город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2017 г. |
дело N А32-30105/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Сиротский В.А. по доверенности от 09.08.2016, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.03.2017 по делу N А32-30105/2016,
по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства Максименко Александра Ивановича,
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
о признании незаконным отказа в заключении без проведения торгов новых договором аренды земельных участков,
принятое судьей Миргородской О.П.,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство Максименко Александра Ивановича (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа N 52-2529ж/16-12.03 от 26.05.2016 г. в заключение без торгов договоров аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001011:1 площадью 118,5991 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 23 и земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001000:8 площадью 455,3167 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 22 и об обязании заключить договоры аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2017 с учетом определения об исправлении опечатки от 04.04.2017 заявление удовлетворено. Решение мотивировано тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность за плату хозяйству земельных участков с кадастровыми номерами 23:21:0607001:1, 23:30:1001000:8, оформленный письмом от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20 противоречит применимым к спорным правоотношениям нормам права.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что на спорных земельных участках расположены водные каналы, а также дороги общего пользования. Между тем, территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу. Земельный кодекс ограничивает в обороте земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Департамент своего представителя в судебное заседание не направил, о месте, дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения. Для приобщения к материалам дела представлены письма Департамент мелиорации от 10.04.2017 и Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.04.2017, которые суд протокольным определением приобщил к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между департаментом и КФХ "Максименко А.И." были заключены договоры аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения N 0000001693 и N 0000001694 от 14.02.2007 сроком на 10 лет.
По условиям данных договоров департаментом были предоставлены во временное пользование КФХ "Максименко А.И." земельные участки с кадастровым номером 23:30:1001011:1 площадью 118,5991 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 23 и с кадастровым номером 23:30:1001000:8 площадью 455,3167 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 22 соответственно.
28.04.2017 КФХ "Максименко А.И." обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлениями N 68 и N69 о заключении договоров аренды земельных участков без проведения торгов.
26.05.2016 Департамент отказал КФХ "Максименко А.И." в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровым номером 23:30:1001011:1 площадью 118,5991 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 23 и с кадастровым номером 23:30:1001000:8 площадью 455,3167 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 22 соответственно.
Полагая, что данный отказ департамента не соответствует действующему законодательству КФХ "Максименко А.И." обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ в действовавшей на дату обращения КФХ с заявлением от 24.07.14 г. в департамент редакции Федерального закона от 03.10.04 N 123-ФЗ (действовала до 01.03.15 г.), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Пункты 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ в указанной редакции закона N 123-ФЗ предусматривали, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
По смыслу п. 7 ст. 36 ЗК РФ изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являются начальными этапами процедуры предоставления в порядке ст. 36 ЗК РФ земельного участка в собственность или в аренду собственнику объекта недвижимости. Названное право напрямую связано с наличием на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости.
После 01.03.15 г. порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, регламентируется ст. ст. 39.14, 39.17 и 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 31 ч.2 ст. 39.5 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок на дату обращения КФХ с заявлением в департамент, был утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.11 г. N 475 (далее - Перечень).
Довод департамента о наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по основанию пунктов 4 и 5 статьи 39.16 земельного кодекса РФ в виду нахождения на земельный участках каналов обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно ответу департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края N 71-4353/16-03-01 от 26.04.2016 г в границах участков расположены оросительные каналы.
Вместе с тем, оросительными каналами являются каналы осуществляющие подачу воды к орошаемым земельным массивам. При этом различают магистральные каналы, межхозяйственные и хозяйственные распределители, оросители. Оросительные каналы выполняют в земляном русле или облицовывают противофильтрационными одеждами (бетон, железобетон, асфальтобетон, полиэтиленовая плёнка).
Оросительная система - гидромелиоративная система для орошения земель. Основная техническая задача оросительной системы состоит в том, чтобы забрать воду из источника орошения и доставить ее к орошаемому массиву в нужные сроки и в нужных количествах и распределить между отдельными хозяйствами и полями севооборотов, создать на полях нужную для растений влажность почвы.
К элементам оросительной системы следует отнести:
1. Источник орошения.
2. Головное (водозаборное) сооружение. 3. Оросительная сеть.
4. Водосборно-сбросная и коллекторно-дренажная сети.
5. Гидротехнические сооружения на сети.
6. Лесные полосы и дорожная сеть.
7. Орошаемые земли с межхозяйственной и внутрихозяйственной организацией территории.
Согласно данным актов обследования N 254 от 26.04.2015, N 255 от 26.04.2015, составленным ГКУ КК "Кубаньземконтроль", следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8, 23:30:1001011:1 находятся осушительные каналы и канавы, что также продублировано в пояснительной записке к материалам дела по обследованию спорных земельных участков и подтверждается письмом администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района N 02-30/17-42 от 13.01.2017, а также ответом N 5 от 17.01.2017 полученного от Темрюкского филиала ФГБУ "Управления "Кубаньмелиоводхоз".
Из этого следует, что расположенные каналы на спорных земельных участках не осуществляют оросительную функцию и не входят в комплекс оросительной системы, а всего лишь выполняют функцию водосбрасывания накопившихся осадков (дождевых, талых вод), поддерживая нормальный уровень влажности почвы земельного участка, поэтому, не являются оросительными каналами.
