г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2016 г. |
Дело N А56-41657/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.
при участии:
от заявителя: Хмыз О.П., доверенность от 11.01.2016
от заинтересованного лица: Бисеров Р.С., доверенность от 29.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27559/2015) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2015 по делу N А56-41657/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (адрес: 194044, Санкт-Петербург, пер. Нейшлотский, д.8, ОГРН: 1037843033029, далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 191028, Санкт-Петербург, ул., Моховая, д. 3, ОГРН: 5067847165018, далее - Управление) от 28.05.2015 N 23-944-1918-1077/ПС-50 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2015 Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Дирекция транспортного строительства" в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2015 по делу N А56-41657/2015.Податель жалобы полагает, что является ненадлежащим субъектом административной ответственности, поскольку фактически не осуществлял строительство проверяемого объекта.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления, поддержал доводы, изложенные в отзыве не апелляционную жалобу, просил оставить решение от 13.10.2015 по настоящему делу без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.03.2015 N 23-944-1918/Рк в период с 17.03.2015 по 13.04.2015 была проведена выездная проверка строительства объекта капитального строительства: "Путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом" по адресу: Санкт-Петербург, улично-дорожная сеть Московского района, пересечение Пулковского шоссе и Дунайского проспекта далее по Кубинской улице с поворотом на 5-й Предпортовый проезд и Предпортовую улицу (далее - Объект).
В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения проектной документации и нормативно-правовых актов в области строительства, отраженные в акте проверки от 13.04.2015 N 23-944-1918-2814/А-84.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Учреждения протокола N 23-944-1918-882/ПТ-50 от 14.04.2015 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
28.05.2015 Управлением вынесено постановление N 23-944-1918-1077/ПС-50 СПб ГКУ "ДТС", в соответствии с которым Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Учреждение обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения и отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом (далее - ГрК РФ), осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Пунктом 1 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции и том, что строительный контроль проводится как лицом, осуществляющим строительство, так и застройщиком или техническим заказчиком.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования установлен Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение).
В силу пунктов 2 и 3 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Нa основании договора от 31.12.2013 СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" является техническим заказчиком строительства Объекта, который в соответствии с вышеприведенными правилами обязан осуществлять строительный контроль с целью проверки выполнения работ на соответствие проектной документации, а также включающий проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2.4.1.2 договора от 11.02.2015 о взаимодействии при реализации Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", заключенного с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" обязано организовать и обеспечить ведение строительного контроля за производством работ на объектах согласно адресно-инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в 2015 году по отрасли "Дорожное хозяйство" в отношении Объекта (приложение N 24 к Закону Санкт-Петербурга от 28.11.2014 N 665-116 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов").
Таким образом, СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства", являясь заказчиком строительства спорного объекта, осуществляло строительный контроль с нарушением требований проектной и нормативной документации, соблюдение которых обязательно при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждение является субъектом выявленного правонарушения, а также доказанности в его действия состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Возможность привлечения к административной ответственности на основании данной нормы заказчика и лица, осуществляющего контроль за строительством, установлена также в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 21.07.2015 N 308-АД15-7869.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Учреждением необходимых и достаточных мер по соблюдению градостроительного законодательства и осуществлению строительного контроля либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины учреждения во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом правомерно установлено, что оспариваемое постановление соответствует общим принципам назначения административного наказания, установленным в статье 4.1 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности и права Учреждения в ходе производства по делу соблюдены, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению не имеется.
Судом первой инстанции правильно установлены все фактические обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 октября 2015 года по делу N А56-41657/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41657/2015
Истец: Санкт- Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору