Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2017 г. N Ф08-2287/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2017 г. |
дело N А32-23056/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 06.06.2016 Корж С.А.; представитель по доверенности от 09.01.2017 Ковалева М.Н.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 27.12.2016 Шекунов П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 по делу N А32-23056/2016 по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 26 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район, заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия управления и социально-культурной сферы",
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 26 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании недействительным решения Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования (Филиал N 7) N 18 (далее - заинтересованное лицо, фонд) от 27.04.2016 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 141357 руб. 45 коп. и обязании принять к зачету расходы по выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 90222,34 руб. и части пособия по беременности и родам Проскуриной Н.В. в сумме 51 135,11 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 заявленные требования удовлетворены. Судом взыскано с Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7) в пользу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 26 станицы Анастасиевской, муниципального образования Славянский район расходы по государственной пошлине в сумме 3000 рублей.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что работа воспитателя группы семейного воспитания Проскуриной Н.В. не является надомной. Воспитатель Проскурина Н.В. не имела право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, в связи с тем, что в период отпуска она продолжала работать на полный рабочий день, оплата труда производилась за полную ставку - 36 часов в неделю. Воспитатель группы семейного воспитания имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет при условии наличия дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.09.2011 N 76. В соответствии с Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2496 в соглашении обязательно должно быть указано, что до окончания отпуска по уходу за ребенком работнику: устанавливается неполный рабочий день (должен быть короче обычного минимум на час) или неполная рабочая неделя; оплата труда производится пропорционально отработанному времени (если труд работника не оплачивается по сдельным расценкам). В Краснодарском крае семейный детский сад организуется в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, по месту проживания данной семьи. В случае, если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей. Согласно пункту 2.8 Примерного положения о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, воспитатель группы семейного типа принимается на работу в дошкольное образовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. В соответствии с пунктом 4.9 положения управление группой семейного типа осуществляется заведующей ДОУ.
В отзыве на апелляционную жалобу Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 26 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, состоявшемся 23.01.2017, представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв в течение дня до 17 час. 45 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения директора Филиала N 14 ГУ-КРО ФСС РФ от 25.03.2016 г. N 41 в период с 25.03.2016 г. по 28.03.2016 г. специалистом-ревизором в отношении заявителя проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проверки Фондом установлено, что в нарушение статей 7 и 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в проверяемом периоде занижена облагаемая база при исчислении страховых взносов сумму 159 955,68 руб., в том числе не принято к зачету:
811,44 руб. - переплата пособия по временной нетрудоспособности Грушенковой Ю.В.
51135,11 руб. - пособие по беременности и родам Проскуриной Н.В.
90222,34 руб. - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Проскуриной Н.В.
17786,79 руб. - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет Литовка А.И.
Так, Фондом установлено, что при назначении пособия по беременности и родам Проскуриной Н.В. с 04.08.2015 г. по 21.12.2015 г. страхователем в исключаемый период за 2013 и 2014 годы включены дни (140 дней) предыдущего отпуска по беременности и родам (с 09.01.2014 г. по 28.05.2014 г.) и дни (217 дней) отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (с 29.05.2014 г. по 31.12.2014 г.), во время которого женщина продолжала работать на полную ставку воспитателем. Назначено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет воспитателю Проскуриной Н.В. с 29.05.2014 г. по 15.09.2015 г. (фактически оплачивалось по 31.07.2015 г. до предоставления следующего отпуска по беременности и родам) с правом работы на дому.
О выявленных нарушениях Фондом 05.04.2016 г. составлены акты N N 41, 41 н/с, 41 с/с. Не согласившись с указанными актами учреждение 12.04.2016 г. представило свои возражения NN 244, 243, 245 в части неправомерности принятия к зачету расходов по оплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет воспитателя Проскуриной Н.В. с правом работы на дому с 29.05.2014 по 15.09.2015 в сумме 90 222,34 руб., пособия по беременности и родам с 04.08.2015 по 21.12.2015 в размере 51 135,11 руб.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Фонд принял решение от 27.04.2016 N 18 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 159 955,68 руб." Не согласившись с принятым решением в части отказа в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 141 357,45, учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам (подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ). Таким образом, фонд, как орган контроля за расходованием средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уполномочен исследовать все документы, представленные страхователем, принимать решение либо об удовлетворении требования, либо об отказе, поэтому ему предоставлено право проведения камеральной, документальной выездной проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам (подпункты 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ). Таким образом, фонд, как орган контроля за расходованием средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уполномочен исследовать все документы, представленные страхователем, принимать решение либо об удовлетворении требования, либо об отказе, поэтому ему предоставлено право проведения камеральной, документальной выездной проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в частности, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с названным Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В силу положений статьи 5 действовавшего в спорный период Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N212-ФЗ), статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ учреждение является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4.1. Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Из части 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ также следует, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
Аналогичные положения закреплены в статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации, пункте 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается указанным лицам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1 статьи 14 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Частью 2 статьи 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются названным Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ, а также частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязательными элементами предмета доказывания, исходя из заявленного материально-правового требования, являются: наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, наступление страхового случая, факт выплаты пособия по беременности и родам и его размер, а также соблюдение требований части 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно статье 310 Трудового кодекса Российской Федерации надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, Фонд отказал учреждению в зачете его расходов, поскольку учреждением при назначении пособий по беременности и родам Проскуриной Н.В. и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не учтено, что Проскурина Н.В. продолжала работать в учреждении воспитателем на полную ставку. При этом фонд полагает, что характер работы последней не позволяет осуществлять работу на дому, в связи с чем отклонил возражения учреждения о том, что Проскурина Н.В. работая на дому полноценно занималась воспитанием детей.
