Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2016 г. |
Дело N А56-51691/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Южаковой В.Д.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1) Антонович В.В., доверенность от 21.01.2015 г., 2) не явился, извещен
от 3-их лиц: 1) Морева Г.П., выписка из ЕГРЮЛ, 2) Шимко И.В., протокол от 06.09.2014 г. N 3
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4051/2016) Индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015 г. по делу N А56-51691/2014 (судья Селезнева О.А.), принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича заинтересованные лица: 1) Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, 2) Администрация Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области
3-и лица: 1) ГСПК "Победа", 2) ГСПК "Удача" о признании незаконным бездействия по организации и проведению торгов,
установил:
Индивидуальный предприниматель Чернышов Валерий Николаевич (далее - Предприниматель, Чернышов В.Н.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее - Администрация района):
- о признании незаконным бездействия по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения гаражей индивидуального транспорта, по адресам: Ленинградская область, Тосненский район, д.Нурма, у д.15, площадью 1,18 га и Ленинградская область, Тосненский район, д.Нурма, у д.25, площадью 1,85 га;
- об обязании провести торги по продаже права аренды данных земельных участков.
Решением суда от 14.11.2014 г., оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 г., в удовлетворении заявления было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2015 г. решение от 14.11.2014 г. и постановление от 01.04.2015 г. были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 30.10.2015 г. в порядке части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация поселения).
Решением суда от 08.12.2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Предприниматель просит решение от 08.12.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 г. установлены предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловные основания для отмены решения суда; рассмотрение дела начато по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГСПК "Победа" и ГСПК "Удача", которые также обратились с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в аренду.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Администрации района возражал против удовлетворения требований Предпринимателя.
Представители ГСПК "Победа" и ГСПК "Удача" поддержали позицию представителя Администрации.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Предприниматель и Администрация поселения своих представителей в судебное заседание не направили.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Чернышов В.Н. 13.05.2014 г. обратился к Администрации района с заявлением, в котором со ссылкой на опубликование в газете "Тосненский вестник" от 30.04.2014 г. N 32 (14712) сообщения о предстоящем предоставлении в аренду спорных земельных участков просил сдать ему в аренду названные участки, а в случае поступления нескольких заявлений - провести торги по продаже права аренды земельных участков.
Письмом от 18.06.2014 г. N ч-857/14-2 Администрация района уведомила Предпринимателя о невозможности удовлетворения его заявления в связи с предоставлением испрашиваемых земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ) на основании обращения гаражно-строительного потребительского кооператива "Удача", указав, что в опубликованном сообщении не содержится информации о приеме заявлений на предоставление данных участков.
Чернышов В.Н., полагая бездействие Администрации незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 АПК РФ правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 г. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Как следует из материалов дела, сообщение Администрации о предстоящем предоставлении в аренду спорных земельных участков было опубликовано в газете "Тосненский вестник" от 30.04.2014 г. N 32.
Таким образом, поскольку информация в отношении спорных земельных участков опубликована до вступления в силу Закона N 171-ФЗ, предоставление данного земельного участка должно осуществляется по правилам статьи 30 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г. (даты вступления в силу Закона N 171-ФЗ).
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса, в которых детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа в связи с заявлением заинтересованного лица о предоставлении участка для строительства по указанной процедуре. Уполномоченный орган обеспечивает выбор участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (часть 2 статьи 31); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (часть 3 статьи 31); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (часть 5 статьи 31); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31); в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8 статьи 31).
По смыслу положений части 3 статьи 31 Земельного кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, заинтересованными лицами - поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
При этом Земельный кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса независимо от того, является ли этот земельный участок сформированным или лишь проходит процедуру формирования. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данные выводы подтверждены правоприменительной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 г. N 4224/10), на данное толкование закона указано в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу (часть 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при наличии двух и более претендентов предоставление земельного участка должно осуществляться на торгах.
По правилам статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, на спорные земельные участки претендовало несколько лиц (индивидуальный предприниматель и ГСПК "Победа". ГСПК "Удача"), в связи с чем они не могли быть предоставлены кому-либо из них для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, а подлежали выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса.
Возражения Администрации о невозможности проведения торгов, поскольку на земельных участках расположены гаражи граждан, которые не являются объектами недвижимого имущества, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства с учетом норм действующего земельного законодательства не препятствуют организации проведения торгов на право приобретения участков в аренду, так как правовые основания для расположения указанных гаражей на спорных земельных участках отсутствуют.
При этом Правилами землепользования и застройки Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области предусматривается размещение гаражей на спорных земельных участках.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции в постановлении от 03.07.2015 г. указал на необходимость проверить, завершена ли процедура выбора спорных участков, имеется ли утвержденный в установленном порядке акт выбора земельных участков, проведен ли кадастровый учет земельных участков и заключен ли договор аренды.
Согласно объяснениям лиц, участвующих в деле, указанные процедуры в отношении спорных земельных участков совершены не были, что свидетельствует об отсутствии препятствий в организации и проведении торгов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие Администрации МО Тосненский район Ленинградской области по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды спорных земельных участков является незаконным, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 34 Закона N 171-ФЗ Администрации района надлежит устранить допущенные нарушения норм Земельного кодекса и прав Предпринимателя путем предоставления указанных земельных участков в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30, статьей 38 Земельного кодекса в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.
С учетом изложенного решение от 08.12.2015 г. подлежит отмене, требования Предпринимателя - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2015 года по делу N А56-51691/2014 отменить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО Тосненский район Ленинградской области по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения гаражей индивидуального транспорта, по адресам: Ленинградская область, Тосненский район, д. Нурма, у дома 15, площадью 1,18 га и Ленинградская область, Тосненский район, д. Нурма, у дома 25, площадью 1,85 га.
Обязать Администрацию МО Тосненский район Ленинградской области предоставить указанные земельные участки в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30, статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.
Взыскать с Администрации МО Тосненский район Ленинградской области в пользу Индивидуального предпринимателя Чернышова Валерия Николаевича 200 руб. расходов по государственной пошлине по заявлению и 150 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51691/2014
Истец: ИП Чернышов Валерий Николаевич
Ответчик: Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4051/16
08.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51691/14
03.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4177/15
01.04.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1824/15
14.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-51691/14