г. Киров |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А82-3659/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск", ИНН 2901165072, ОГРН 1072901008344
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.07.2016 по делу N А82-3659/2016, принятое судом в составе судьи Кашириной Н.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск" (ИНН 2901165072, ОГРН 1072901008344)
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (ИНН: 2901128698, ОГРН: 1042900033780), общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети - Северного округа" (ИНН: 2901238732, ОГРН: 1132901006710).
о взыскании 1 247 385 руб. 53 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск" (далее - истец, заявитель, Общество, ООО "ТриТОН-Архангельск") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ответчик, Компания, ОАО "ТГК-2") о взыскании 1 247 385 руб. 33 коп. неосновательного обогащения за пользование услугами по транспортировке горячей воды на территории Северного территориального округа МО "Город Архангельск" за период с 01.11.2015 по 31.12.2015 (далее - спорный период).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.07.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, решение суда является незаконным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, при его вынесении судом были неправильно применены нормы материального права. Компания, не имея оборудования (теплосетей) для поставки и продажи ресурса (тепла) в составе горячей питьевой воды своим конечным потребителям в Северном округе, фактически пользовалась данной услугой, используя теплосети Общества, которые пролегают от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до объектов (МКД) конечных потребителей горячей воды. Ответчик получает от конечных потребителей горячей воды, проживающих в многоквартирных домах, технологически подсоединённых через наружные сети горячего водоснабжения к центральным тепловым пунктам плату за теплоресурс в составе горячей воды. Без пользования услугой по транспортировке горячей питьевой воды по наружным сетям истца у ответчика не имелось бы возможности доставлять конечным потребителям свой ресурс (тепловая энергия) и получать плату за него в составе горячей питьевой воды. Из представленных Обществом в материалы дела копий платёжных документов за ноябрь-декабрь 2015 года, выставленных ответчиком, следует, что Компанией принималась оплата за тепловой ресурс для нужд отопления, и за тепловой ресурс для нужд горячего водоснабжения (ГВС), следовательно, ответчик осуществлял продажу энергоресурса конечным потребителям в Северном округе города Архангельска, используя для этого наружные сети горячего водоснабжения Общества. Размер долга и методика расчёта переданной тепловой энергии в горячей питьевой воде ответчиком не оспаривался, контррасчет задолженности и величины тепловой энергии в горячей питьевой воде не представлен.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что у Компании в Северном территориальном округе МО "Город Архангельск" отсутствует инженерное сооружение, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведении. Ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией в отношении потребителей (граждан) Северного округа г. Архангельска, поставляет исполнителю коммунальных услуг товар - тепловую энергию, а исполнитель коммунальных услуг принимает данный товар и производит оплату за тепловую энергию по тарифу, установленному уполномоченным органом. Тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг использует для оказания коммунальных услуг по отоплению и ГВС гражданам. Расчет размера платы за данные услуги производит исполнитель коммунальных услуг. В связи с тем, что Компания не осуществляет в Северном округе поставку горячей воды, а осуществляет поставку только тепловой энергии, соответственно при направлении квитанции гражданам по агентскому договору ответчик указывает сведения о тарифе на тепловую энергию. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 суд второй инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для суда первой инстанции, в силу следующего.
Суд установил, что Общество владеет наружными сетями горячего водоснабжения в Северном территориальном округе г. Архангельска.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.10.2015 N 55-в/26 для ООО "ТриТОН-Архангельск" установлен тариф на услуги по транспортировке горячей воды в размере 6,43 руб./куб.м, с 1 ноября по 31 декабря 2015 года.
Ответчик, не имея заключенного договора с истцом на оказание услуг по транспортировке горячей воды, фактически пользовался данной услугой для выполнения своих обязательств перед конечными потребителями в Северном территориальном округе г. Архангельска по горячему водоснабжению.
Истец направил ответчику счет на оплату N 01 от 31.12.2015, акт N 01 от 31.12.2015 и расчет объема оказанной услуги по транспортировке горячей воды за спорный период. Истец полагает, что в связи с тем, что Общество фактически выполняет услуги по транспортировке горячей воды на территории Северного округа МО "Город Архангельск", Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2014 N 72-в/27 для Компании установлен тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) на территории МО "Город Архангельск", ответчик обязан оплачивать истцу оказанные услуги по транспортировке горячей воды по тарифам и расчетным объемам, установленным для Общества.
