Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф06-19948/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А72-10689/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2017 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Тихонова Андрея Юрьевича - извещен, не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" - извещен, не явился;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска - Петрова Е.Е., доверенность от 09.01.2017 г.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области - Ромашкина Ю.А., доверенность от 10.01.2017 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Тихонова Андрея Юрьевича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2016 года по делу N А72-10689/2016 (судья Корастелёв В.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис", (ОГРН 1127327001053, ИНН 7327063266), г. Ульяновск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1047301036639, ИНН 7325051145) г. Ульяновск,
с участием третьих лиц:
- Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, (ОГРН 1047301036133, ИНН 7325051113), г. Ульяновск,
- Тихонова Андрея Юрьевича, г. Тверь,
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (далее - заявитель, ООО "Теплосервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 30.05.2016 N 4949А об отказе в государственной регистрации и обязании устранить допущенные нарушения.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области и Тихонова Андрея Юрьевича.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Тихонов Андрей Юрьевич обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. При этом указывает, что между ООО "Теплосервис" и Тихоновом А.Ю. заключен договор N 14 от 08.05.2016 г., в соответствии с которым Тихонов А.Ю. обязуется обеспечить текущее руководство организацией в период ликвидации. Для осуществления текущего руководства обществом в период ликвидации, необходимость постоянного нахождения руководителя по адресу регистрации общества, отсутствует.
В судебное заседание представитель Тихонова А.Ю. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проведено в его отсутствие.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска и Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Теплосервис" зарегистрировано в ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска 28.03.2016 по адресу (месту нахождения): 432045, г.Ульяновск, Московское шоссе, дом 14С. Единственный участник общества - ООО "Спецбизнеспроект", ОГРН 1144029001940, ИНН 4029051478, номинальная стоимость доли в уставном капитале 10 000 руб. (100%).
ООО "Теплосервис" 23.05.2016 представлено в Инспекцию заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Согласно представленному заявлению, прекращаются полномочия руководителя ООО "Теплосервис" Лазуткина Юрия Владимировича, ИНН 732509282409, зарегистрированного по адресу (месту жительства): 432027, г. Ульяновск, ул. Люксембург, дом 1Б, кв. 3. Указанным заявлением вносятся сведения о возложении полномочий руководителя на Тихонова Андрея Юрьевича ИНН 695011038908, зарегистрированного по адресу (месту жительства): 170004, г. Тверь, пер. Коллективный, дом 6, квартира 1, дата рождения 19.01.1994.
Заявителем по данному виду регистрации является Тихонов Андрей Юрьевич, подпись которого засвидетельствована нотариусом Тверского городского нотариального округа Рахно Л.С., запись в реестре N 5-6187.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией принято оспариваемое решение от 30.05.2016 N 4949А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с непредставлением определённых законом документов, а именно, заявления по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Решением УФНС России по Ульяновской области от 14.07.2016 N 07-10/08236 по жалобе ООО "Теплосервис" решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска N 4949А от 30.05.2016 г. об отказе в государственной регистрации оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением N 4949А об отказе в государственной регистрации, заявитель обратился в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Гражданского кодекса России Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с Законом N 129-ФЗ регистрации подлежат только достоверные сведения. Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца Государственного реестра юридических лиц, являющего федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с Обществом, создает возможность создания различного рода схем ухода от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Как правильно указано судом первой инстанции, физическое лицо, которое обладает признаками "массового" учредителя, руководителя не может осуществлять организационно-хозяйственные функции в должном объеме.
В силу ст. 274 Трудового Кодекса РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 276 ГК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).
Федеральными законами установлен ряд правил, ограничивающих права руководителей на работу по совместительству. Причинами ограничений выступают:
а) возможность злоупотреблений руководителями своими полномочиями вопреки имущественным интересам собственников организаций;
б) ограниченный ресурс рабочего времени руководителя, которое он должен продуктивно использовать в интересах работодателя.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что заявитель от ООО "Теплосервис" - Тихонов Андрей Юрьевич ИНН 695011038908, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, является "массовым" руководителем и учредителем в 43 организациях, из которых 41 является действующей, 1 в стадии ликвидации, 1 находится в процессе реорганизации в форме присоединения.