Суд апелляционной инстанции, исследовав фактические обстоятельства дела в совокупности, признает позицию заявителя обоснованной и документально подтвержденной.
Как следует из материалов дела, между учреждением и гражданкой Проскуриной Н.В. заключен трудовой договор N 76 от 01.09.2011 о приеме на работу воспитателем группы семейного воспитания.
Согласно дополнительному соглашению от 01.09.2011 к трудовому договору N 76 от 01.09.2011 местом работы является место постоянного жительства работника Проскуриной Н.В. Согласно Приказу N 73 МБДОУ д/с N 26 от 27.09.2011 г., принятого на основании решения педагогического совета (протокол от 31.08.2011 г. N 6) организована деятельность группы семейного воспитания с 01.09.2011 на базе МБДОУ д/с N 26 по адресу ст. Анастасиевская, пер. Средний,35 (постоянное место жительства Проскуриной Н.В.).
Согласно выписке из протокола заседания аттестационной от 19.03.2015 N 1 Проскурина Н.В. соответствует занимаемой должности "воспитатель группы семейного воспитания".
В материалы дела представлены копии свидетельств о рождении детей Проскуриной Н.В. (7 детей).
Наличие страхового случая, правильность оформления заявителем необходимых документов, факт выплаты заявителем пособия застрахованному лицу, а также реальность трудовых отношений между работодателем и работником фонд не оспариваются.
В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края N 2770-КЗ от 16.07.2013 "Об образовании в Краснодарском крае" дошкольное образование может предоставляться в семье, группах семейного воспитания (дошкольных семейных группах) на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций, в дошкольных группах кратковременного пребывания различной направленности, открытых в государственных и муниципальных образовательных организациях (в том числе в организациях дополнительного образования), и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Порядок организации деятельности групп семейного воспитания (дошкольных семейных групп) на базе государственных дошкольных образовательных организаций, групп кратковременного пребывания в государственных образовательных организациях, порядок оплаты труда работников таких групп устанавливается высшим органом исполнительной власти Краснодарского края (пункт 2).
Право на получение компенсации, указанной в данной статьей, имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей организации.
Проскурина Н.В. вместе с заявлением также предоставил справку о том, что ее супруг по месту своей работы данную компенсацию не получал.
Постановлением администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края от 27.09.2011 N 1844 организована деятельность группы семейного воспитания в муниципальном бюджетном образовательном детском саду N 26 с 01 сентября 2011 года.
Таким образом, фонд необоснованно ссылается на то, что характер работы Проскуриной Н.В. не позволяет осуществить ее на дому, поскольку работа на дому должна быть связана только с материальным производством.
Кроме того, в материалы дела представлен ответ Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 29.10.2014 N 01.09/04/2383 на обращение Покидышевой И.А., согласно которого характер работы воспитателя группы семейного воспитания предполагает, что занятия с детьми проводится дома, на основе рекомендаций, разрабатываемых детским дошкольным учреждением, следовательно, она имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком с момента оформления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работница МБДОУ д/с N 26 Проскурина Н.В., выполнявшая работу воспитателя группы семейного воспитания на дому, продолжала фактически осуществлять уход за своим ребенком, вследствие чего имела право на получение пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то исчисление страхователем пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет должно осуществляться на основании пункта 11 Положения, то есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. При этом предыдущим страховым случаем признается рождение первого ребенка.
Исходя из буквального толкования пункта 11.1 Положения он применяется, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 9518/13, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно части 2 статьи 7 и частям 1 и 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989), закрепившей в том числе в статьях 18, 26 и 27 принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования.
Исполняя свою конституционную обязанность по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, Российская Федерация гарантирует предоставление лицам с семейными обязанностями отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, а также выплату пособий по обязательному социальному страхованию в порядке и размере, установленных федеральными законами.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - ухода за ребенком в возрасте до полутора лет (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7, подпункт 8 пункта 2 статьи 8). Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются статьей 11.1 Закона N 255-ФЗ и статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель при установлении соответствующих видов государственных пособий, определении их размеров и условий выплаты должен учитывать задачи социальной, в том числе демографической политики на конкретно-историческом этапе развития государства, и создавать прежде всего для матерей, осуществляющих уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет, благоприятные социальные условия для реализации такой публично-значимой функции, как воспитание малолетних детей.
При указанных обстоятельствах, а также с учетом того, что наличие реальных трудовых отношений между МБДОУ д/с N 26 и Проскуриной Н.В., факт наступления страхового случая и выплаты соответствующих сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком, правильность исчисления размера последнего и документальное подтверждение данных обстоятельств Фондом социального страхования не оспариваются, суд обоснованно пришел к выводу о том, что недобросовестность заявителя, направленность его действий на получение необоснованной налоговой выгоды Фондом не доказаны.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2016 по делу N А32-23056/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23056/2016
Истец: МБДОУ детский сад "26 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский район ст.Анастасиевская, МБДОУ Детский сад N26 ст.Анастасиевской МО Славянский район г. Славянска-на-Кубани
Ответчик: ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N7 Государственного учреждения- Краснодарского регионального отделения фонда соцального страхования
Третье лицо: МКУ "Централизованная бухгалтерия управления и социально-культурной сферы", МКУ "Централизованная бухгалтерия управления и социально-культурной сферы" МО Славянский район, ГУ Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиал N7 Государственного учреждения- краснодарского регионального отделения фонда социального страхования