г. Пермь |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А60-30147/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии
от заявителя: Семененко В.В., представитель по доверенности, паспорт,
от заинтересованного лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2016 года, принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по делу N А60-30147/2016
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Промышленное обеспечение "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" (ОГРН 1027739427870, ИНН 5021011203)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленное обеспечение "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" (далее - ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, заинтересованное лицо), в котором просило:
- признать незаконным решение заинтересованного лица о присвоении 7-ой группы разрешенного использования земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов - производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания, площадь: 11209 кв.м., адрес (местоположение): Россия, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Рябова, дом 14, кадастровый (или условный) номер: 66:45:0100349:41,
- изменить группу разрешенного использования земельного участка кадастровый (или условный) номер: 66:45:0100349:41 на 9-ю группу с 02.03.2015,
- обязать заинтересованное лицо привести в соответствие с 9-ой группой разрешенного использования кадастровую стоимость земельного участка кадастровый (или условный) номер: 66:45:0100349:41 с 02.03.2015,
- обязать заинтересованное лицо внести в государственный кадастр недвижимости измененные сведения о кадастровой стоимости земельного участка: категория земель: земли населенных пунктов - производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания, площадь: 11209 кв.м., адрес (местоположение): Россия, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Рябова, дом 14, кадастровый (или условный) номер: 66:45:0100349:41, соответствующие 9-ой группе разрешенного использования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает, что вид разрешенного использования "производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания" содержит более чем один вид разрешенного использования. По мнению заявителя жалобы, в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), подлежит применению удельный показатель кадастровой стоимости седьмой группы видов разрешенного использования, поскольку он является наибольшим значением. Заинтересованное лицо считает несостоятельным вывод суда о том, что приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2588 от 29.09.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка, соответствующая применению 9 группы вида разрешенного использования. Отмечает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:41, утвержденная названным приказом, определена по состоянию на 01.01.2015; изменение группы вида разрешенного использования произошло после определения кадастровой стоимости в результате государственной кадастровой оценке земель на основании заявления ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" (02.03.2015). Заявитель жалобы также не согласен с выводом суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:45:0100349:41 для размещения коммерческих и иных деловых объектов не используется. Указывает, что согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительства г. Каменск-Уральского от 18.02.2015 N 236 в территориальной зоне П-3 основными видами разрешенного использования земельных участков является, в том числе, размещение административных и офисных зданий.
ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами кадастровой палаты не согласилось, просит в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" на праве собственности принадлежит земельный участок: категория земель - земли населенных пунктов - производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания, площадь 11209 кв.м, адрес (местоположение): Россия, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Рябова, дом 14, кадастровый (или условный) номер: 66:45:0100349:41, свидетельство о государственной регистрации права серии 66АЗ N 117835 выдано 03.06.2015.
ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" 13.02.2015 обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского с заявлением о выдаче сведений о разрешенном виде использования названного земельного участка.
Комитет по архитектуре и градостроительству города Каменска-Уральского письмом от 18.02.2015 N 236 сообщил, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский вышеуказанный земельный участок находится в Территориальной зоне П-3 (Производственная зона 3-го класса).
Основанными видами разрешенного использования земельных участков в данной зоне являются:
- производственные предприятия 3 класса;
- предприятия по добыче полезных ископаемых 3 класса;
- производственные предприятия 4 класса;
- производственные предприятия 5 класса;
- объекты коммунально-складского назначения 3 - 5 класса;
- административные и офисные здания;
- мачты и башни связи, предназначенные для размещения технологического оборудования (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения).
ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" 27.02.2015 обратилось с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:41 с "закрытая автостоянка автомобилей" на "категория земель: земли населенных пунктов - производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания".
На основании заявления 02.03.2015 изменен вид разрешенного использования на "категория земель: земли населенных пунктов - производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания".
Кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016 составляет 49 948 649,08 рублей, и подтверждается кадастровой справкой от 21.01.2016. Дата определения кадастровой стоимости: 02.03.2015.
Данная стоимость определена на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2588 от 29.09.2015, приложение N 2 "Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для кадастровых кварталов, населенных пунктов, муниципальных районов, городских округов Свердловской области", строчка N 7189, кадастровый квартал: 66:45:0100349, группа N 7, удельный показатель 4456,12.
ООО "ПО "АЛЬФА-МЕТАЛЛ" 03.03.2016 обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области с письмом N 215 от 03.03.2016 с просьбой исправить вид разрешенного использования с 7-ой группы на 9-ю группу и пересчитать кадастровую стоимость согласно 9-ой группе вида разрешенного использования.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области 31.03.2016 направил ответ заявителю N 2.5-06/2016-4297, в котором сообщил, что вид разрешенного использования "категория земель: земли населенных пунктов - производственные предприятия 4 класса, производственные предприятия 5 класса, административные и офисные здания" содержит более чем один вид разрешенного использования, которые соответствуют седьмой (офисные здания) и девятой (производственные и административные здания). В связи с этим расчет кадастровой стоимости, по мнению заинтересованного лица, произведен верно, исходя из пункта 2.3.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Общество, полагая, что ошибочное отнесение земельного участка к 7 виду разрешенного использования привело к нарушению его прав, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По результатам исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, установлен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В силу частей 6, 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении вида разрешенного использования спорного земельного участка Управление Росреестра по Свердловской области согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
В пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно приложению N 2 приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2588 от 29.09.2015, приложение N 2 "Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, для кадастровых кварталов, населенных пунктов, муниципальных районов, городских округов Свердловской области" к 7-ой группе относятся земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, к 9-ой группе относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Зона П-3 выделена для обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции коммунально-производственных предприятий и складских баз 3 класса, имеющих санитарно-защитную зону 300 м, то есть земельный участок расположен в производственной зоне. Следовательно, размещение офисных зданий делового и коммерческого производства на данной территории невозможно.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок общества расположен в производственной зоне, и для размещения коммерческих и иных деловых объектов не используется.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2588 от 29.09.2015 в разделе "Кадастровая стоимость земельных участков..." позиция 577912 установлена кадастровая стоимость земельного участка, соответствующая применению 9 группы вида разрешенного использования. В отчете N 017/15 об определении рыночной стоимости объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100349:41 имеется описание земельного участка, его цели и назначение.
Характеристики земельного участка, его фактическое использование изменилось, но новая кадастровая стоимость увеличена в 4 раза.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица.
Поскольку вступившим в законную силу определением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13.05.2016 заявителю отказано в принятии заявления о признании незаконным решения о присвоении 7-ой группы разрешенного использования спорного земельного участка с указанием в судебном акте, что спор подлежит рассмотрению арбитражным судом, судом первой инстанции правильно указано, что прекращение арбитражным судом производства по настоящему делу нарушило бы конституционное право заявителя на судебную защиту.
Учитывая изложенное, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется (пункт 2.3.8 Методических указаний).
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 06.10.2016 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 октября 2016 года по делу N А60-30147/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30147/2016
Истец: ООО "ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ "АЛЬФА-МЕТАЛЛ"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"