Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина В.А. Сыроватко требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. На основании статьи 4 Закона Калининградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области" полномочия депутата Калининградского городского Совета депутатов В.А. Сыроватко были досрочно прекращены в связи с тем, что в отношении него был вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А. Сыроватко утверждает, что оспариваемой нормой нарушено его конституционное право быть избранным, участвовать в управлении делами государства, право избравших его граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей, т.е. она противоречит статьям 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель полагает, что, приняв закон, определяющий статус депутата представительного органа местного самоуправления, законодательный орган Калининградской области вторгся в пределы ведения Российской Федерации и тем самым нарушил статьи 71, 76 (часть 1) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 4 Закона Калининградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области" полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на заседании представительного органа местного самоуправления.
Статья 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, на которую в обоснование своей позиции ссылается заявитель, гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. по своему содержанию связана лишь с процессом избрания этих органов. Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы завершаются в момент подведения итогов голосования, установления результатов выборов. Отношения, связанные с осуществлением депутатских полномочий и досрочным их прекращением, регламентируются нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления. Следовательно, досрочное прекращение депутатских полномочий не затрагивает конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а потому жалоба В.А. Сыроватко не может быть признана допустимой в соответствии с пунктом 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Оспариваемое положение не означает также вторжения в пределы ведения Российской Федерации и не нарушает установленное Конституцией Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и ее субъектами. Федеральные законы закрепляют за субъектами Российской Федерации соответствующие полномочия в данной сфере. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 4). Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также определено, что статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 18).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года, указал, что к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится установление и тех принципов, которые касаются статуса, прав и обязанностей депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, а отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации и вытекает из природы совместной компетенции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сыроватко Виктора Алексеевича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 138-О "По жалобе гражданина Сыроватко Виктора Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 4 Закона Калининградской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области"
Текст Определения официально опубликован не был