Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.В. Тетельмина, установил:
1. 9 апреля 1998 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба гражданина В.В. Тетельмина, в которой он требует признать неконституционным положение пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". По мнению заявителя, оспариваемое положение, согласно которому в случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат данному Закону, применяются нормы последнего, является вторжением в сферу исключительного ведения субъекта Российской Федерации, т.е. противоречит статье 76 (часть 6) Конституции Российской Федерации.
В дополнительной жалобе, поступившей в Конституционный Суд Российской Федерации 13 апреля 1998 года, заявитель просит проверить также конституционность положений пункта 8 статьи 31 и пункта 1 статьи 47 того же Закона. По мнению заявителя, пункт 8 статьи 31, содержащий требование о собственноручном указании избирателем сведений о себе в подписном листе, нарушает избирательные права отдельных категорий граждан, а также право кандидатов быть избранными; пункт 1 статьи 47 (об обязанности кандидатов создавать собственные избирательные фонды после уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей) противоречит принципу равенства вне зависимости от имущественного положения (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и нарушает права кандидатов, принципиально не желающих пользоваться платными услугами при сборе подписей.
Как следует из представленных материалов, решением избирательной комиссии Красноярского края от 18 марта 1998 года В.В. Тетельмину было отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Красноярского края. Основанием для такого решения послужило недостаточное число подписей избирателей в его поддержку (часть подписей была признана недостоверными, в том числе в связи с несобственноручным, вопреки пункту 8 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указанием рядом избирателей сведений о себе в подписных листах); кроме того, заявителем не был создан избирательный фонд, в то время как согласно пункту 1 статьи 47 названного Закона кандидаты обязаны создавать избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку данных кандидатов.
Законом Красноярского края от 22 сентября 1997 года "О выборах губернатора Красноярского края" указанные требования не предусмотрены. Однако пункт 7 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" позволил избирательной комиссии отказать заявителю в регистрации. Красноярский краевой суд 30 марта 1998 года отказал В.В. Тетельмину в удовлетворении его жалобы на решение избирательной комиссии, сославшись при этом на оспариваемые заявителем нормы названного Закона.
2. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относятся к ведению Российской Федерации (пункт "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации), а защита прав и свобод человека и гражданина и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Основываясь на этих положениях, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию, согласно которой законодательство о выборах в субъекте Российской Федерации не является предметом исключительного ведения субъекта Российской Федерации.
Данная позиция нашла отражение, например, в постановлении от 10 июля 1995 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года, а также в постановлении от 27 апреля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан".
Указанная правовая позиция означает, что в случае противоречия избирательного закона субъекта Российской Федерации Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" применяются нормы последнего. Таким образом, какая-либо неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 7 статьи 1 названного Федерального закона отсутствует.
3. Самостоятельное заполнение избирателями подписных листов является одной из гарантий недопущения фальсификаций при осуществлении избирательных процедур. Однако избиратели, которые в силу каких-либо причин (физический недуг, недостаточное владение письменным русским языком и т.д.) не могут собственноручно заполнить подписные листы, но желают поддержать кандидата, не должны лишаться возможности сделать это.
Из приложенного к жалобе В.В. Тетельмина решения Красноярского краевого суда следует, что на основании пункта 8 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостоверными были признаны подписи в количестве, не исключающем (при признании только этих подписей недостоверными и при соблюдении заявителем иных требований избирательного законодательства) регистрацию заявителя в качестве кандидата. При этом в представленных материалах нет также сведений, подтверждающих объективную невозможность самостоятельного заполнения избирателями подписных листов.
Следовательно, оспариваемым положением права заявителя нарушены не были, и потому в этой части его жалоба не может быть признана допустимой. Вместе с тем отсутствие в законе положений, устанавливающих формы сочетания требования о собственноручном заполнении избирателями подписных листов как гарантии избирательного процесса с правами лиц, которые не могут собственноручно заполнить подписной лист, является пробелом в законодательстве. Его устранение - компетенция законодателя. В отсутствие надлежащего регулирования правоприменитель, руководствуясь положениями статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, должен находить и реализовывать механизмы, позволяющие обеспечить волеизъявление указанных категорий избирателей. К компетенции Конституционного Суда Российской Федерации устранение пробелов в законодательстве не относится.
4. Избирательные фонды создаются, в частности, для обеспечения контроля за финансированием выборов. Поскольку пунктом 3 статьи 47 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избирательный фонд пополняется в том числе за счет средств, выделенных избирательной комиссией, положение о необходимости создания избирательных фондов должно рассматриваться как средство обеспечения равенства кандидатов перед законом вне зависимости от их материального положения. Следовательно, какая-либо неопределенность в вопросе о соответствии положения пункта 1 статьи 47 названного Федерального закона Конституции Российской Федерации также отсутствует.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тетельмина Владимира Владимировича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 120-О "По жалобе гражданина Тетельмина Владимира Владимировича на нарушение его избирательных прав рядом положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был