Организации, руководителем которых является Тихонов А.Ю., зарегистрированы на территории различных регионов Российской Федерации:
- Республика Башкортостан - 1 юридическое лицо,
- Ставропольский край - 1 юридическое лицо,
- Волгоградская область - 1 юридическое лицо,
- Воронежская область - 10 юридических лиц,
- Курганская область -1 юридическое лицо,
- Курская область - 1 юридическое лицо,
- Нижегородская область - 1 юридическое лицо,
- Омская область - 1 юридическое лицо,
- Орловская область - 4 юридических лица,
- Пензенская область - 2 юридических лица,
- Пермский край, - 2 юридических лица,
- Свердловская область- 3 юридических лица,
- Смоленская область - 1 юридическое лицо,
- Тверская область - 2 юридических лица,
- Тюменская область - 1 юридическое лицо,
- Ульяновская область - 1 юридическое лицо,
- Челябинская область - 3 юридических лица,
- Забайкальский край - 4 юридических лица,
- Ярославская область - 1 юридическое лицо,
- г. Москва - 2 юридических лица,
- Чукотский автономный округ - 1 юридическое лицо,
- Ямало-Ненецкий автономный округ - 2 юридических лица.
При этом сам Тихонов А. Ю. зарегистрирован по месту жительства в г. Тверь.
Указанный факт свидетельствует, что фактически А.Ю. Тихонов не имеет возможности осуществлять управление юридическими лицами, расположенными в разных регионах страны, и свидетельствует о фиктивных действиях со стороны вышеуказанного физического лица, направленных на внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ указанными организациями зарегистрированы различные несовместимые виды деятельности: физкультурно-оздоровительная деятельность; оптовая торговля подъемно-транспортными машинами и оборудованием, прочими строительными материалами; производство общестроительных работ по возведению зданий; оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем, зерном; прочая оптовая торговля; разведение крупного рогатого скота и т.п.
По данным информационных ресурсов в 9-ти юридических лицах отсутствуют основные работники и лица, привлеченные по договорам гражданско-правового характера, отсутствуют основные средства, представляется "нулевая" налоговая отчетность.
Дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к правильному выводу о том, что в совершении регистрации по представленному обществом заявлению Инспекцией отказано правомерно.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов. При этом предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Заявление, содержащее недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
На основании п.4.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
Согласно п. 4.3 ст.9 Закона N 129-ФЗ, основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4.3 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).
В силу того, что Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195) вступил в силу 05.06.2016, оспариваемое решение N 4949А от 30.05.2016 принято налоговым органом в рамках отведённого законом 5-ти дневного срока, путем изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа на момент вынесения решения без использования права регистрирующего органа принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанная проверка в рамках полномочий, предоставленных регистрирующему органу действующим на настоящий момент законодательством проведена для представления результатов в Арбитражный суд Ульяновской области по настоящему делу в подтверждение доводов налогового органа о недостоверности сведений, включаемых заявителем в ЕГРЮЛ, изложенных в решении об отказе в государственной регистрации.
Представление полного пакета документов в регистрирующий орган означает, что документы должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в ней информации. В соответствии с нормами и смыслом статей 17 и 18 Закона N 129-ФЗ следует, что Закон предусматривает не только формальное соблюдение требований к представлению документов, но и соответствие этих документов требованиям закона об их содержании.
Кроме того, на основании дополнительно представленных суду доказательств усматривается, что согласно вступившему в законную силу 19.07.2016 постановлению от 26.05.2016 мирового судьи судебного участка N 54 Центрального судебного района г.Читы по делу N 5-392/ч. 5 ст. 14.25 АК-2016 Тихонов А.Ю. дисквалифицирован как руководитель сроком на 1 год.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
Заявление, содержащее недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Закона N 129-ФЗ.
Доводы подателя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 23.12.2016, общество имеет статус "действующее юридическое лицо". В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц среди прочих содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Следовательно, содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения должны быть достоверными, поскольку как вносятся, так и предоставляются органами государственной власти, что, в свою очередь, уже должно являться гарантией достоверности. Кроме того, место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, поскольку им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля. Отсутствие юридического лица по заявленному адресу (месту нахождения) затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
Протоколом осмотра территории, помещений, документов, предметов от 04.10.2016, расположенных по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 14С в соответствии с правами, предоставленными п.4 ст.7 Закона "О налоговых органах РФ" от 21.03.1991 N 943-1 и п.4.2. ст.9 Закона N 129-ФЗ Инспекцией ФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска произведен осмотр и установлено отсутствие общества по заявленному адресу. Указанное обстоятельство также подтверждается письмом собственника помещения по вышеуказанному адресу ООО "Уником" от 04.10.2016 N 548.
Согласно п.4.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, Инспекция правомерно вынесла оспариваемое решение от 06.05.2016 N 4084А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Другие доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2016 года по делу N А72-10689/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10689/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2017 г. N Ф06-19948/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска
Третье лицо: Тихонов А.Ю., Тихонов Андрей Юрьевич, Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области