Довод департамента о том, что его отказ не может быть признан незаконным, поскольку основан на официальных сведениях предоставленных Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края обоснованно не принят судом во внимание поскольку на момент принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги департамент должен был сопоставить содержание всех документов полученных им для принятия решения в том числе и пояснительную записку ГКУ КК "Кубаньземконтроль.
Не принимается во внимание и довод о том, что каналы, расположенные на спорных земельных участка, следует отнести к объектам гидротехнических сооружений, поскольку данные каналы представляют собой прорытые в поверхности слое почвы канавы незначительной глубины, заросшие камышом и травой (что подтверждается актом обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" N 408 от 28.07.2016 г.), без каких-либо признаков воды и никак не входят в единую инженерную гидротехническую систему.
Более того, в актах обследования ГКУ КК "Кубаньземконтроль" указано, что на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8, 23:30:1001011:1, сооружения отсутствуют, нет сведений о том, что каналы, расположенные на земельных участках, являются гидротехническими сооружениями.
Также, доказательством того, что данные каналы, не относятся к объектам гидротехнического сооружения, а сами каналы не внесены как самостоятельный объект, подтверждается отсутствием таких данных и соответствующих отметок в кадастровых выписках о земельных участках N 2343/12X16-1587101 от 19.12.2016 г., N 2343/12X16-1599152 от 21.12.2016 г. (прилагаются в материалы дела).
Из смысла положения статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N416-03 "О водоснабжении и водоотведении".
Из содержания названной нормы следует, что для признания сооружения гидротехническим сооружением необходимо наличие двух условий: сооружения, предназначены для использования водных ресурсов; сооружения предназначены для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Департаментом не представлены доказательства нахождения на территории спорных земельных участков сооружений, отвечающих названым критериям, также, не представлены доказательства наличия на спорных земельных участках гидротехнических сооружений, внесенных в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Конструкции каналов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8, 23:30:1001011:1 представляют собой боковые откосы, выполненные в грунте земли незначительной глубины, возведенные без использования строительных материалов.
А сами спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения, находятся за границей земель населенных пунктов, что подтверждается письмом администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкский район N 02-30/17-42 от 13.01.2017 г., следовательно, отсутствует угроза жизни и безопасности людей.
Таким образом, исключены случаи разлива имеющихся в указанных каналах воды, следовательно, их боковые откосы не являются водоподпорными сооружениями, которые предназначены для негативного воздействия воды и предотвращения угрозы жизни и безопасности людей
Поэтому, земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8, 23:30:1001011:1 не могут быть ограничены в обороте на основании п.п. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Апелляционному суду заявителем представлена информация из ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз", согласно которой, спорные земельные участки не входят в ирриигированный фонд Темрюкского района. В момент передачи этих земель в аренду заявителю, на этих площадях до начала лета стояла вода и земля зарастала камышом и прочей сорной растительностью. Заявитель за свой с чет провел культурно-технические работы и нарезал плужным канавокопателем временную осушительную сеть каналов для отвода поверхностных дождевых и талых вод, а также фильтрационных вод р.Кубанка за переделы земельных участок за счет естественного уклона поверхности земли. На спорных участках отсутствуют водозаборные сооружения для организации полива.
Приведенные выше обстоятельства, подтверждаются также письмом N 5 от 17.01.2017 полученного КФХ "Максименко А.И." от Темрюкского филиала ФГБУ "Управления "Кубаньмелиоводзод".
Судом первой инстанции также верно отклонен довод департамента о том, что указанные каналы находятся в государственной собственности, а значит, являются водными объектами общего пользования, в связи с этим, территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу в соответствии со ст. 262 ГК РФ.
Так, согласно пункта 10 приложения N 2 постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 к объектам федеральной собственности отнесены предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, такие объекты, как каналы, в перечне объектов, принадлежащих Российской Федерации, не перечислены (Определение Верховного суда РФ от 07.04.2016 г. по делу N 308-ЭС15-15218), что также подтверждается отсутствием за департаментом имущественных отношений Краснодарского края соответствующей записи ЕГРП на каналы.
Более того, в кадастровых выписках N 2343/12X16-1587101 от 19.12.2016 г., N 2343/12М6-1599152 от 21.12.2016 г. отсутствуют сведения о наличии у спорных земельных участков водных объектов, водоохранных зон водных объектов, а значит, данные каналы, нельзя считать водными объектами общего пользования.
Каналы, расположенные на спорных земельных участках, образованы хозяйственным способом за счет СК "Радуга" и КФХ "Максименко А.И." являющихся на тот период времени землепользователями земельных участков до момента их передачи в фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края.
В силу положения статьи 11 Закона N 4-ФЗ расположенные на спорных земельных участках каналы не могут относится к федеральной собственности, поскольку не расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации, не осуществляют межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение, не построены и не эксплуатируются за государственные бюджетные средства.
Так как, данные каналы не были созданы за счет бюджетных средств и не эксплуатируются за счет субъекта Российской Федерации, а поэтому, не могут относится к федеральной собственности, а следовательно, не являются водными объектами общего пользования.
Ссылки департамента на положения статьи 262 ГК РФ - "что по общему правилу территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу", основаны на неверном толковании указанной нормы закона.
Согласно ч. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Из этого следует, что положения статьи 262 ГК РФ не содержат в себе правила о том, что не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу территория общего пользования и никак не исключают права на предоставление в аренду КФХ "Максименко А.И." спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Не принимается во внимание по следующим основаниям и довод департамента о том, что согласно ответа администрации муниципального образования Темрюкский район N В-140/04-4538/16-24 от 16.05.2016 г., границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001000:8 пересекает дорога местного значения и согласно акта обследования от 26.02.2015 N 83 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1001011:1 расположена дорога, а поэтому, указанные земельные участки ограничены в обороте в соответствии п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Представленная департаментом информация, содержащаяся в письме администрации муниципального образования Темрюкский район N В-140/04-4538/16-24 от 16.05.2016 г., касаемо того, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:1001000:8 пересекает дорога местного значения, является несоответствующей, что подтверждается ответом администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района N 02-30/17-42 от 13.01.2017 г. полученного КФХ "Максименко А.И." на основании заявления N02 от 09.01.2017 г.
Из письма администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района N 02-30/17-42 от 13.01.2017 г. следует, что на основании генерального плана Краснострельского сельского поселения Темрюкского района, утвержденного Решением N 272 Совета Краснострельского сельского поселения Темрюкского района ЬХХ! сессии II созыва от 27.06.2013 г., земельный участок с кадастровым номером 23:30:1001000:8 расположен заграницей населенного пункта, также, границы указанного земельного участка не пересекаются с дорогами местного значения.
Департамент в своем отзыве ссылается на акт обследования от 26.02.2015 N 83 ГКУ КК "Кубаньземконтроль" из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1001011:1 расположена дорога, но при этом, в акте обследования отсутствует информация о характеристике и назначении указанной дороги.
Как указано в заявлении КФХ "Максименко А.И.", дороги, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8, 23:30:1001011:1, являются временными внутрихозяйственными полевыми дорогами, которые образованы сельскохозяйственной техникой Хозяйства для обслуживания всей площади земельных массивов и от вида выращиваемой сельскохозяйственной культуры и севооборота, могут накатываться, а могут запахиваться, также, данные дороги не осуществляет функцию подъезда, либо перемещения на смежные земельные участки и не входят в систему дорог общего пользования.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8, 23:30:1001011:1 - для сельскохозяйственного производства, указанные земельные участки были образованы из земель сельскохозяйственного назначения, не предоставлялись под размещение автомобильных дорог, а поэтому, не могут быть отнесены к дорогам общего пользования ввиду следующего.
Указанные дороги в установленном порядке не поставлены на кадастровый учет как объект автомобильного транспорта (линейное сооружение), границы их не определены, не содержаться в перечнях дорог местного значения, что подтверждается отсутствием такой информации в кадастровых выписках о земельных участках N 2343/12X16-1587101 от 19.12.2016 г., N 2343/12М6-1599152 от 21.12.2016 г.
Приведенные обстоятельства дела, касаемо отсутствия на спорных земельных участках дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения, подтверждается пунктом 6 ответа департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края N 71-4353/16-03-01 от 26.04.2016 г. и письмом администрации Краснострельского сельского поселения Темрюкского района N 02-30/17-42 от 13.01.2017 г.
В связи с этим, не могут применяться основания, связанные с ограничением в обороте, предусмотренные п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:1001000:8,23:30:1001011:1.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании незаконным как противоречащим статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отказ департамента в предоставлении в собственность за плату хозяйству земельного участка с кадастровым номером 23:21:0607001:1, оформленный письмом от 29.06.2016 N 52-14246/16-32.20.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов хозяйства и в соответствии с приведенными нормами на департамент следует возложить обязанность по подготовке, подписанию и направлению заявителю проекта договоров аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001011:1 площадью 118,5991 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 23 и земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1001000:8 площадью 455,3167 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах с/х "Радуга", участок 22.
Иные основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду департаментом заявлены не были.
Поскольку по делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности принятого решения об отказе в предоставлении участка лежит на заинтересованном лице и Департаментом данное бремя доказывания не исполнено. Доказательства отнесения сотовой станции к объектам недвижимости и ее принадлежности иному субъекту, чье исключительное право землепользования было бы нарушено, Департаментом также не представлены.
В силу ст. ст. 9, 65, 200 АПК РФ Департамент должен доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих возражений, и несет риск наступления последствий совершения или несовершения соответствующих процессуальных действий.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывод, сделанных судом первой инстанцию
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные. Основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2017 по делу N А32-30105/2016, с учетом определения об исправлении опечатки от 04.04.2017, оставить без изменения апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30105/2016
Истец: Крестьянское (фермерское) хозяйство Максименко Александра Ивановича, КФХ "Максименко А.И."
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17516/17
30.08.2017 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6203/17
18.05.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6261/17
03.03.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-30105/16