Требование: о взыскании долга, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А79-1684/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2017.
Полный текст постановления изготовлен 16.01.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Долговой Ж.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 03.10.2016 по делу N А79-1684/2016,
по иску муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей", г. Алатырь Чувашской Республики (ОГРН 1022101628592 ИНН 2122000210), к обществу с ограниченной ответственностью "Управление ЖКХ", г. Алатырь Чувашской Республики (ОГРН 5082131000034 ИНН 2122006035), о взыскании 1 824 987 руб. 54 коп.,
при участии в заседании суда:
от истца - Титов И.В. по доверенности N 1 от 09.01.2017 (сроком до 31.12.2017), Афонин С.Н. по доверенности N 2 от 09.01.2017 (сроком до 31.12.2017),
от ответчика - Святочевская Т.А. по доверенности от 09.01.2017 (сроком на 1 год),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (далее - МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление ЖКХ" (далее - ООО "Управление ЖКХ") о взыскании 1 794 433 руб. 90 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию за период с 01.09.2015 по 29.01.2016 (с учетом уточнений и отказа от требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 03.10.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования. Взыскал с ООО "Управление ЖКХ" в пользу МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" 1 794 433 руб. 90 коп. долга.
Производство по делу в части взыскания 30 553 руб. 64 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами прекратил.
ООО "Управление ЖКХ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель оспаривает размер задолженности, ссылаясь на факт установки общедомовых приборов учета тепловой энергии с нарушениями требований законодательства.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержал доводы жалобы.
Истец в заседании суда просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "АПОК и ТС" поставляет тепловую энергию и горячую воду в многоквартирные дома города Алатырь, находящиеся в управлении ООО "Управление ЖКХ".
09.01.2008 МУП "Алатырское ПОК и ТС" (теплоснабжающая организация) и ООО "Управление ЖКХ" (потребитель) заключили договор на теплоснабжение N 125, по условиям которого теплоснабжающая организация отпускает, а потребитель принимает и оплачивает на условиях настоящего договора тепловую энергию с максимумом тепловой нагрузки 24 272,78 Гкал/час, в том числе: на отопление 24 271,03 Гкал/час, на горячее водоснабжение 1,746 Гкал/час (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 5.2 договора тарифы на тепловую энергию устанавливаются и изменяются Республиканской службой по тарифам.
Расчетный период при оплате исчисляется с 26 числа предыдущего месяца по 25 число, включительно, текущего месяца (пункт 5.4 договора).
В соответствии с пунктом 5.5 договора основанием для оплаты стоимости отпущенной тепловой энергии являются счета-фактуры, предъявляемые потребителю ежемесячно и подлежащие оплате в течение 10 банковских дней с даты их выставления, путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации или путем внесения денежных средства в кассу предприятия.
Договор вступает в силу с 09.01.2008 и действует до 31.12.2008. Договор считается пролонгированным на следующий год, если за один месяц до окончания срока его действия не последует заявления одной из сторон о его прекращении, либо о заключении договора на новых условиях (пункт 9.1 договора).
Сведений о расторжении договора в материалах дела не имеется.
Согласно актам выполненных работ от 29.09.2015 N 8207, 30.10.2015 N 10298, 28.11.2015 N 11822, 30.12.2015 N 13339, 29.01.2016 N 1812 в период с 01.09.2015 по 29.01.2016 в многоквартирные дома, управляемые ответчиком, истец отпустил тепловую энергию в виде горячей воды общей стоимостью 7 954 175 руб. 75 коп.
К оплате ответчику предъявлены счета-фактуры.
Неисполнение ООО "Управление ЖКХ" обязательств по оплате принятой энергии послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Факт поставки истцом в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, горячей воды за спорный период ООО "Управление ЖКХ" не оспаривается, подтвержден материалами дела.
Разногласия между сторонами возникли по определению объема потребленного ресурса. Истец при определении количества горячей воды учитывал показания общедомовых приборов учета.
ООО "Управление ЖКХ" считает, что показания общедомовых приборов учета не подлежат применению, указывая на то, что коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные МУП "АПОК и ТС", не пригодны для коммерческого учета в связи с тем, что при вводе их в эксплуатацию не была предоставлена проектная документация и технические условия, а также паспорта на установленные приборы учета.
Арбитражный суд Чувашской Республики на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, оцененных по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности определения объема потребленной тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц).
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
До 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
В случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов указанной обязанности оснащение домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета (часть 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что в связи с отсутствием общедомовых приборов учета в спорных домах, находящихся в управлении ответчика, истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, во исполнение своих обязательств установил общедомовые приборы учета в многоквартирных домах и ввел их в эксплуатацию. Данное обстоятельство подтверждается актами допуска в эксплуатацию узла учета, подписанными ответчиком (том 1, л.д. 62-95).
Судом установлено, что каких-либо возражений при подписании данных актов от ответчика не поступало. Также не указывалось и на то, что работы по установке общедомовых приборов учета со стороны ресурсоснабжающей организации были выполнены некачественно.
В материалы дела не представлено доказательств несоответствия установленных в 2013, 2014 годах общедомовых приборов учета требованиям законодательства.
В подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 установлен порядок расчета коммунального ресурса по формуле в случаях: отсутствия прибора коллективного (общедомового) прибора учета, выхода из строя коллективного (общедомового) прибора учета, утраты коллективного (общедомового) прибора учета, истечения срока эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета.
Однако данный порядок в рассматриваемом случае не может быть применен, поскольку ответчиком такие доказательства не представлены.
Доказательства выхода из строя, утраты введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета или истечения сроков их эксплуатации в спорный период в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу что МУП "АПОК и ТС" правомерно в спорный период учитывало показания общедомовых приборов учета.
Представленные ответчиком документы (экспертное исследование от 20.07.2016 N 13/Т-16, акт о результатах проведения контрольного мероприятия по встречной проверке от 24.02.2015, отчет о проведении проверки ООО "Управление ЖКХ"), правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств, поскольку не свидетельствуют о том, что в спорный период наступили обстоятельства, при которых не должны применяться показания общедомовых приборов учета.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика долга в размере 1 794 433 руб. 90 коп.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
С общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб., поскольку определением суда от 17.11.2016 последнему предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в порядке статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.10.2016 по делу N А79-1684/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1684/2016
Истец: МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей"
Ответчик: ООО "Управление ЖКХ"
Третье лицо: ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Чувашской Республике"