Требование: о признании незаконным бездействия в связи с таможенным контролем
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
г. Санкт-Петербург |
|
02 ноября 2016 г. |
Дело N А56-13391/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Есипова О.И., Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Першин А.С. по доверенности от 11.01.2016 до перерыва в с/з, Науменко Е.В. по доверенности от 29.08.2016 - после перерыва в с/з;
от заинтересованного лица: Сассиан М.В. по доверенности от 15.08.2016 до перерыва в с/з, после перерыва в с/з - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24475/2016) Общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2016 по делу N А56-13391/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ"
к Кингисеппской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" (ОГРН 1107847063202, ИНН 7840428274, место нахождения: 191036, г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Советская, д.30, корп. А, оф. 1Н, 4Н, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Кингисеппской таможни (1024701427376, ИНН 4707011004, место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, ул. Большая Гражданская, д.5, далее - Таможня, таможенный орган), выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по декларации на товары (далее ДТ) N 10218040/070815/0016767 в период с 09.08.2015 по 14.08.2015.
Решением суда от 06.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие у таможенного органа возможности проведения таможенного досмотра и выпуска товара по ДТ N 10218040/070815/0016767 08.08.2015.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.08.2015 ООО "Новиком" на Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни подана декларация на товары, прибывшие на территорию Таможенного союза, которая принята таможенным органом и зарегистрирована за N 10218040/070815/00216767.
08.08.2015 таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра товаров по спорной ДТ. В этот же день Обществу было направлено уведомление о проведении таможенного досмотра 10.08.2015 в 10.00 и требование о предъявлении товаров, находящихся в контейнерах N N ООШ8060533, TCLU6265540.
Также 08.08.2015 Усть-Лужским таможенным постом принято решение о проведении дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров. У Общества запрошены дополнительные документы и предложено в срок до 17.08.2015 предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
08.08.2015 должностное лицо Усть-Лужского таможенного поста составило докладную записку о продлении сроков выпуска товаров по ДТ N 10218040/070815/0016767 на время, необходимое для проведения таможенного досмотра. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза срок выпуска товаров, заявленных в ДТ N 10218040/070815/0016767, продлен с письменного разрешения руководителя таможенного органа (докладная записка от 08.08.2015 N 21-90/3789дз) до 17.08.2015.
Фактически таможенный досмотр проведен 13.08.2015 (Акт таможенного досмотра N 10218040/130815/000927), товар выпущен 14.08.2015.
Общество, полагая, что таможенным органом нарушены сроки выпуска товара, обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о соблюдении Таможней процедуры выпуска товара.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим изменению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов Таможенного союза и пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
При этом выпуск товаров согласно пункту 3 статьи 195 ТК ТС осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 111 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 1 статьи 69 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в случае проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС - до предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 ТК ТС если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Согласно пункту 4 статьи 111, пункту 4 статьи 69 ТК ТС запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, выпуск товара осуществляется после предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно части 2 статьи 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Под риском в силу пункта 8 статьи 127 ТК ТС понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза.
Совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков называется профилем риска (пункт 5 статьи 127 ТК ТС).
Таможенный досмотр в соответствии со статьей 110 ТК ТС отнесен к формам таможенного контроля.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о том, что действия Таможни соответствовали приведенным требованиям ТК ТС и статьи 220 Закона N 311-ФЗ, а оспариваемого бездействия таможенный орган не допускал, поскольку в отношении ввозимого товара выявлен профиль риска, мерой по предотвращению и минимизации которого является досмотр товара, таможенный досмотр проведен в установленные сроки.
Согласно пункту 3.1.5 Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 23.04.2014 N 767 (далее - Временная инструкция), должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный досмотр не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении таможенного досмотра и с момента предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения или с момента получения информации от декларанта (лица, им уполномоченного) о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении таможенного досмотра.
Вместе с тем в пункте 13 Приложения N 18 к названной Временной инструкции указано, что решения всеми подразделениями таможни, указанными в направлении для принятия решений, принимаются с учетом сроков, установленных Кодексом для выпуска товаров.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что рассматриваемая ДТ задекларирована 07.08.2015, 08.08.2015 таможенный орган принял решение о проведении таможенного досмотра 10.08.2015 в 10 часов. Письмом от 08.08.2015 Общество просило Таможню списать обеспечение уплаты таможенных платежей по ДТ с платежного поручения от 30.07.2015 N 751. Товар предъявлен Обществом к таможенному досмотру 18.07.2015.
Согласно поручению на таможенный досмотр от 07.08.2015 N 10218040/070815/000927 таможенный досмотр должен быть проведен должностными лицами таможенного органа до 08.08.2015 20 час. 30 мин. в присутствии должностных лиц Отдела применения системы управления рисками (далее - ОПСУР), для которых в соответствии с приказом Таможни от 26.06.2012 N 459 "Об утверждении служебного распорядка" 07.08.2015 (пятница) рабочий день заканчивался в 16 час. 45 мин., а 08.08.2015 и 09.08.2015 (суббота, воскресенье) являлись выходными днями. Присутствие при проведении таможенного досмотра должностных лиц таможен предусмотрено пунктом 2.2.5 Временной инструкции.
Поручение на таможенный досмотр от 07.08.2015 N 10218040/070815/000927 выдано 07.08.2015 в 12 час. 30 мин., что с учетом установленного рабочего времени должностных лиц ОПСУР исключало возможность проведения таможенного досмотра 08.08.2015 и 09.08.2015. С учетом изложенного таможенный досмотр товара должен быть начат таможенным органом в первый рабочий день ОПСУР после выдачи поручения на досмотр -10.08.2015., закончен не позднее 11.08.2016.
Поскольку в рассматриваемом случае Общество предоставило обеспечение уплаты таможенных платежей 08.08.2015, следовательно, с учетом графика служебного времени Таможни, товар должен быть выпущен таможенным органом не позднее 11.08.2015. Однако таможенный досмотр был необоснованно перенесен таможней на 13.08.2016, выпуск товара осуществлен только 14.08.2015 со ссылкой на невозможность прибытия должностного лица ОПСУР Таможни на досмотр 10.08.2016. При этом таможенный орган не обосновал надлежащими доказательствами законность бездействия по проведению таможенного досмотра и выпуска товара в период с 11.08.2016 по 14.08.2016.
При таких обстоятельствах, бездействие Таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска товаров по ДТ N 10218040/070815/0016767 в период с 11.08.2015 по 14.08.2015, подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенного, решение суда от 06.07.2016 подлежит изменению.
Распределение судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе производятся в соответствии с пунктом 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2016 по делу N А56-13391/2016 изменить.
Признать незаконным бездействие Кингисеппской таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска товаров по декларации на товары N N10218040/070815/0016767 в период с 11.08.2015 по 14.08.2015.
В удовлетворении остальной части требований Обществу с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" отказать.
Взыскать с Кингисеппской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" 4 500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной согласно платежному поручению от 19.07.2016 N 650.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13391/2016
Истец: ООО "НОВИКОМ"
Ответчик: Кингисеппская таможня