Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
26 декабря 2016 г. |
А43-14702/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская нефтехимическая компания" (603006 г. Нижний Новгород, ул. Володарского, д. 45, оф.6; ОГРН 1105260005058, ИНН 5260276112)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2016
по делу N А43-14702/2016,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приволжская нефтехимическая компания" о признании незаконным решения Нижегородской таможни от 13.05.2016 о корректировке таможенной стоимости,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Приволжская нефтехимическая компания" - директора Лобанкина В.Н. на основании паспорта гражданина Российской Федерации и протокола от 09.04.2015 и выписки из ЕГРЮЛ от 31.05.2016 N ЮЭ9965-16-3534903 (том 1, л.д. 19-27), Волгуновой Н.Ю. по доверенности от 16.12.2016 сроком действия один год, ордера от 16.12.2016 N 000018;
Нижегородской таможни - Стратьевой Е.А. по доверенности от 15.01.2016 N 006 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приволжская нефтехимическая компания" (далее - ООО "ПНК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Нижегородской таможни (далее - таможенный орган) от 13.05.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров N N 1, 2 и 4 по декларации N 10408040/090416/0010077. Одновременно заявитель просил суд обязать таможенный орган возвратить излишне уплаченную таможенную пошлину в размере 32 642,21 рубля, НДС в размере 123 387, 55 рублей и пени в размере 2231,23 рублей.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2016 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Приволжская нефтехимическая компания" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество настаивает на том, что Нижегородская таможня не доказала отсутствие в представленных им при декларировании товара документах сведений, необходимых для определения таможенной стоимости товара по избранному декларантом методу.
В отзыве на апелляционную жалобу Нижегородская таможня указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители ООО "ПНК" и Нижегородской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 18.03.2016 ООО "Приволжская нефтехимическая компания" и Компания ООО "Баркор-Ойл" (Украина) заключили контракт N 18/03 на условиях поставки "DAP Дзержинск", в рамках исполнения которого ООО "ТБЦ-Клиент", действующий от имени и по поручению ООО "Приволжская нефтехимическая компания", задекларировало на Дзержинском таможенном посту Нижегородской таможни в ДТ N 10408040/090416/0010077 товары:
товар N 1: "Масляная смазочно-охлаждающая жидкость, марка "АСФОЛ-1"...состав: несущая жидкость - масло индустриальное - 78%, масс.основные компоненты - синтетические жирные кислоты - 4 % масс, масло рапсовое - 12 % масс, триэтаноламин - 4 % масс, олеиновая кислота - 2 % масс....", изготовитель - ООО "Баркор-Ойл", страна происхождения - Украина, код по ТН ВЭД ЕАЭС -3403 19 100 0, вес нетто - 6 480 кг, вес брутто - 7 243 кг.
товар N 2: "Концентрат смазочно-охлаждающей жидкости, марка "ЭКОЗОР"...состав: несущая жидкость - вода дистиллированная - 71 % масс, основные компоненты - глицерин - 4 % масс, борная кислота - 1 % масс, диэтаноламин - 1,5 % масс, триэтаноламин - 5 % масс, полиэтиленгликоль - 4 % масс, добавка биоцидная - 3 % масс, пеногаситель - 0,5 % масс, отдушка 0,5 % масс, ингибитор коррозии ИК-7 - 9 % масс...", изготовитель - ООО "Баркор-Ойл", страна происхождения - Украина, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 3403 99 ООО 0, вес нетто - 1 800 кг, вес брутто 1 989 кг.
товар N 4: "Концентрат технологической смазки, марка "Ферробетол-М", изготовитель - ООО "Баркор-Ойл" состав: несущая жидкость - масло индустриальное - 68 % масс, основные компоненты - масло рапсовое - 14 % масс, глицерин - 8 % масс, триэтаноламин - 4 % масс, калия гидроокись - 4 % масс, добавка биоцидная - 2 % масс...", страна происхождения - Украина, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 3403 19 900 0, вес нетто - 270 кг, вес брутто - 312 кг.
13.05.2016 Нижегородская таможня вынесла решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
21.05.2016 Дзержинский таможенный пост Нижегородской таможни принял скорректированную таможенную стоимость в отношении товара N 1 в размере 1 156 576,32 рублей, товара N 2 - 115 020 рублей и товара N 4 - 36 609,83 рублей.
Считая, что такое решение Нижегородской таможни не соответствует действующему таможенному законодательству и нарушает его права и законные интересы ООО "ПНК", оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 66, 69, 95, Таможенного кодекса Таможенного союза, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, постановлением Пленума Верховного суда Российской федерации от 12.05.2016 N 18 исходил из того, что таможенный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 9 Таможенного кодекса Таможенного союза определяет, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
В соответствии с частью 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Частью 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу части 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Последовательность применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлена частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Соглашения от 25.01.2008 таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Оценка ввезённого товара для таможенных целей должна основываться на действительной стоимости ввезённого товара, под которой понимается цена, по которой во время и в месте, определённых законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продаётся или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции (пункт 2 статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года), что предполагает компенсацию продавцом в цене товара всех понесенных им в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Соглашения, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В силу части 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении установленных условий.
В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с настоящей статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с настоящей статьей допускается гибкость при их применении (части 1, 2 статьи 10 Соглашения от 25.01.2008).
Частью 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров (часть 1 статьи 6 Соглашения от 25.01.2008).
В случае, если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 настоящего Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и ввозимые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров (часть 1 статьи 7 Соглашения от 25.01.2008).
В силу части 1 статьи 8 Соглашения от 25.01.2008 в случае, если оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные им товары продаются на таможенной территории Таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза, в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на таможенной территории Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу таможенного союза, при условии вычета установленных сумм.
Согласно части 1 статьи 9 Соглашения от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости товаров в соответствии с настоящей статьей в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения: 1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров; 2) суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза; 3) расходов, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 5 настоящего Соглашения.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, является приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок).
Пунктом 11 Порядка определены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, которыми, в числе прочего, могут являться выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров (подпункт 1).
В силу пункта 6 Порядка при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности, по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе, с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.
Согласно части 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
В силу части 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (часть 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с частью 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее по тексту - Постановление N 18) разъяснило в пункте 5, что система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
Пункт 6 Постановления N 18 разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Согласно разъяснениям пункта 7 Постановления N 18 выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (здесь и далее также - предусмотренных статьей 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок контроля таможенной стоимости, в силу пункта 6 которого при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности, по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе, с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.
Установлено по делу, что в данном случае Общество как декларант определил таможенную стоимость ввезенных товаров в соответствии со статьей 4 Соглашения по стоимости сделки с ввезенным товаром на условиях поставки "DAP-Дзержинск", в размере:
по товару N 1 - 533 304 рублей (ИТС = 82,3 руб./кг, ИТС = 1,22 $/кг),
по товару N 2 - 102 240 рублей (ИТС = 56,8 руб./кг, ИТС = 0,84 $/кг),
по товару N 4 - 19 818 рублей, (ИТС = 73,4 руб./кг, ИТС = 1,09 $/кг).
Для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товара декларант представил в таможенный орган контракт от 18.03.2016 N 18/03; дополнительное соглашение (спецификация) от 18.03.2016 N 1 к контракту; инвойс от 18.03.2016 N 0318/1; упаковочный лист от 07.04.2016 N б/н; CMR от 07.04.2016 N 0002209; декларацию о соответствии; сертификат качества от 09.03.2016 N 122; сертификат качества от 21.03.2016 N 144; сертификат качества от 21.03.2016 N 145; сертификат качества от 24.03.2016 N 150; экспортную декларацию от 07.04.2016 N 100250001/2016/000572; транзитную декларацию N 10102040/090416/0002563; техническую справку от 25.11.2016 N б/н.
Осуществляя таможенный контроль таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10408040/090416/0010077, Нижегородская таможня выявила признаки недостоверности заявленных сведений - риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров с использованием системы управления рисками: более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на однородные товары и товары того же класса и вида при сопоставимых условиях их ввоза по информации, полученной с использованием программных средств таможенных органов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза, 10.04.2016 таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки в отношении товаров, декларированных в ДТ N 10408040/090416/0010077.
С целью подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товара Нижегородская таможня предложила декларанту представить в срок до 07.06.2016 дополнительные документы и сведения, одновременно направив ему расчет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на основании информацию о стоимости товаров того же класса и вида (размер обеспечения составил 229 769,15 рублей).
