 4 квартал 2013 в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, отказано.
Учреждение, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 14.02.2016 ООО "Бисиджи" в адрес ГУ - Главного управления ПФР N 3 по г. Москве и Московской области почтовым отправлением направлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2013.
Фондом установлено, что индивидуальные сведения персонифицированного учета за 4 квартал 2013 представлены страхователем с недостоверными данными, что подтверждается протоколом проверки от 01.04.2014 (л.д. 20).
03.08.2015 Фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 54 (л.д. 24).
По итогам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 54 от 03.08.2015 ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области вынесено решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 364 от 09.09.2015, предусмотренное ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования", за представление недостоверных (неполных) сведений персонифицированного учета в виде штрафа в размере 5% процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 3.630 руб. (л.д. 34).
Требованием об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 351 от 13.10.2015 обществу предложено в срок до 19.11.2015 уплатить сумму финансовой санкции в размере 3.630 руб. (л.д. 40).
Поскольку требование оставлено обществом без исполнения ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Объективную сторону состава вменяемого ООО "Бисиджи" правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, образует представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Согласно материалам дела, ООО "Бисиджи" привлечено к ответственности за представление недостоверных индивидуальных (персонифицированных) сведений за 4 квартал 2013, о чем составлен акт N 54 от 03.08.2015 (л.д. 24).
Из содержания решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 364 от 09.09.2015 следует, что ООО "Бисиджи" привлечено к ответственности за представление недостоверных сведений.
Мотивировочная часть решения состоит из одного абзаца, констатирующего факт предоставления сведений за 4 квартал 2013 с недостоверными данными и это подтверждается отрицательным протоколом от 01.04.2014 (л.д. 34).
Штраф определен в размере 3.630 руб. (л.д. 25).
Между тем, согласно п. 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (Приложение N 25 к приказу Минздравсоцразвития России N 957Н от 07.12.2009 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу п. 1 ст. 39 названного Федерального закона акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу п. 8 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ, в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, Федеральным законом N 212-ФЗ предусмотрен порядок оформления результатов проведенных проверок, который должен соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
В нарушение п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 364 от 09.09.2015 не изложены конкретные обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, которые пенсионный орган квалифицировал как неполные либо недостоверные, по каким именно физическим лицам они представлены; отсутствует оценка данных документов; в решении содержится лишь констатация факта ошибки, допущенной обществом при предоставлении сведений, но не указывается, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина общества, в связи с чем у суда отсутствует возможность проверить правомерность привлечения общества к ответственности применительно к конкретным нарушениям действующего законодательства по представлению неполных и недостоверных сведений в отношении конкретных застрахованных лиц.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
При этом в силу ст. ст. 40, 42 Закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
Материалы настоящего дела не содержат данных об установлении и исследовании фондом при рассмотрении акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 54 от 03.08.2015 обстоятельств, указанных в ст. ст. 39, 42, 43 Федерального закона N 212-ФЗ.
Фактически в мотивировочной части решения указывается на расхождение в формах и общие ссылки на закон. Конкретного описания, в чем заключается правонарушение, не имеется.
Из материалов дела следует, что обществом соответствующие сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за указанный период представлены в пенсионный фонд с ошибками (недочеты), что не оспаривает и сам страхователь.
Ошибки, выявленные фондом, носят технический характер и не повлияли на полноту уплаченных и начисленных страхователем за своих работников взносов.
Вывод о недостоверности указанных сведений основан только на сравнении Пенсионным Фондом форм АДВ-6-2 и РСВ-1 и СЗВ-6-2 за спорный период, в файле учреждения и базе пенсионного фонда, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной информации.
Из решения не следует, что расхождения в формах АДВ-6-2, РСВ-1 привели к неуплате страховых взносов и возникновение недоимки перед бюджетом. Платежных документов не представлено, выписки из карточки расчетов из бюджета не представлено (это имеет значение также и для установления обстоятельства имелась ли переплата или недоимка на момент представления расчета и составления акта).
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. п. 34 и 41 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России N 987н от 14.12.2009.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений. В случае не устранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в ИС, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку (о чем свидетельствует ст. 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения (обстоятельства переплаты/недоимки не устанавливались), сотрудники заявителя имели возможность с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ не предусмотрена ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах или сдачу отчетности с ошибками.
Привлекая общество к ответственности в виде штрафа за представление недостоверных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в описательной части оспариваемого решения фонд указал только о факте представления недостоверных индивидуальных сведений (суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 не соответствует суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1).
Однако, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
По представленным заявителем доказательствам невозможно сделать вывод о том, в чем заключается недостоверность представленных сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения.
Указанные обстоятельства отсутствуют в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 54 от 03.08.2015 и решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 364 от 09.09.2015.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ходе проверки фондом не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за 4 квартал 2013 согласно данным Пенсионного фонда и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. Указанные обстоятельства не отражены в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 54 от 03.08.2015 и в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 364 от 09.09.2015. Мотивировка решения носит формальный характер.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе пояснения заинтересованного лица о направлении в фонд уточненных сведения (формы РСВ-1 и АДВ-6-2), позволяют сделать вывод, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения.
Кроме того, сумма штрафа исчислена от всей суммы уплаченных взносов за соответствующий период.
В данном случае ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области не установлены конкретные застрахованные лица, о которых обществом представлены неполные (недостоверные) сведения.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут являться основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2016 по делу N А40-114275/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114275/2016
Истец: ГУ ГУ- ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, ГУ-главное управление ПФР N3 по г. Мосве и Московской области
Ответчик: ООО БИСИДЖИ