Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2017 г. N Ф08-1714/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2017 г. |
дело N А32-32261/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 01.04.2016 Ломакин С.В.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2016 по делу N А32-32261/2016 по заявлению акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" Им. Н.И.Ткачева, заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа от 17.08.2016 N 469 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования (филиал N 13) (далее - учреждение, фонд, заинтересованное лицо) "Об отказе в финансовом обеспечении в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2016 заявленные требования удовлетворены. Судом взыскано с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб.
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество на дату подачи заявления на финансовое обеспечение знал о числящейся за ним недоимке по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При этом, указанные недоимка, пени и штрафа были оплачены АО фирмой "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткаченко после окончания срока подачи страхователями в территориальный орган Фонда заявлений о финансовом обеспечении предупредительных мер. План финансового обеспечения в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников АО фирмы "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткаченко не может быть согласован, так как у страхователя имелась недоимка, пени и штрафы, непогашенные на день подачи заявления в территориальный орган фонда по месту своей регистрации.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткаченко просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева обратилась в Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением от 14.07.2016 N 131342518 о направлении страхователем части сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
В соответствии с приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н был представлен пакет необходимых документов, в том числе и план финансового обеспечения, подтверждающие необходимость выделения средств в размере 4 335 206,12 рублей на приобретение спецодежды и суммы в размере 5 466 500,00 рублей на проведение специальной оценки условий труда, всего на сумму 9 801 706,12 руб.
Приказом филиала N 13 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.08.2016 N 469 АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева отказано в направлении на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2016 году в размере 9 801 706,12 рублей 12 копеек (план финансового обеспечения) по причине наличия у страхователя недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления.
Указанные в качестве недоимки страховые взносы, пени и штраф выявлены Фондом социального страхования по результатам проведения документальной выездной проверки страхователя и зафиксированы в акте проверки от 30.06.2016, который получен обществом 07.07.2016.
Рассмотрение материалов проверки было назначено на 03.08.2016, по результатам которого 15.08.2016 директором филиала вынесено решение N 39 о привлечении общество к ответственности. Решение вручено 17.08.2016.
Согласно данного решения обществу начислены страховые взносы в сумме 158740,24 руб., расходы не принятые к зачету в сумме 23021,62 руб., и пени в сумме 1798,82 руб., а также штраф в размере 31748,05 руб.
Не согласившись с Приказом от 17.08.2016 N 469, общество обратилось в Государственное учреждение - Краснодарское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с жалобой от 19.08.2016 исх. N 1059-юр/ с требованием отменить обжалуемый ненормативный акт и рассмотреть ранее поданное заявление в кратчайшие сроки. После чего, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования общества суд первой инстанции указал, что решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. На основании решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенного руководителем отделения Фонда по результатам проверки, отделение Фонда направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Требование об уплате направляется страхователю в десятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего решения (пункты 30,31 Методических указаний). Таким образом, поскольку до вступления решения о привлечении страхователя к ответственности в силу, недоимка не является установленной, содержащаяся в акте проверки информация о возможных ошибках, допущенных при исчислении подлежащих уплате страховых взносах, не является основанием для отказа в предоставлении финансового обеспечения осуществляемых страхователем предупредительных мер. На день обращения общества с заявлением, решение о привлечении к ответственности от 15.08.2016 N 39 не вступило в силу, недоимка по взносам, пени и штрафу добровольно уплачена обществом 12.08.2016, что подтверждается платежными поручениями. Вынесенный при таких обстоятельствах приказ отделения Фонда нарушает права страхователя и застрахованных лиц, не соответствует действующему законодательству о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Между тем, суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции признает ошибочными ввиду следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных, установленных названным Федеральным законом, случаях.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, согласно приложению (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (пункт 2 Правил).
Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
К заявлению прикладываются соответствующие документы, указанные в данном пункте (пункт 4 Правил).
Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного пунктом 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации (пункт 10 Правил).
Из материалов дела усматривается, что причиной отказа в финансировании обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний явилось наличие у страхователя недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафов, не погашенных на день подачи заявления.
Филиалом N 13 Краснодарского отделения Фонда по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 05.04.2016 по 06.06.2016, страхователю АО фирме "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева была установлена недоимка по уплате страховых взносов в размере 158 740,24 рублей, а также начислены пени в размере 1 798,82 рублей и штраф в размере 31 748,05 рублей. Акт по результатам проверки составлен 30.06.2016.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктами 22-27 Методических указаний "О порядке проведения документальных выездных проверок", утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 82, акт проверки вручен страхователю 07.07.2016.
Заявление на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и соответствующие документы АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева представило в филиал N 13 Краснодарского отделения Фонда 14.07.2016.
Таким образом, общество на дату подачи заявления на финансовое обеспечение знало о числящейся за ним недоимке по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При этом указанные недоимка, пени и штраф были оплачены АО фирмой "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева 15.08.2016, то есть после окончания срока подачи страхователями в территориальный орган Фонда заявлений о финансовом обеспечении предупредительных мер (до 01.08.2016).
Учитывая изложенное, план финансового обеспечения в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников АО фирмы "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева не может быть согласован, так как у страхователя имелась недоимка, пени и штрафы, непогашенные на день подачи заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Довод заявителя о том, что на день обращения общества с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, решение о привлечении к ответственности не вступило в силу (дата вступления в силу 01.09.2016), следовательно, приказ N 469 от 17.08.2016 вынесен фондом незаконно и нарушает законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отклоняется судом апелляционной инстанции, ввиду того, что факт вступления или не вступления в законную силу решения фонда не имеет правового значения, поскольку задолженность, а именно недоимка у общества возникла не на основании данного решения фонда, а в силу закона по обязательным платежам. Данным решением всего лишь зафиксирована необходимость уплаты задолженности.
Более того, факт неуплаты недоимки обществом не оспаривается, ввиду того, что заявителем были оплачены недоимка, пени и штраф.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что отказ фонда в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников заявителя за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование, мотивированное наличием задолженности, признанной безнадежной к взысканию, является неправомерным.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований общества надлежит отказать.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2016 по делу N А32-32261/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32261/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2017 г. N Ф08-1714/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, АО ФИРМА "АГРОКОМПЛЕКС" ИМ.Н.И.ТКАЧЕВА
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-КРАСНОДАРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Территориальный филиал N13 Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