г.Самара |
|
07 июля 2017 г. |
Дело N А55-33030/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Обуховой А.С., с участием:
от администрации муниципального района Волжский Самарской области - представителя Итина С.А. (доверенность от 11.10.2016),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2017 года апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2017 года по делу N А55-33030/2016 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению администрации муниципального района Волжский Самарской области, Самарская область, Волжский район, с.Лопатино, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г.Самара,
о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 2855 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, район Волжский, СДТ "Березовский" Подъем-Михайловская, с.Подъем-Михайловка, ул.Советская, кадастровый номер 63:17:2102018:2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что обозначенный земельный участок имеет статус "ранее учтенный" вопрос об исключении его из ГКН не может быть рассмотрен кроме как в судебном порядке. Вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для снятия земельного участка, сформированного под указанными объектами недвижимости, с кадастрового учета является несостоятельным, так как в деле отсутствуют доказательства (правоустанавливающий документ) того, что спорный земельный участок сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя администрации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 63:17:2102018:2, площадью 2855 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, район Волжский, СДТ "Березовский" Подъем-Михайловская, с.Подъем-Михайловка, ул.Советская, поставлен на кадастровый учет 14.11.2003 до вступления в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), то есть является ранее учтенным и не является преобразуемым объектом недвижимости, государственная собственность на него не разграничена.
Исходя из ст.3, 5, 6 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области..." распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:17:2102018:2, площадью 2855 кв.м, расположенном по адресу: Самарская область, район Волжский, СДТ "Березовский" Подъем-Михайловская, с.Подъем-Михайловка, ул.Советская, внесены в государственный кадастр недвижимости 14.11.2003.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 16.12.2016 сведения о зарегистрированных правах в ЕГРП на земельный участок с КН 63:17:2102018:2 отсутствуют (т.1, л.д.13).
По утверждению заявителя, указанный земельный участок с кадастровым номером 63:17:2102018:2 пересекает земельный участок, расположенный под нежилым зданием (детским садом N 15). Данное обстоятельство препятствует заявителю для дальнейшего оформления права собственности на земельный участок.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном кадастре и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Из имеющейся в материалах дела кадастровой выписки следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.01.2006 и имеет статус "ранее учтенный".
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
На момент рассмотрения дела юридическая значимость совершенных действий по кадастровому учету закреплена в ч.4 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", устанавливающего, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Системный анализ положений статей 24, 25 Федерального закона N 221-ФЗ применяемых во взаимосвязи со статьей 45 указанного закона, позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Аналогичный вывод содержится в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016. Как отмечено в указанном Обзоре, Закон о регистрации аналогично Закону о кадастре указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 6 статьи 27 Закона о кадастре).
Как следует из материалов дела, земельный участок был поставлен на учет по результатам инвентаризации в 2003 году. Также представлена декларация (заявление) колхоза "Путь Ленина" в комитет по земельным ресурсам и землеустройству Волжского район Самарской области от 29.08.1996 об использовании земельных участков площадью 9,02 га для размещения объектов административного и производственного назначения, в том числе участок площадью 0,2855 га под детсадом по адресу с.Подъем-Михайловка.
В заявлении содержалась просьба оформить (переоформить) документ, удостоверяющий право на землю в связи с уточнением площадей земельных участков. Представлен план земельного участка кадастровый номер 63:17:2102018:2, на котором отражен детский сад.
Как следует из выписки из ЕГРН, на момент рассмотрения дела имеется запись о наличии двух объектов недвижимости с кадастровыми номерами 63:17:2102018:1015, 63:17:2102018:1016, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:17:2102018:2.
Согласно закрепленному в подп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом спорный земельный участок был указан заявителем в техническом плане сооружения и декларации об объекте недвижимости на один из указанных объектов, а именно: газопровод надземный низкого давления Ду 50 мм к мини-котельной детского сада (т.2, л.д.12-13).
Данный земельный участок также был указан при постановке этого объекта на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом (т.1, л.д.175-176).
Газопровод включен в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской от 23.08.2013 N 146 (т.2, л.д. 25).
Второй объект - детский сад N 15 - также включен в состав муниципальной собственности постановлением от 25.03.1997 N 284 как объект социально-культурного назначения СП колхоз "Путь Ленина" (т.2, л.д.15-19).
При таких обстоятельствах следует сделать вывод об отсутствии законных оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, сформированного под указанными объектами недвижимости.
Ссылки заявителя на судебную практику судом первой инстанции отклонены в связи с различием обстоятельств дел. Как отмечено выше, в данном случае Управлением Росреестра по Самарской области представлены документы, свидетельствующие о том, что земельный участок был сформирован для размещения детского сада и передан в бессрочное пользование колхозу "путь Ленина" комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Волжского района Самарской области.
В настоящее время на земельном участке расположен еще один объект недвижимости, при постановке на кадастровый учет которого спорный земельный участок был указан в правоустанавливающих документах. Данный вывод подтверждается вышеуказанными документами.
Отсутствие этих документов в администрации Волжского района при таких обстоятельствах не может свидетельствовать о наличии обстоятельств для снятия участка с кадастрового учета. Факт формирования участка подтверждается наличием координат поворотных точек на плане земельного участка с указанием землепользователя, адреса, площади и нахождения на участке детского сада. Также на плане указаны смежные участки и их владельцы. В этой связи доводы заявителя о том, что участок под детским садом не был сформирован, противоречат материалам дела.
Законность действий Управления Росреестра по Самарской области по постановке на кадастровый учет земельного участка по результатам инвентаризации в рамках настоящего дела не оспаривается.
Доводы заявителя о пересечении границ участка границ других земельных участков также не могут быть признаны в качестве основания для снятия участка кадастрового учета, поскольку заявителем не представлены доказательства нарушения порядка постановки участка на кадастровый учет и (или) ущемления его прав и законных интересов данным наложением и, соответственно, обжалования действий по постановке участка на кадастровый учет. Более того, наложение границ земельный участков не исключает наличия споров о праве.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции отказал.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств (правоустанавливающего документа) того, что спорный земельный участок сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, несостоятелен, поскольку указанное обстоятельство само по себе не является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращении существования данного земельного участка. При этом заявитель доказательств незаконности постановки спорного земельного участка на кадастровый учет в материалы дела не представил.
На основании изложенного решение суда от 28 апреля 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2017 года по делу N А55-33030/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33030/2016
Истец: Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области)
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области