По пояснениям представителей сторон в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в спорный период тепловыми пунктами владело ООО "Тепловые сети Северного округа", которому Компания оплачивала услуги по передаче тепловой энергии, и которое не привлечено к участию в деле.
В целях необходимости более полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, а также учитывая, что спор может затрагивать права и законные интересы Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети - Северного округа" по отношению к одной из сторон, их необходимо привлечь к участию в деле.
Непривлечение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети - Северного округа" к участию в деле не позволило арбитражному суду полно, всесторонне и объективно исследовать фактические обстоятельства дела и дать им надлежащую правовую оценку,
Согласно пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле
В силу пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. При указанных обстоятельствах обжалуемое судебное решение подлежит отмене с принятием судом второй инстанции нового судебного акта.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам), общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети - Северного округа" (далее - ООО "ТС СО").
Агентство по тарифам письменно пояснило, что Компания не владеет объектами горячего водоснабжения в Северном территориальном округе муниципального образования "Город Архангельск", не является ресурсоснабжающей организацией в отношении горячего водоснабжения в данном территориальном округе города и не может быть потребителем данной услуги. Агентством по тарифам во исполнение решения суда было открыто дело об установлении тарифа на транспортировку горячей воды и постановлением от 29.10.2015 N 55-в/26 установлен тариф для Общества в условиях отсутствия на территории Северного территориального округа г. Архангельска организации, осуществляющей эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, предусмотренной Федеральным законом от 07.12.02011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; отсутствия утвержденного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории Северного территориального округа г. Архангельска; сложившихся взаимоотношений по сбору с потребителей денежных средств по каждому поставляемому ресурсу в отдельности: холодная вода (ООО "Роса") и тепловая энергия (ОАО "ТГК-2").
ООО "ТС СО" письменно пояснило, что Компания, не имея заключенного договора с истцом на оказание услуг по транспортировке горячей воды, фактически пользовалась данной услугой для выполнения своих обязательств перед конечными потребителями в Северном территориальном округе г. Архангельска по горячему водоснабжению. Между истцом и ответчиком сложились фактические отношения оказания услуг по передаче горячей питьевой воды от ЦТП до конечных потребителей, а именно, компонента тепловая энергия в составе горячей питьевой воды (ГВС).
ОАО "ТГК-2" не имеет оборудования (теплосетей) для поставки и продажи ресурса (тепла) в составе горячей питьевой воды своим конечным потребителям в Северном округе, поэтому фактически пользовалось данной услугой, используя теплосети истца, которые пролегают от центральных тепловых пунктов (ЦТП) до объектов (МКД) конечных потребителей горячей воды. Ответчик получает от конечных потребителей горячей воды, проживающих в многоквартирных домах, технологически подсоединённых через наружные сети горячего водоснабжения к центральным тепловым пунктам плату за теплоресурс в составе горячей воды. Без пользования услугой по транспортировке горячей питьевой воды по наружным сетям истца у ответчика не имелось бы возможности доставлять конечным потребителям свой ресурс (тепловая энергия) и получать плату за него в составе горячей питьевой воды. В Северном округе г. Архангельска закрытая система теплоснабжения, поэтому теплосетевая вода для нужд отопления никак не смешивается с питьевой водой для нужд горячего водоснабжения (ГВС). У ООО "ТС СО" в эксплуатации теплосети для передачи тепловой энергии (сетевой воды) сетей ГВС нет. Разбор сетевой воды для бытовых нужд при закрытой системе теплоснабжения запрещен.
Включение в тариф оказания услуг по передаче тепловой энергии эксплуатационных расходов по содержанию объектов ГВС и, наоборот, запрещено действующим законодательством.
Ответчику в соответствии с Постановлением мэрии города Архангельска от 24.02.2014 N 136 присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в МО "Город Архангельск". Ответчик обязан был располагать информацией о том, в каком товаре, в каком количестве и в каком носителе тепловая энергия в МО "Город Архангельск" готовится на источниках, транспортируется и реализуется конечным потребителям, включая все затраты в свой единый тариф на тепловую энергию. Поэтому ответчик не мог не знать, что истец несёт эксплуатационные расходы по содержанию сетей ГВС и фактически оказывает ответчику услуги по транспортировке тепловой энергии в составе ГВС конечным потребителям в Северном округе г. Архангельска. Считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
12.12.2016 истец представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просит взыскать с ответчика 1 101 099 руб. 43 коп. неосновательного обогащения за пользование услугами Общества по транспортировке горячей воды на территории Северного территориального округа МО "Город Архангельск" за период с 01.11.2015 по 31.12.2015.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает уточнение исковых требований.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 11 июля 2016 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Общество владеет наружными сетями горячего водоснабжения в Северном территориальном округе г. Архангельска, которые пролегают от зданий центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП) до объектов конечных потребителей тепловой энергии в составе горячей тепловой воды - многоквартирных жилых домов (МКД). Истец не использует тепловую энергию в составе горячей питьевой воды на собственные или производственные нужды.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.10.2015 N 55-в/26 для ООО "ТриТОН-Архангельск" установлен тариф на услуги по транспортировке горячей воды в размере 6,43 руб./куб. м, с 1 ноября по 31 декабря 2015 года.
Ответчик не имеет в Северном территориальном округе г. Архангельска инженерные сооружения и оборудование, непосредственно используемые для поставки и продажи ресурса (тепловой энергии в составе горячей питьевой воды) своим конечным потребителям ресурса тепловая энергия.
При этом, являясь ресурсоснабжающей организацией в отношении потребителей Северного территориального округа г. Архангельска, Компания поставляет тепловую энергию в составе горячей питьевой воды в системе ГВС и выставляет конечным потребителям платежные документы для внесения платы за предоставленные коммунальные ресурсы.
Ответчик, не имея заключенного договора с истцом на оказание услуг по транспортировке горячей воды, фактически пользовалось данной услугой для выполнения своих обязательств перед конечными потребителями в Северном территориальном округе г. Архангельска по горячему водоснабжению.
Истец направил ответчику счет на оплату N 01 от 31.12.2015, акт N 01 от 31.12.2015 и расчет объема оказанной услуги по транспортировке горячей воды за спорный период.
Максимальная тепловая мощность, затраченная для подогрева холодной воды до состояния горячей на нужды горячего водоснабжения в Северном территориальном округе МО "Город Архангельск" на центральных тепловых пунктах N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и тепловом пункте на ул. Партизанской, д.28 (по данным, полученным от ГУ ОАО "ТГК-2" по Архангельской области) составляет 7,632558 Гкал/час. Количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды с целью обеспечения горячим водоснабжением населения МО "Город Архангельск" при отсутствии приборов учета равно 0,0576 Гкал/м3 (Приложение N 2 к Постановлению министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 06.03.2012 N 1-пн).
Неоплата ответчиком задолженности за оказанные услуги послужила основанием для обращения Предприятия с иском в суд.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из пункта 1 статьи 17 Закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Отсутствие между сторонами письменного договора энергоснабжения не освобождает ответчика от обязанности оплатить принятую энергию (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Источником теплоты в системе теплоснабжения г. Архангельска с 1970 года является теплоэлектроцентраль - Архангельская ТЭЦ. С момента ввода Архангельской ТЭЦ в эксплуатацию система теплоснабжения г. Архангельска является централизованной системой теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, что подтверждается схемой теплоснабжения МО "Город Архангельск" до 2028 г., утвержденной Постановлением Мэра г. Архангельска от 24.02.2014 N 136.
Под закрытой системой понимается водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115).
Таким образом, в городе Архангельске приготовление горячей воды происходит за счет подогрева холодной (питьевой) воды - м. куб. тепловой энергией в горячей воде (техническая вода, теплоноситель) Гкал.
В соответствии с Постановлением мэрии города Архангельска от 24.02.2014 N 136 ОАО "ТГК-2" присвоен статус Единой теплоснабжающей организации, утверждена схема теплоснабжения МО "Город Архангельск" до 2028 года. Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в схеме теплоснабжения определены границы зон деятельности ОАО "ТГК-2" как единой теплоснабжающей организации (организаций).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") дано определение понятию "тепловая энергия" - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);
Для поставки тепловой энергии потребителям ОАО "ТГК-2" на нужды отопления и горячего водоснабжения между ОАО "ТГК-2" и ООО "ТС СО" и между ОАО "ТГК-2" и ООО "Специализированный Транспорт" заключены договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде. В соответствии с условиями данных договоров ООО "ТС СО" и ООО "Специализированный транспорт" обязуются осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям и передачу тепловой энергии в горячей воде от точки приема до точек передачи тепловой энергии, а ОАО "ТГК-2" обязуется оплачивать указанные услуги в объемах и на условиях, предусмотренных настоящими Договорами (Приложение N 2 договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде).
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы).
Согласно пункту 88 Основ тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды (пункт 92 Основ).
