г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2016 г. |
Дело N А56-42971/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новожиловой Е.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Чернаенко А.С. по доверенности от 11.10.2016,
от ответчика (должника): Жильцова Н.В. по доверенности от 30.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27232/2016) ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА "САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЗЕЛЕНЫЙ САД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2016 по делу N А56-42971/2016(судья Герасимова Е.А.), принятое
по заявлению ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА "САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЗЕЛЕНЫЙ САД"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании,
установил:
Потребительское общество "Садоводческое товарищество "Зеленый сад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (исх. 47819-38 от 06.05.2016) в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков по заявлению Общества и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем обязания Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга совершить действия, связанные с принятием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением суда от 05.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Потребительское общество "Садоводческое товарищество "Зеленый сад" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Потребительское общество "Садоводческое товарищество "Зеленый сад" 23.11.2015 обратилось в Комитет с заявлениями N 26 (вх. N 111094) и N 27 (вх. N 111099) о предоставлении в безвозмездное пользование для ведения садоводства на срок не более чем пять лет на основании пункта 11 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации находящихся в территориальной зоне Т1Ж1 земельного участка площадью 16038 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, ст. Дачное, Лиговский канал, линии с 23 по 28 (01.03.2016 исх. N 14.10068 КИО Московского района СПб в рамках дела по объекту недвижимости 14/10068 присвоен адрес: СПб, Взлетная ул., участок 9; северо-западнее дома 17, литера АЛ по Стартовой ул.) и земельного участка площадью 36027 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, ст. Дачное, Лиговский канал, линии с 23 по 28 (01.03.2016 г. исх. N 14.10069 КИО Московского района СПб в рамках дела по объекту недвижимости 14/10069 присвоен адрес: СПб, Взлетная ул., участок 10; северо-западнее дома 17, литера АЛ по Стартовой ул.) (далее - Участки).
Комитет письмом от 06.05.2016 N 47819-38 сообщил Обществу об отказе в утверждении схем расположения Участков и об отказе в предварительном согласовании предоставления Участков на основании пункта 2 статьи 11.3, подпункта 5 пункта 16 статьи 11.10, пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основанием для оспариваемого отказа послужили заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, в том числе представленные Обществом заключения от 30.11.2015 N 72905-13 и 72916-13, согласно которым Участки расположены в границах территории, в отношении которой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 N 376 утвержден проект межевания территории.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Общество указывает на то, что отказ Комитета является незаконным и необоснованным.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
На основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Участки расположены на территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, у Комитета не имелось оснований для принятия решения о предварительном согласовании предоставления Участков и об утверждении схем расположения Участков.
Между тем, судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов, в частности, Градостроительным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу градостроительная деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объемов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункты 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1 - 12 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты базируются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 3 Кодекса).
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям их органов государственной власти.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ст.ст. 41, 42, 43, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что предполагаемые к образованию земельные участки входят в состав территории, в отношении которой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 N 376 утвержден проект планирования и межевания.
Согласно графическому приложению N 1 - 4 (чертежам) к указанному Постановлению N 376, испрашиваемые заявителем участки находятся в существующей зоне коллективного садоводства (территориальная зона Т1Ж1) с функциональным назначением "для ведения садоводства", на которой, согласно официальному кадастровому учету, в данный момент ничего не расположено и не планируется к расположению в будущем.
Следовательно, испрашиваемые земельные участки находятся внутри территории, в отношении которой утвержден проект планирования и межевания, при этом границы этих участков не пересекаются с иными существующими участками, какие-либо ограничения, кроме самого факта существования Проекта планирования и межевания - отсутствуют.
Таким образом, использование данной территории гражданами для садоводческой деятельности, и передача её в аренду ПО "СТ "Зеленый сад" не ведет к изменению утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 N 376 ППТ и ПМ.
Кроме того, из заключений Комитета по градостроительству и архитектуре от 30.11.2015 N 72905-13 и 72916-13 следует, что испрашиваемые земельные участки находятся в пределах территории, в отношении которой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 N 376 утверждены ППТ И ПМ, при этом, в соответствии с утвержденной документацией, её дальнейшее развитие не предусмотрено (п. 5), а кроме того указано на их функциональное назначение - для ведения садоводства (п. 3), территориальная зона Т1Ж1 - зона коллективных садоводств (п.4), какие-либо градостроительные ограничения для предоставления участков в аренду отсутствуют (п.9), предназначенные к размещению объекты федерального значения, а также здания и сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой Санкт-Петербурга или адресной инвестиционной программой - отсутствуют (п. 10, 11).
При этом, данные заключения содержат положительный заключительный вывод - возможно предоставление в безвозмездное пользование ПО СТ "Зеленый сад" земельного участка, а также к ним приложены схемы с ориентировочными границами испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, вышеуказанные заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, подтверждают отсутствие ограничений и возможность предоставления в безвозмездное пользование Обществу испрашиваемых им участков, поскольку они расположены в зоне коллективных садоводств (территориальная зона Т1Ж1) с функциональным назначением "для ведения садоводства" на срок не более 5 лет, то есть в той зоне, которая изначально проектом планировки и межевания предусмотрена исключительно для целей ведения садоводства и никаких иных.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В данной статье поименованы также основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Ими, в частности, являются:
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10), а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории(пп. 5 п. 16 ст. 11.10).
При этом согласно п.17 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам, перечислены законодателем в ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами; границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Частью 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте. Вместе с тем, испрашиваемые Обществом земельные участки, в данном перечне не указаны и соответствуют требованиям, установленным ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных положений Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на пп. 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации, является не сам факт наличия проекта планировки территории и последующее расположения испрашиваемого земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, а наличие объективных препятствий для образования такого участка на этой территории, а также не соответствие образуемого участка требованиям, установленным ст. ст. 11.9 и ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации.
При этом Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не привел доводов, не указал конкретных обстоятельств и причин, связанных с наличием утвержденного проекта планирования и межевания, свидетельствующих о невозможности ведения садоводческой деятельности на испрашиваемых земельных участках.
В то же время, как было отмечено выше, не оспаривается заинтересованным лицом и подтверждается графическими приложениями N 1 - 4 (чертежам) к указанному Постановлению N 376, испрашиваемые заявителем участки находятся в существующей зоне коллективного садоводства (территориальная зона Т1Ж1) с функциональным назначением "для ведения садоводства", на которой, согласно официальному кадастровому учету, в данный момент ничего не расположено и не планируется к расположению в будущем.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая тот факт, что Комитетом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, которое, в свою очередь, нарушает права граждан на пользование землей для ведения садоводства, отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (исх. 47819-38 от 06.05.2016) в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков по заявлению Общества является незаконным, противоречит основным принципам земельного законодательства, в частности, сочетанию интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (ст. 1 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2016 по делу N А56-42971/2016 отменить.
Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 06.05.2016 N 47819-38 в предварительном согласовании предоставления ПО СТ "Зеленый сад" земельных участков площадью 16 038 кв.м. и 36 027 кв.м. на территории земель, прилегающих к земельному участку, расположенному по адресу; СПб, Дачное, садоводство "Зеленый сад", 23-28 линии.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга совершить действия, связанные с принятием решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков по заявлениям ПО СТ "Зеленый сад" участков площадью 16 038 кв.м. и 36 027 кв.м. на территории земель, прилегающих к земельному участку, расположенному по адресу; СПб, Дачное, садоводство "Зеленый сад", 23-28 линии.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42971/2016
Истец: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО "САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЗЕЛЕНЫЙ САД"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА