Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2017 г. N Ф05-3947/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А41-26069/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сейфуллаевым С.С.,
при участии в заседании:
от ИФНС России по г. Домодедово - Бровкина И.В., представитель по доверенности от 23.09.2016,
от Московской областной организации ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" - Богачева Е.В., представитель по доверенности от 28.07.2016,
от ИФНС России по г. Истре Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2016 года, принятое судьей Юдиной М.А., по делу N А41-26069/16 по заявлению Московской областной организации ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" о признании недействительным решения ИФНС России по г. Домодедово Московской области от 17.11.2015N 2779,
третье лицо - ИФНС России по г. Истре Московской области
УСТАНОВИЛ:
Московская областная организация ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Домодедово Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 2779 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.11.2015 (т.1, л.д. 4-10).
Определением Арбитражного суда Московской области от 04.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция ФНС России по г. Истре Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2016 года заявление Московской областной организации ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" удовлетворено. Решение ИФНС России по г. Домодедово Московской области N 2779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.11.2015 признано недействительным (т. 2, л.д. 160-163).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция ФНС России по г. Домодедово Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Московская областная организация ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражала против доводов апелляционной жалобы и просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ИФНС России по г. Истре Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Домодедово Московской области проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 26.06.2015 N 1582.
Рассмотрев указанный акт, начальник ИФНС России по г. Домодедово Московской области принял решение N 2779 от 17.11.2015 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю доначислены земельный налог в размере 1 366 290 руб., пени в сумме 163 442 руб. 42 коп., заявитель привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 68.314 руб. 60 коп. (т.1, л.д. 12-21).
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неприменении заявителем коэффициента 2 при исчислении земельного налога и отсутствие права на льготу по земельному налогу в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Домодедово Московской области N 2779 от 17.11.2015, заявитель в порядке ст. 101.2 НК РФ обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 15.04.2016 N 07-12/24462@ решение ИФНС России по г. Домодедово Московской области от 17.11.2015 N 2779 оставлено без изменения (т.1, л.д. 32-37).
Обратившись с настоящим заявлением, Московская областная организация ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" просит признать решение ИФНС России по г. Домодедово Московской области от 17.11.2015 N 2779 недействительным, ссылаясь на наличие права на льготу при исчислении земельного налога, установленной решениями органа местного самоуправления, а также отсутствие оснований для применения повышающего коэффициента 2.
Решением суда первой инстанции заявление налогоплательщика удовлетворено.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Как следует из материалов дела, заявителю с 13.04.2011 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:28:0110156:126, кадастровой стоимостью 479 400 000 рублей, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, д. Минаево, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налогоплательщиком применена ставка земельного налога в размере 0,3%, а также применена льгота в размере 95%.
Налоговым органом при доначислении налога использовалась ставка налога - 0,15%, а также применен повышающий коэффициент 2. В применении льготы отказано ввиду наличия задолженности по пеням по налогу на имущество организаций.
Согласно решениям Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2014 N 1-4/582 "О предоставлении льгот по уплате земельного налога на 2014 год" и от 28.01.2015 N 1-4/640 "О представлении льгот по уплате земельного налога на 2014 и 2015 годы" (далее - решения), с 01.01.2014 по 30.09.2014 и с 01.10.2014 по 31.12.2015 соответственно представляются налоговые льготы в виде уменьшения уплачиваемых сумм земельного налога в отношении земельных участков, в частности предоставленных для жилищного строительства в населенных пунктах, которые используются для сельскохозяйственного производства, на 95%.
Льгота представляется при условии фактического использования земельных участков для сельскохозяйственного производства собственниками или иными лицами; фактического использования зданий, строений, сооружений для сельскохозяйственных нужд; отсутствия у налогоплательщика просроченной задолженности по обязательным платежам (п. 2 решений).
Согласно п. 3 решений, льгота, предусмотренная абзацем 2 пункта 1 настоящего решения, действует до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство объектов промышленного и жилого назначения.
Налоговым органом ни в ходе судебного разбирательства, ни в оспариваемом решении не оспаривается факт ведения заявителем сельскохозяйственной деятельности на земельном участке, предоставленном в аренду. Также не оспаривается отсутствие у заявителя разрешения на строительство.
Налоговый орган ссылается лишь на наличие у заявителя задолженности по пеням по налогу на имущество организаций в сумме 1 151 руб. 49 коп.
Также при доначислении земельного налога инспекция руководствуется решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 21.08.2015 N 1-4/675.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, не согласен с позицией налогового органа об отсутствии у заявителя права на льготу, предоставленную решениями Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2014 N 1-4/582 "О предоставлении льгот по уплате земельного налога на 2014 год" и от 28.01.2015 N 1-4/640 "О представлении льгот по уплате земельного налога на 2014 и 2015 годы", ввиду наличия задолженности по пеням по следующим обстоятельствам.
Согласно указанным выше решениям Совета депутатов, для применения льготы по земельному налогу у налогоплательщика должна отсутствовать просроченная задолженность по обязательным платежам.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.1996 N 8244/95, пеня является текущей санкцией, начисляемой периодически с момента, когда платеж должен был быть совершен, и до момента, когда он был фактически произведен.
Таким образом, пеня не является обязательным платежом, а служит мерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Ссылка Инспекции ФНС России по г. Домодедово Московской области на ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, согласно которой обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы, не может быть принята судом, поскольку, как указано в данной статье основные понятия используются для целей настоящего Федерального закона, то есть в целях применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ, для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает, что налоговым органом неправомерно отказано заявителю в применении льготы, установленной решениями Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2014 N 1-4/582 "О предоставлении льгот по уплате земельного налога на 2014 год" и от 28.01.2015 N 1-4/640 "О представлении льгот по уплате земельного налога на 2014 и 2015 годы".
