Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2017 г. N Ф03-4140/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
24 июля 2017 г. |
А04-1729/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
от Министерства финансов Амурской области: представитель не явился;
от Министерства социальной защиты населения Амурской области: представитель не явился;
от Министерства образования и науки Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 05.05.2017
по делу N А04-1729/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Наринской С.А.
по исковому заявлению Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588; ИНН 2801032015)
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928; ИНН 2801123618)
о взыскании 1827985 руб.
третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области; Министерство образования и науки Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Благовещенска (далее - истец; Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением о взыскании с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее - ответчик; министерство) за счет средств казны Амурской области убытков в размере 1827985 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство образования и науки Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Решением суда от 05.05.2017 с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Администрации города Благовещенска взыскана сумма компенсации расходов, в связи с предоставлением жилого помещения Пустынцеву Е.М. в размере 1550000 руб.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Администрации города Благовещенска компенсации расходов в связи с предоставлением жилого помещения Пустынцеву Е.М. в размере 1550000 руб. отменить, требования, заявленные истцом в исковом заявлении, о взыскании 1827985 руб., удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает на то, что: постановлением Администрации г. Благовещенска от 04.03.2015 N 1045 "Об утверждении средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения" установлена средняя стоимость квадратного метра на территории всего муниципального образования города Благовещенска, в связи с чем, расчет компенсации понесенных Администрацией расходов, произведенный первой инстанции, ошибочен; на момент предоставления жилого помещения Пустынцеву Е.М. Администрация была вправе рассчитывать на возмещение денежных средств, в размере рыночной стоимости квартиры.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 25.12.2012 решением Благовещенского городского суда по делу N 2-8940/12 в удовлетворении требования прокурора города Благовещенска, действующего в интересах лица из числа детей-сирот, о возложении обязанности на администрацию города Благовещенска предоставить жилое помещение Пустынцеву Е.М., было отказано. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20.03.2013 решение Благовещенского городского суда оставлено без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения. Постановлением Президиума Амурского областного суда от 15.07.2013 решение Благовещенского городского суда от 25.12.2012 отменено, с обязанием администрации города Благовещенска принять Пустынцева Е.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом во внеочередном порядке по договору социального найма, и обязанием администрации города Благовещенска предоставить Пустынцеву Е.М. жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м. по договору социального найма.
Администрация во исполнение Постановления Президиума Амурского областного суда и на основании Постановления администрации города Благовещенска Амурской области N 2070 от 26.05.2015 предоставила квартиру Пустынцеву Е.М., относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: ул. Зейская, д. 190, кв. 74. из муниципального жилищного фонда, заключив 27.05.2015 договор социального найма жилого помещения.
Для определения рыночной стоимости квартиры, предоставленной Пустынцеву Е.М., Администрацией города Благовещенска заключен муниципальный контракт N 2015.287599 от 31.07.2015 с обществом с ограниченной ответственностью "АмурОценка", и получен отчет от 13.08.2015 N 269-15-9, согласно которого рыночная стоимость указанной квартиры составляет 1825000 руб.
Поскольку, во исполнение судебного акта истцом предоставлена квартира Пустынцеву Е.М. по договору социального найма, а не по договору найма специализированного жилого помещения, как предусмотрено Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы, понесенные органом местного самоуправления не были компенсированы за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета на текущий финансовый год.
Полагая, что в результате исполнения переданных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями бюджету города Благовещенска причинены убытки, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, согласно пункту 1 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 5 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьями 4 и 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 472-ОЗ) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями (жилыми домами, квартирами) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной статьей 4 этого Закона; финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета; средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции; стоимость приобретаемого за счет средств субвенции жилого помещения для его последующего предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 данного Закона не должна превышать размер, рассчитанный исходя из норматива обшей площади жилого помещения, принимаемого для расчета - субвенции, и норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции; при этом стоимость одного квадратного метра общей площади такого жилого помещения, приобретаемого за счет средств субвенции, не должна превышать норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок), согласно пунктам 2, 16, 17 и 19 которого жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом N 472-ОЗ; главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки области; органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом N 472-ОЗ, у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции.
Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, определяется с учетом оценки рыночной стоимости указанного жилья исходя из: стоимости одного квадратного метра общей площади предоставляемого жилого помещения, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденную органом местного самоуправления, на территории которого предоставляется жилое помещение; площади предоставленного жилого помещения в пределах нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, а в случае предоставления жилого помещения, превышающего по площади норму предоставления, но не более чем в 2 раза, при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с указанной нормой - исходя из фактически предоставленной площади жилого помещения.
Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости предоставленных жилых помещений муниципального жилищного фонда, сформированного за счет средств местных бюджетов, по результатам соответствующей оценки, проведенной независимым оценщиком, и документов, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 22 настоящего Порядка.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Как указано выше положениями статьи 4 Закона Амурской области N 472-ОЗ установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В период действия положений статьи 57 ЖК РФ, Закона Амурской области N 472-ОЗ, принят судебный акт, возлагающий на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению Пустынцева Е.М. жилым помещением на условиях социального найма, в связи с чем, указанному лицу из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставлена квартира, расположенная по адресу: Амурская область, город Благовещенск, ул. Зейская, д. 190-74.
12.11.2015 использовано право на реализацию приватизации в отношении вышеуказанной квартиры Пустынцевым Е.М.
Таким образом, Администрация исполнила переданные полномочия субъекта Российской Федерации путем предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Поскольку квартира Пустынцеву Е.М. предоставлена по договору социального найма жилого помещения, а не по договору найма специализированного жилого помещения, расходы, понесенные органом местного самоуправления, не компенсированы за счет средств субвенций, выделяемых из областного бюджета на указанные цели.
Вместе с тем, предоставляя жилое помещение Пустынцеву Е.М. на условиях договора социального найма, Администрация исполняла судебный акт, что не исключает обязанность субъекта Российской Федерации по компенсации понесенных расходов.
При возложении на Администрацию города Благовещенска полномочий по обеспечению жильем детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Благовещенска из областного бюджета, не были выделены денежные средства в необходимом объеме на реализацию переданных полномочий, в связи с чем, исполняя переданные полномочия, администрация города понесла убытки.
По указанным обстоятельствам, руководствуясь положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и установив факт выполнения Администрацией города Благовещенска обязанности по предоставлению жилого помещения Пустынцеву Е.М. на основании постановления Президиума Амурского областного суда, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований у Администрации требовать взыскания убытков с субъекта Российской Федерации (в лице Министерства финансов Амурской области), так как последний свою встречную обязанность не исполнил, расходы Администрации не компенсировал.
В подтверждение понесенных истцом убытков, Администрацией представлен отчет ООО "АмурОценка" N 269-15-9 от 13.08.2015 "Об определении рыночной стоимости имущества", согласно которому рыночная стоимость указанной квартиры составляет 1825000 руб.
Согласно части 5.1. статьи 5 Закона Амурской области N 472-ОЗ в случае предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, жилых помещений из муниципального жилищного фонда стоимость таких жилых помещении компенсируется за счет средств субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, в размере, определяемом исходя из общей площади предоставленного жилого помещения, но не более норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции, и норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого предоставлено жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции.
В соответствии с Постановлением Администрации города Благовещенска от 04.03.2015 N 1045 в целях определения объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствий с Законом Амурской области N 472-03, постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции постановления Правительства Амурской области от 02.12.2013 N 598), на основании справок OOP "Амурская недвижимость", ЗАО "Амурстрой", ООО СК "Городок", ООО "Благспецстрой" утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений на 2015 год в муниципальном образовании город Благовещенск - 50000 руб.
На основании изложенного выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции: указанные нормы права действующего законодательства применены правильно и расчет компенсации понесенных Администрацией расходов произведен верно: 50000 руб. Х 31 кв. м. = 1550000 руб., где 50000 руб. - средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений на 2015 (согласно вышеуказанному Постановлению), 31 кв. м. - общая площадь квартиры, 1550000 руб. - убытки, связанные с предоставлением жилого помещения.
Поскольку в деле нет доказательств того, что ответчиком компенсированы понесенные Администрацией г. Благовещенска расходы, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в размере 1550000 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с расчетом компенсации понесенных Администрацией расходов, но они, вместе с тем, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения суда.
Иных доводов, имеющих существенное значение для настоящего дела и влияющих на правильность выводов суда, заявителем в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности обжалуемого решения суда, основанного на правильном установлении фактических обстоятельств дела и применении норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 5 мая 2017 года по делу N А04-1729/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1729/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2017 г. N Ф03-4140/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: Министерство финансов Амурской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амуской области