12.04.2016 Дзержинский таможенный пост Нижегородской таможни выпустил товары, декларированные в ДТ N 10408040/090416/0010077, в соответствии с заявленной таможенной процедурой после уплаты требуемого размера обеспечения (письмо декларанта от 12.04.2016 N 10/16).
Письмом от 11.04.2016 N 11/04 (вх. N 01919 от 13.04.2016) Общество представило запрошенные документы и пояснения, но не в полном объеме; отсутствовали банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемой партии товаров (100% оплата) (с оттисками средств идентификации банка, идентифицируемые с поставками); ведомость банковского контроля с оттисками средств идентификации банка с указанием сведений по данной ДТ.
Одновременно ООО "Приволжская нефтехимическая компания" пояснило, что поставка товара согласно пункту 4 контракта от 18.03.2016 N 18/03 осуществляется с отсрочкой платежа 90 дней.
При этом Общество не объяснило причины непредставления бухгалтерских документов об оприходовании ввезенной партии товаров, содержащих сведения о наименовании, артикулах, стоимости и количестве (постановке на учет): ведомости счета 41, приходных ордеров, требований-накладных и (или) иных бухгалтерских документов в соответствии с принятой учетной политикой в организации; документов по реализации, распоряжению иным способом или использованию ввозимых товаров на территории Евразийского экономического союза: договоры, приложения и спецификации к ним, счета-фактуры, банковские платежные документы (если счета-фактуры оплачены), иные сведения, в том числе по предыдущим партиям товаров; расчёт цены реализации ввозимых товаров на территории Евразийского экономического союза (с включением всех необходимых статей или элементов затрат, в том числе торговой надбавки к цене и т.п.), в том числе по предыдущим партиям товаров; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на таможенной территории Евразийского экономического союза, приложения к ним, счета-фактуры (инвойсы); оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида при продаже на экспорт в Российскую Федерацию, а также на внутреннем рынке России; сведения о стоимости ввозимых (ввезённых) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов в стране отправления и на внутреннем рынке России; пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на стоимость сделки, пояснения об истории сотрудничества продавца и покупателя, о порядке выбора и заказа товара, по формированию контрактной (инвойсной) стоимости товаров; сведения о договоре: вид договора, день заключения, день окончания действия (если определено договором), применяемое право, место заключения; какой по счёту является партия товара, ввозимого по рассматриваемому контракту, сведения об условиях поставки, пояснения по реализации товаров на внутреннем рынке; пояснения о влияющих на цену физических (технических) характеристиках товаров.
ООО "Приволжская нефтехимическая компания" последовательно настаивает на том, что представленные им документы и сведения позволяют однозначно установить достоверность сведений, заявленных в декларации ТД N 10408040/090416/0010077, в том числе в части определения таможенной стоимости.
Однако такая позиция является юридически неверной с учетом следующего.
Так, представленный декларантом прайс-лист ООО "Баркор-Ойл" содержит сведения о цене товаров, установленной продавцом на условиях "FCA Фастов" в гривнах.
Стоимость товаров N N 1, 2, 4 в спецификации N 1 от 18.03.2016 на условиях "DAP Дзержинск" меньше, чем стоимость этих товаров, рассчитанная по прайсу ООО "Баркор-Ойл" на условиях "FCA Фастов", чего не может быть в принципе.
Прайс-лист ООО "Баркор-Ойл" не содержит даты его составления и периода действия установленных в нем цен.
На официальном сайте продавца товара ООО "Баркор-Ойл" www.barcor.com.ua содержатся прайс-листы на продукцию на условиях "FCA Фастов" в гривнах, в том числе имеются сведения о стоимости декларируемых по данной ДТ товаров. Однако указанные прайс-листы не содержат сведений о периоде действия установленных цен, следовательно, установить цены на товары, действующие на 18.03.2016 (то есть на дату согласования существенных условий сделки в том числе, о предмете товара, его количестве и стоимости по спецификации N 1 от 18.03.2016) и провести соответствующий анализ не представляется возможным.
Проанализировав имеющуюся ценовую информацию, таможенный орган установил, что заявленная декларантом таможенная стоимость товаров N N 1, 2 и 4 отличается от стоимости товаров того же класса или вида при продаже на экспорт в Российскую Федерацию, причем ООО "Приволжская нефтехимическая компания" в ДТ N 10408040/090416/0010077 декларирует товар с самым низким уровнем ИТС.
По результатам мониторинга декларирования идентичных/однородных товаров в период с 09.01.2016 по 09.04.2016 в соответствии с информацией из Автоматизированной системы контроля таможенной стоимости Нижегородская таможня выявила информацию по стоимости классифицируемых товаров.
Так, товар N 1 - по коду 3403 19 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенная стоимость, принятая таможенным органом в соответствии со статьёй 4 Соглашения, варьирует от ИТС = 1,22 до ИТС = 7,49 долларов США за кг, причем с ИТС = 1,22 долларов США за кг декларируется товар N 1 по рассматриваемой ДТ N 10408040/090416/0010077 декларантом ООО "Приволжская нефтехимическая компания".
При этом в ДТ N 10117070/080416/0007496 декларируется однородный товар от того же производителя ООО "Баркор-Ойл" с ИТС = 2,77 долл.США/кг или 187,59 руб./кг (ИТС рассматриваемого товара по заявленной декларантом таможенной стоимости составил 1,22 $/кг или 82,3 руб./кг).
Товар N 2 - по коду 3403 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенная стоимость, принятая таможенным органом в соответствии со статьёй 4 Соглашения, варьирует от ИТС = 0,84 до ИТС = 25,45 долларов США за кг, причем с минимальным ИТС 0,84 долларов США за кг декларируется товар N 2 ООО "Приволжская нефтехимическая компания" по рассматриваемой ДТ N 10408040/090416/0010077.
Товар N 4 - по коду 3403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенная стоимость, принятая таможенным органом в соответствии со статьёй 4 Соглашения, варьирует от 1,09 до 3,04 долларов США за кг, причем с ИТС 1,09 долларов США за кг декларируется товар N 4 ООО "Приволжская нефтехимическая компания" по рассматриваемой ДТ N 10408040/ 090416/0010077.
Общество ссылается на то, что деловые отношения между ним и поставщиком имеют особенный характер, влияющий на цену товара.
Однако представленные таможенному органу и в материалы дела документы не позволяют измерить в стоимостном выражении влияние особенностей этих отношений на цену ввезенных товаров.
В связи с тем, что дополнительно представленные Обществом документы и сведения не устранили сомнения таможенного органа, 13.05.2016 Нижегородская таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10408040/090416/0010077.
При установленных обстоятельствах таможенный орган пришел к верному заключению о том, что заявленная Обществом таможенная стоимость товаров, декларированных в ДТ N 10408040/090416/0010077, а также сведения, относящиеся к её определению, не основываются на количественно определяемой и документально подтверждённой достоверной информации, продажа товаров или их цена зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что является нарушением пункта 3 статьи 2, пункта 1 статьи 4 Соглашения, пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза и влечет невозможность применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки.
При этом таможенный орган установил, что метод по цене сделки с идентичными товарами не может быть применен для определения таможенной стоимости в связи с тем, что таможенный орган не располагает информацией о таможенной стоимости товаров, отвечающих установленным критериям идентичности, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в предшествующие таможенному декларированию товара 90 дней.
Метод по цене сделки с однородными товарами не может быть применен при определении таможенной стоимости в связи с невыполнением требований пункта 1 стать 7 Соглашения ввиду отсутствия в распоряжении таможенного органа документов по товарам, ввезенным одновременно с оцениваемыми товарами.
Метод на основе вычитания стоимости не может быть применен при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, так как не выполняются требования пункта 2 статьи 8 Соглашения, так же в распоряжении таможенного органа отсутствует документально подтвержденная информация о величине надбавок к цене обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в РФ товаров того же класса и вида.
Метод на основе сложения стоимости не может быть использован при определении таможенной стоимости, поскольку не могут быть выполнены требования пункта 1 статьи 9 Соглашения, также в распоряжении таможни отсутствует информация о расходах по изготовлению и приобретению материала, суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов производителя.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость определена резервным методом на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у таможенного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения, которое соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2016 по делу N А43-14702/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.10.2016 по делу N А43-14702/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская нефтехимическая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14702/2016
Истец: ООО Приволжская нефтехимическая компания г. Н.Новгород
Ответчик: Нижегородская таможня Федеральной таможенной службы