Также не может быть признана обоснованной ссылка инспекции на применение лишь решения Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 21.08.2015 N 1-4/675 без применения решений Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2014 N 1-4/582 "О предоставлении льгот по уплате земельного налога на 2014 год" и от 28.01.2015 N 1-4/640 "О представлении льгот по уплате земельного налога на 2014 и 2015 годы", поскольку решением от 21.08.2015 N 1-4/675 установлены налоговые ставки земельного налога, а решениями от 28.03.2014 N 1-4/582 и от 28.01.2015 N 1-4/640 - установлены льготы по земельному налогу.
В силу абзаца первого п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Диспозиция п. 15 ст. 396 НК РФ предполагает наличие следующих условий для применения коэффициента 2:
- земельный участок (индивидуально определенный и конкретный), в отношении которого зарегистрировано право собственности физического или юридического лица;
- определенная целевая направленность использования земельного участка - жилищное строительство.
При этом, действие нормы не распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, на которых осуществляется индивидуальное жилищное строительство; а начало временного периода действия коэффициента законодатель связал с датой государственной регистрации права на земельный участок. Каких-либо иных исключений и условий для применения коэффициента 2 законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, начиная с 13.04.2011 за заявителем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0110156:126, кадастровой стоимостью 479 400 000 руб., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, д. Минаево, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, следовательно, с 13.04.2011 и в течение трех лет вплоть до государственной регистрации права на построенный объект недвижимости заявитель обязан исчислять сумму земельного налога с учетом коэффициента 2, с 13.04.2014 - с учетом коэффициента 4.
При таких обстоятельствах, исчисление земельного налога в отношении земельного участка заявителя производится с учетом коэффициента 2, предусмотренного положениями п. 15 ст. 396 НК РФ.
По смыслу п. 15 ст. 396 НК РФ условием, обязывающим налогоплательщика применить коэффициент 2 к ставке земельного налога, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что в случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке (пункт 15 статьи 396 НК РФ).
По смыслу указанной нормы права применение коэффициента 2 направлено на стимулирование лиц, осуществляющих жилищное строительство, к завершению строительства до истечения трехлетнего срока с даты регистрации права на земельный участок; при исполнении налогоплательщиком данного условия он будет иметь право на возврат доначисленной суммы налога, то есть нарушений прав заявителя не произойдет.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащая уплате Московской областной организацией ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" в 2014 году, составляет 71 910 руб. с учетом ставки налога 0,15%, коэффициента 2 и налоговой льготы 95%.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о необходимости признания решения ИФНС России по г. Домодедово Московской области N 2779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.11.2015 недействительным как противоречащего нормам законодательства о налогах и сборах.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по г. Домодедово Московской области о том, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о наличии у заявителя льготы по уплате земельного налога, отклонены арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, что Московской областной организации ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ" с 13.04.2011 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:28:0110156:126, кадастровой стоимостью 479 400 000 руб., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, д. Минаево, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год налогоплательщиком применена ставка земельного налога в размере 0,3%, а также применена льгота в размере 95%.
Налоговым органом при доначислении налога использовалась ставка налога - 0,15%, а также применен повышающий коэффициент 2.
Согласно решениям Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2014 N 1-4/582 "О предоставлении льгот по уплате земельного налога на 2014 год" и от 28.01.2015 N 1-4/640 "О представлении льгот по уплате земельного налога на 2014 и 2015 годы", с 01.01.2014 по 30.09.2014 и с 01.10.2014 по 31.12.2015 соответственно представляются налоговые льготы в виде уменьшения уплачиваемых сумм земельного налога в отношении земельных участков, в частности предоставленных для жилищного строительства в населенных пунктах, которые используются для сельскохозяйственного производства, на 95%.
При этом условиями для применения льготы являются: фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства собственником или иным лицом; фактическое использование зданий, строений, сооружений для сельскохозяйственных нужд; отсутствие у налогоплательщика просроченной задолженности по обязательным платежам.
Инспекцией ФНС России по г. Домодедово Московской области ни в ходе судебного разбирательства, ни в оспариваемом решении не оспаривается факт ведения заявителем сельскохозяйственной деятельности на земельном участке заявителя, предоставленном в аренду.
Также инспекцией не оспаривается отсутствие у заявителя разрешения на строительство на указанном земельном участке.
Налоговый орган ссылается лишь на наличие у заявителя задолженности по пеням по налогу на имущество организаций в сумме 1151 руб. 49 коп.
Согласно решениям Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 28.03.2014 N 1-4/582 "О предоставлении льгот по уплате земельного налога на 2014 год" и от 28.01.2015 N 1-4/640 "О представлении льгот по уплате земельного налога на 2014 и 2015 годы" для применения льготы по земельному налогу у налогоплательщика должна отсутствовать просроченная задолженность по обязательным платежам.
Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.1996 N 8244/95, пеня являются текущей санкцией, начисляемой периодически с момента, когда платеж должен был быть совершен, и до момента, когда он был фактически произведен.
Таким образом, как указано выше, пеня не является обязательным платежом, а служит мерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заявителя льготы по уплате земельного налога.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.10.2016 года по делу N А41-26069/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26069/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2017 г. N Ф05-3947/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Московская областная организация ветеранов вооруженных конфликтов "РЫСЬ"
Ответчик: ИФНС России по г. Домодедово Мрсковской области
Третье лицо: ИФНС России по г. Домодедово Мрсковской области