Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-13737/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2016 г. |
Дело N А56-19283/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Марковой М.М. по доверенности от 25.08.2016
от ответчика (должника): Березкина Б.Л. по доверенности от 14.07.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25785/2016) УПФ РФ (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2016 по делу N А56-19283/2016 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Российские железные дороги"
к УПФ РФ (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения в части
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - Общество, ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственной учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) от 30.12.2015 N 088 011 15 РВ 0001473 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части доначисления страховых взносов, назначении штрафа и начислении пени за неначисление страховых взносов за частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, частичную компенсацию затрат работника на занятия физической культурой и спортом, компенсацию оплаты медицинских услуг работникам, оплату горячего питания, компенсацию (проценты) за задержку заработной платы и оплату за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за ребенком-инвалидом.
Решением суда от 09.08.2016 заявлением удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 19.10.2015 по 12.11.2015 Управлением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ОАО "РЖД".
По результатам проверки составлен Акт N 088 011 15 АВ 0002494 от 02.12.2015, в котором указано на нарушение Обществом требований статей 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пенсионным фондом выявлены следующие нарушения законодательства РФ:
- занижена база для начисления страховых взносов в результате нарушения п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно произведен неверный расчет пособий по временной нетрудоспособности;
- занижена база для начисления страховых взносов в результате нарушения ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно в декабре 2012 г. при направлении работников в командировку страхователь возместил документально не подтвержденные расходы сотрудников по компенсации проезда работников городским транспортом в командировке;
- занижена база для начисления страховых взносов в результате нарушения ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно страхователем не включены в базу для начисления страховых выплат по видам оплат: стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников; частичная компенсация затрат работника на занятия физической культурой и спортом; компенсация оплаты медицинских услуг работникам;
- занижена база для начисления страховых взносов в результате нарушения ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно страхователем не включены в базу для начисления страховых выплат по виду оплат: оплата горячего питания;
- занижена база для начисления страховых взносов в результате нарушения ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ за не включение в базу для начисления страховых выплат по компенсации (проценты) за задержку заработной платы, отпуска и др.
- занижена база для начисления страховых взносов в результате нарушения ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, а именно страхователем не включены в базу для начисления страховых выплат по виду оплат: оплата за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за ребенком-инвалидом.
30.12.2015 Управлением вынесено решение N 088 011 15 РВ 0001473 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, назначен штраф в сумме 241 690 руб. 67 коп., начислены пени в размере 96 064 руб. 32 коп.
Не согласившись частично с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению Общества, вышеуказанное решение N 088 011 15 РВ 00014743 от 30.12.2015 в части доначисления страховых взносов, назначении штрафа и начислении пени за не начисление страховых взносов за частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, частичную компенсацию затрат работника на занятия физической культурой и спортом, компенсация оплаты медицинских услуг работникам, оплату горячего питания, компенсацию (проценты) за задержку заработной платы и оплату за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за ребенком-инвалидом, необоснованно и недействительно, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя заявление Общества, суд правомерно исходил из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, урегулированы Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности, профессии в соответствии со штатным расписанием).
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Постановлением Высшего арбитражного суда РФ N 17744/12 от 14.05.2013 признано, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работником не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждение за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно коллективному договору ОАО "РЖД" на 2014-2016 годы, к таким выплатам относятся, в том числе, следующие гарантии:
- компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников (п. 5.3.8 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016);
- частичная компенсация затрат работника на занятия физической культурой и спортом (п. 5.3.3 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016 годы);
-компенсация работникам затрат по оплате медицинских услуг (п. 5.3.1 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016);
-компенсация оплаты питания работникам (п. 5.1.4 Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014-2016).
Коллективный договор ОАО "РЖД" на 2011-2013 г.г. содержит аналогичные социальные гарантии.
Спорные суммы выплачены сотрудникам вне существующих между заявителем и его сотрудниками трудовых отношений. Выплаченные заявителем своим работникам в соответствии с коллективным договором ОАО "РЖД" суммы на частичную компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых, компенсацию затрат работников на занятия физической культурой и спортом, компенсацию затрат на медицинские услуги и оплату горячего питания носят социальный характер, не обусловлены выполнением трудовой функции и условиями труда, не включаются в состав оплаты труда, а, следовательно, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
В соответствии с п. 5.3.3. Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2014 - 2016 годы (далее - Коллективный договор), Работодатель обязуется осуществлять частичную компенсацию затрат Работников на занятия физической культурой в платных секциях и группах из расчета 300 рублей на одного Работника в год.
Размер компенсации затрат Работников на абонементы в фитнес-клубы, платные секции и группы определяется филиалом исходя из средств, предусмотренных в утвержденном бюджете на эти цели, и количества заявлений работников, желающих получить данную компенсацию, но не более 20 000 рублей на одного Работника в год. Для предоставления работникам возможности заниматься физической культурой и спортом с компенсацией им затрат на эти цели рекомендовано привлекать РФСО "Локомотив".
Следовательно, размер компенсации за спорт работникам не превышает 20 000 руб. и соответствует п. 5.3.3 Коллективного договора, что подтверждает приказами Бологовского регионального центра связи N 24/о от 24 января 2014 г., N 192/о от 18 июня 2016 г. и распоряжением ОАО "РЖД" от 02.06.2014 N 1341р "Об утверждении Порядка взаимодействия сторон, участвующих в реализации программы частичной компенсации затрат на занятия работниками ОАО "РЖД" физической культурой и спортом".
В соответствии с Разделами 1, 5 Коллективного договора работникам предоставляется компенсируемый социальный пакет, который является элементом индивидуального социального пакета, предоставляемый с целью повышения привлекательности рабочих мест и мотивации работников к труду. В основу компенсируемого социального пакета положен принцип "кафетерия", предусматривающий установление лимита средств и перечня элементов, на которые эти средства могут быть потрачены. Работнику предоставляется возможность компенсировать в пределах установленного лимита свои затраты на социальные услуги, включенные в утвержденный перечень элементов.
В положение о компенсируемом социальном пакете, предоставляемом работникам ОАО "РЖД", утвержденном Распоряжением ОАО "РЖД" N 465р от 04 марта 2011 г., в перечень утвержденных элементов включен элемент компенсация оплаты медицинских услуг (не включенных в базовый корпоративный полис ДМС), а именно предоставление работникам ОАО "РЖД" любых медицинских услуг любыми медицинскими учреждениями, в том числе ведомственными медицинскими учреждениями. На основании вышеуказанного была произведена выплата компенсации за предоставленные медицинские услуги.
В соответствии с п. 5.1.4 Коллективного договора работодатель обязуется обеспечивать в рамках производственно-технологической деятельности ОАО "РЖД": организацию бесплатного горячего питания для работников, занятых на ремонте пути в "окна" продолжительностью не менее 4 часов, на аварийно-восстановительных работах, работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; торгово-бытовое обслуживание работников, проживающих на линейных станциях и разъездах, в порядке, установленном в Компании; организацию горячего питания для работников локомотивных бригад по месту их отдыха; организацию питания работников в производственных столовых с учетом специфики их работы и в пределах бюджетов филиалов в порядке, установленном в Компании.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" N 1377р от 11 июля 2012 г. утверждён регламент организации питания работников ОАО "РЖД" и персонифицированного учета предоставленного питания.
Согласно пунктам 2.5, 2.6 регламента структурное подразделение Заказчика, организовавшее питание, передает другим структурным подразделениям, работники которых принимали участие в путевых ремонтных работах в "окна", ведомости с подписями работников указанных подразделений. Ведомости с подписями работников в получении питания передаются в подразделение, ведущее бухгалтерский и налоговый учет подразделения Заказчика, для начисления и удержания налога на доходы физических лиц с суммы полученного питания.
Пенсионный фонд, ссылаясь на приказ Тверского регионального центра связи N ТО-150/14 от 28 июля 2014 г. "Об организации питания в "окна" и ведомости на выдачу питания, полагает, что происходит денежная компенсация. Однако, согласно указанному приказу на основании ведомости необходимо произвести начисления на доходы по 261 виду оплат. В соответствии с номенклатурой видов оплат, 261 является видом оплат, указывается справочно, для удержания с сотрудника НДФЛ, денежная компенсация при этом не выплачивается.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для начисления страховых взносов на суммы стоимости горячего питания не имеется.
Кроме того, не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды денежная компенсация (проценты) за задержку выплаты заработной платы, установленная статьей 236 ТК РФ.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи).
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Предусмотренные статьей 129 ТК РФ компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные статьей 164 ТК РФ как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Статья 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК РФ, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13.
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 указано, что данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Соответственно, как правильно указал суд первой инстанции, у Фонда не имелось оснований для доначисления страховых взносов с указанной суммы выплат.
На основании изложенного суда первой инстанции правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2016 по делу N А56-19283/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19283/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-13737/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга