г. Москва |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А40-22866/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи В.И. Попова
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СПАО "Ингосстрах"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2018
по делу N А40-22866/18, принятое судьей А.Б. Поляковой,
в порядке упрощенного производства
по заявлению Центрального Банка РФ в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе к СПАО "Ингосстрах"
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Банк России в лице Управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении СПАО "Ингосстрах" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2018, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, заявленные требования удовлетворены. СПАО "Ингосстрах" привлечено к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, СПАО "Ингосстрах" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в жалобе.
Центральным Банком РФ в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представлен.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 ч.1 ст.272.1 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение Вьюшиной Татьяны Михайловны на незаконные действия страховой организации СПАО "Ингосстрах", выразившиеся в невозможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа, в связи с не обеспечением страховщиком надлежащего функционирования официального сайта.
Из обращения заявителя следует, что для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа она обратилась 23.08.2017 на официальный сайт страховщика. Заключить договор ОСАГО в виде электронного документа заявителю не удалось.
Согласно документам, представленным СПАО "Ингосстрах", в момент осуществления 23.08.2017 заявителем действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, заявителю было предложено перейти на сайт Российского Союза Автостраховщиков по причине возникновения сервисной ошибки, которая возникла в момент загрузки обновлений сервисов на сайте страховщика.
Вместе с тем, страховщиком сообщается, что код действия 8 отсутствует по следующим основаниям: код "8" - "получение от страхователя заполненного заявления или его части" отсутствует в виду того, что фиксируется и выполняется внутри кода действия 19 "предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления", так как, по сути, является неотъемлемой частью алгоритма кода действия 19. Исходя из вышеизложенного техническая реализация заключения договоров Е-ОСАГО не предусматривает занесения в журнал сеансовой информации (в лог-файлы) отдельными строками кода действия 8.
Согласно документам, представленным РСА, пунктом 5.6 Правил профессиональной деятельности по организации заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронных документов установлен перечень кодов действий с использованием интернет сайта члена РСА.
Диапазон кодов от 100 до 199 включительно используется членом Союза по своему усмотрению, для фиксации действий, не указанных в данном списке кодов. Каждый код является самостоятельной операцией и содержит описание фиксируемого действия: Код 8 - "получение от страхователя заполненного заявления или его части", Код 19 - "предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления"
Использование кодов в качестве отдельной части алгоритма действия внутри (составной части) иного кода ППД не предусматривают. ППД размещены на официальном сайте и доступны всем членам Союза.
Управлением установлено, что 23.08.2017 гражданка осуществляла действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте страховщика. Код 8 зафиксирован страховщиком и выполнен внутри кода действия 19, то есть является неотъемлемой частью алгоритма кода действия 19, следовательно, информация о действиях заявителя, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте страховщика, 23.08.2017 была зарегистрирована, но сохранена страховщиком не в полном объеме, а именно отсутствует код 8.
Однако, по сообщению РСА, использование кодов в качестве отдельной части алгоритма действия внутри (составной части) иного кода ППД не предусматривают
Таким образом, действие (бездействие) страховщика от 23.08.2017, выразившееся в неисполнении обязанности по хранению информации о действиях страхователя (лиц, имеющих намерение заключить договор), выполняемых с использованием официального сайта Страховщика, является нарушением требований п.28 Указания N 4190-У, нарушает лицензионные требования, установленные ст.30 Закона N 4015-1 и соответственно, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
23.01.2018 по факту указанного нарушения, уполномоченным должностным лицом Банка законодательства Российской Федерации был составлен протокол об административном правонарушении, в присутствии представителя общества по доверенности от 11.11.2016 Ткаченко Д.И. Копия протокола вручена Ткаченко Д.И. под роспись в день составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, поскольку установлено наличие в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения, порядок привлечения к ответственности не нарушен.
В своей апелляционной жалобе СПАО "Ингосстрах" указывает, что Общество надлежащим способом исполнило обязанность по хранению информации о действиях Вьюшиной Т.М. и Страховщика, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, так как представленная сеансовая информация строго соответствует Указанию ЦБ N 4190-У, которым не регламентировано обязательное использование какой-либо нумерации кодов операций. Кроме того в отсутствие такого требования со стороны Банка России и в целях оптимизации и сохранности результатов дотирования действий заявителей на сайте страховщика не обозначение некоторых из перечисленных кодов в ППД РСА отдельными строками в лог-файлах, а объединение в одну строку не противоречит Указанию ЦБ N 4190-У. Кроме этого, ППД РСА не относятся к нормативно правовым актам, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 1 Закона N4015-1, следовательно не являются составной частью страхового законодательства, соблюдение которого требуется при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Суд апелляционной инстанции отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В силу Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. На основании п.9 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового дела. Пунктом 5 части 1 статьи 333.35 НК РФ предусмотрена возможность освобождения Центрального Банка Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением установленных главой 25.3 НК РФ юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации. Таким образом, обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением связано исключительно с выполнением Банком России функций, прямо предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п. 1.3 Указания Банка России N 4300-У от 27.02.2017, должностные лица Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе, в случаях выявления правонарушений, предусмотренных, в частности, ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
СПАО "Ингосстрах" осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании лицензии ОС N 0928- 03 от 23.09.2015.
В соответствии со ст.1 Закона N 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В силу пункта 7.2 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, в порядке, установленном Федеральным законом N40-ФЗ.
Согласно пункту 1.11 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, страхователь вправе заключить договор ОСАГО в виде электронного документа, направив страховщику заявление о заключении договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет", путем заполнения соответствующей формы после доступа к сайту страховщика.
Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлены требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В соответствии с пунктом 22 Указания N 4190-У, страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием N 4190-У.
Страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с настоящим Указанием: порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении; дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия; набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении; код, соответствующий выполняемому действию; идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IPадрес, МАС-адрес, номер SIM-карты; информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем; идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении (пункт 28 Указания N 4190-У).
Информация, указанная в настоящем пункте, подлежит хранению в электронном виде с использованием следующих форматов: порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении в формате СССС.ХХХ, где СССС - номер страховщика в едином государственном реестре субъектов страхового дела, XXX - номер действия по порядку за день; дата регистрируемого действия в формате DD.MM.YYYY, где DD - день, ММ - номер месяца, YYYY - год; время регистрируемого действия в формате HH:NN:SS, где НН - час (от 01 до 23), NN - минута, SS - секунда; идентификатор клиента (присваивается в порядке, определяемом профессиональным объединением страховщиков); код, соответствующий выполняемому действию (присваивается в порядке, определяемом профессиональным объединением страховщиков); идентификатор устройства в формате NAME=VALUE, где NAME - тип идентификатора (например, IP-адрес), VALUE - идентификатор. В данное поле, при необходимости, может быть помещено несколько идентификаторов, каждый следующий должен быть отделен от предыдущего символом ";" Если какойлибо из идентификаторов содержит символ ";", то он должен быть обрамлен двойными кавычками """; информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в формате NAME1=VALUE1, где NAME1 - тип информационного поля в соответствии с таблицей настоящего приложения, VALUE 1 - содержание информационного поля. Если информационных полей несколько, то каждое следующее поле должно быть отделено от предыдущего символом ";" Если в содержании информационного поля имеется символ то содержание должно быть обрамлено двойными кавычками """; идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении; описание ошибки (если ошибок нет, поле может быть пустым)
Соблюдение лицензионных требований означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о нарушении СПАО "Ингосстрах" лицензионных требований, установленных п. 5 ст. 30 Закона N 4015-1, а также п. 28 Указаний N 4190-У.
В соответствии с ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела является частью надзора за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого в целях соблюдения ими страхового законодательства (п. 1 и 4 ст. 30 Закона N 4015- 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 4015-1, право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм, указанных в Указании N 4190-У.
Статья 32.6 Закона N 4015-1 предусматривает, что при нарушении субъектом страхового дела требований, установленных страховым законодательством, и последующем неустранении данных нарушений (согласно предписанию органа страхового надзора) действие лицензии субъекта страхового дела ограничивается или приостанавливается.
Специальные требования к страховщику, обращающемуся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены ст. 21 Закона N 40-ФЗ.
В соответствии со ст.3 Закона N 40-ФЗ одним из основополагающих принципов обязательного страхования является обеспечение гарантий возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Законом N 40-ФЗ.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
В данном случае судом верно установлено наличие в действиях СПАО "Ингосстрах" события вменяемого правонарушения, которое подтверждается протоколом об административном правонарушении, обращением гражданки Вьюшиной Т.М., информацией представленной страховщиком, иными материалами административного дела.
Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку у страховщика имелась возможность обеспечить заключение договора страхования в электронном виде и соблюсти лицензионные требования, однако, СПАО "Ингосстрах" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, то вина общества в совершении правонарушения считается установленной.
Судом первой инстанции обоснованно отклонил довод СПАО "Ингосстрах" о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абз. 3 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения страхового законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в нарушении прав потребителя на получение услуги по заключению договора страхования, поэтому правонарушение не может быть признано малозначительным.
Годичный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей и страхового законодательства, на дату принятия решения не истек.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При совокупности изложенных обстоятельств и фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2018 по делу N А40-22866/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22866/2018
Истец: Банк России, ЦЕнтральный банк РФ в лице Управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ЮФО
Ответчик: ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ", СПАО "Ингосстрах"