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-т/51 (в редакции Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2014 N 72-т/24) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "ТГК-2" потребителям, расположенным в том числе на территории МО "Город Архангельск".
Как следует из составляющих тарифа на горячую воду, тариф на горячую воду включает стоимость 1 куб.м. холодной воды и стоимость тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м. холодной воды до необходимой температуры. Так в период с 30.06.2015 по 31.12.2015 тариф (компонент на тепловую энергию) составлял 1581,85 руб. за 1 Гкал.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под горячей водой понимается вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой;
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 названного Федерального закона централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В связи с тем, что в городе Архангельске централизованная система теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, то приготовление горячей воды производится путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Организация, которая фактически готовит горячую воду в ЦТП города Архангельска, - гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение) в настоящее время не установлена.
Тариф на горячую воду в м.куб. в Северном округе г. Архангельска не установлен.
В связи с тем, что в городе Архангельске отсутствует гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и тариф на горячую воду не установлен, оплата за потребленные коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, производилась двумя составляющими:
Холодная вода (м. куб.) - ООО "ПСК "Энерголайнс",
Тепловая энергия (Подогрев) - Гкал - ОАО "ТГК-2".
Для возможности осуществлять сбор денежных средств с населения города Архангельска за поставленную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения между Управляющими компаниями Северного округа города Архангельска и ОАО "ТГК-2" заключены договоры поставки тепловой энергии (где ОАО "ТГК-2" является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии своим потребителям), а также агентские договоры (где ОАО "ТГК-2" является агентом Управляющей компании и производит начисление и сбор денежных средств за поставленную тепловую энергию гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся под управлением УК).
Счета предъявляются к оплате на основании заключенных договоров и объемов тепловой энергии, определенных в соответствии с данными договорами и нормами действующего законодательства РФ (при наличии приборов учета - по приборам учета, при их отсутствии - по жилищным организациям в порядке, предусмотренным правилами предоставления коммунальных услуг (по нормативам); по прочим потребителям исходя из заявленных договорных нагрузок с корректировкой на фактические климатические условия и режимов поставки тепловой энергии.
В связи с тем, что ОАО "ТГК-2" осуществляет в Северном округе поставку тепловой энергии, соответственно, при выставлении квитанции по агентскому договору ОАО "ТГК-2" указывает сведения о тарифе на тепловую энергию в руб/Гкал.
Расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, являются составляющей компонента на тепловую энергию (пункт 92 Основ).
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, пояснения сторон, а также регулирующего органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости возмещения истцу стоимости услуг по транспортировке горячей воды на территории Северного территориального округа "город Архангельск" за спорный период именно ответчиком, поскольку ответчику установлен тариф на горячую воду, он получает денежные средства от потребителей за поставленную тепловую энергию, используя при этом для передачи ресурса сети ГВС, принадлежащие истцу.
Из расчета ответчика (дополнения к пояснениям по делу от 05.12.2016) следует, что объем потребленной тепловой энергии, начисленной по услуге ГВС потребителям Северного округа в ноябре-декабре 2015 года, составляет 1900,16302 Гкал, в том числе 3,825584 Гкал по объектам, рассчитанным по нагрузкам, и 1896,337436 Гкал (в сумме 211 691 руб. 84 коп.) по объектам жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции принимает данный расчет ответчика, поскольку он подтвержден документально, поставка ресурса осуществлялась в жилые дома и максимальные нагрузки, которые использует истец в своем расчете, неприменимы в данном случае.
Кроме того, данная сумма сопоставима с суммой, приведенной в экспертном заключении Агентства по обоснованности тарифов на услуги по транспортировке горячей воды, оказываемые Обществом в спорный период, согласно которому финансовые потребности, необходимые для реализации производственной программы в сфере горячего водоснабжения (в стадии транспортировки горячей воды), на спорный период составят 264,59 тыс. руб. (приложение к письменному мнению от 13.10.2016 Агентства по тарифам).
При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению в сумме 211 691 руб. 84 коп.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области 11.07.2016 по делу N А82-3659/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск" удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск" (ИНН 2901165072, ОГРН 1072901008344) 211 691 руб. 84 коп. неосновательного обогащения за пользование услугами по транспортировке горячей воды за период с 01.11.2015 по 31.12.2015.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в доход федерального бюджета 5 193 руб. госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск" в доход федерального бюджета 15 818 руб. госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3659/2016
Истец: ООО "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск"
Ответчик: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, ООО "Тепловые сети - Северного округа"