Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2017 г. N Ф07-7997/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
15 мая 2017 г. |
Дело N А44-9066/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 февраля 2017 года по делу N А44-9066/2016 (судья Ильюшина Ю.В.),
установил:
государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864; место нахождения: 173009, Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области в лице Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам (ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197; место нахождения: 173007, город Великий Новгород, улица Прусская, дом 10/12; далее - управление) о признании незаконным пункта 2 предписания от 08.11.2016 N 64/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09 февраля 2017 года по делу N А44-9066/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что требования нормативных документов по пожарной безопасности, нарушение которых вменяется заявителю, распространяются только на административные здания, сооружения и строения в целом, а не на их части - помещение, арендуемое учреждением.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 10.05.2016 N 9 нежилое помещение площадью 23,1 кв.м, расположенное на первом этаже двухэтажного кирпичного административного здания дома N 4 по улице Боровичская, поселка Любытино Новгородской области, передано учреждению во временное владение и пользование для использования под офис.
Управлением на основании распоряжения от 31.10.2016 N 64 проведена плановая выездная проверка объекта защиты - указанного встроенного помещения учреждения по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки управлением составлен акт от 08.11.2016 N 64 и вынесено предписание от 08.11.2016 N 64/1/1, которым учреждению предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2017, в том числе требование статей 54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 16 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009), пункта 15 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03) выразившееся в том, что спорное помещение не оборудовано системой оповещения людей о пожаре.
Не согласившись с пунктом 2 выданного предписания от 08.11.2016 N 64/1/1, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 настоящего Закона пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 20 настоящего Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила N 390).
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2).
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ также предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности.
В пункте 2 оспариваемого предписания на учреждение возложена обязанность оборудовать системой оповещения людей о пожаре арендуемое спорное помещение.
Нежилое помещение, арендуемое учреждением относится к классу функциональной пожарной безопасности Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов (подпункт "в" пункта 4 части 1 статьи 32 Закона N 123-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и подателем апелляционной жалобы не оспаривается, что спорное нежилое помещение используется учреждением в качестве офиса, в котором заявитель, являясь специализированным учреждением, осуществляет возложенные на него такие функции как управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона N 123-ФЗ одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу статьи 54 Федерального закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях регламентированы статьей 84 Закона N 123-ФЗ и НПБ 104-03.
Согласно пункту 4.1 НБП 104-03 предусмотрено пять типов системы оповещения и управления эвакуацией в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1, способами оповещения являются: звуковой, речевой и световой.
В соответствии с пунктом 5.1 НБП 104-03 тип системы оповещения и управления эвакуацией определяется в таблице 2.
Пунктом 15 таблицы 2 НПБ 104-03, установлено, что учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.
При этом перечень объектов, подлежащих оснащению системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей при пожаре, определен в СП 3.13130.2009.
Главой 7 СП 3.13130.2009 установлено, что здания (сооружения) должны оснащаться системами оповещения и управления эвакуацией людей соответствующего типа в соответствии с таблицей 2.
В соответствии с пунктом 16 таблицы 2 СП 3.13130.2009 здания учреждений органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы, высотой до 6 этажей подлежат оборудованию системой оповещения людей о пожаре 2 типа.
В данном случае из акта проверки 08.11.2016 N 64 следует, что занимаемое заявителем встроенное нежилое помещение площадью 23,1 кв.м расположено на первом этаже двухэтажного кирпичного административного здания.
По мнению подателя жалобы требования пункта 15 таблицы 2 НПБ 104-03 распространяются только на административные здания, сооружения и строения в целом, а не на их части - помещение. Учреждение полагает, что оборудование системой оповещения людей о пожаре отдельных помещений административного здания не предусмотрено.
Данный довод являлся предметом исследования в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку спорное помещение находится на первом этаже двухэтажного кирпичного административного здания имеющего классификацию, в соответствии с Законом N 123-ФЗ, Ф4.3, и подлежащего на основании пункта 15 таблицы 2 НПБ 104-03 и пункта 16 таблицы 2 СП 3.13130.2009 оборудованию системой оповещения людей о пожаре, соответственно и отдельное помещение, арендуемое заявителем в данном здании, подлежит оборудованию данной системой.
Как следует из материалов дела, администрацией Любытинского муниципального района и учреждением заключен договор аренды от 10.05.2016 N 9 спорного нежилого помещения, которое передано заявителю во временное владение и пользование для использования под офис.
В силу положений статей 37, 38 Закона N 69-ФЗ обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организацией; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на любое лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
При таких обстоятельствах ответственность и собственника помещений, и арендатора за несоблюдение требований пожарной безопасности не исключается, передача помещений в аренду не освобождает собственника от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, наличие собственника также не освобождает арендатора от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
Сложившиеся в данном случае гражданско-правовые отношения между учреждением и арендодателем не свидетельствуют о том, что заявитель освобожден от выполнения требований пожарной безопасности.
Напротив, в соответствии с пунктами 5.2.2 и 5.3 договора аренды от 10.05.2016 N 9 арендатор для поддержания имущества, его конструктивных элементов и оборудования в исправном состоянии за свой счет осуществляет техническое обслуживание находящихся в помещении инженерных систем и оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и нормативными документами, а также имеет право проводить улучшения имущества.
Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции в том, что в данном случае оборудование помещения системой оповещения людей о пожаре относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией помещения.
Таким образом, исходя из представленных доказательств учреждение правомерно определено управлением в качестве лица, ответственного за нарушение требований пожарной безопасности.
С учетом вышеприведенных положений спорное помещение, арендуемое учреждением, подлежит оборудованию системой оповещения людей о пожаре, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности пункта 2 предписания управления от 08.11.2016 N 64/1/1.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания в данном случае не имеется, в связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что законность и обоснованность предписания в обжалуемой части подтверждена.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 февраля 2017 года по делу N А44-9066/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9066/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2017 г. N Ф07-7997/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Главное управление МЧС России по Новгородской области в лице Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому району