Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2017 г. N Ф05-12173/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А40-36584/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Кочешковой М.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2016 по делу N А40-36584/16, принятое судьей О.В. Каменской, по заявлению ООО "Маркос-3" к 1. УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; 2. Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве третьи лица: 1. Правительство Москвы; 2. ДГИ г. Москвы; 3. ФГБУ "ФКП Росреестра" об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Чистова К.А. по дов. от 30.05.2016; |
от заинтересованных лиц: |
1) Сухов Д.А. по дов. от 29.12.2016, 2) не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Макрос-3" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 14.01.2016 г. N 51-23/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обязании Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть по существу заявление ООО "Макрос-3" от 29.12.2015 вх. N132835/2015 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0002013:2012.
Решением от 16.11.2016 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как следует из материалов дела, ООО "МАРКОС-3" является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:02:0002013:1012, площадью 36 127,3 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 70, корп. 1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 11'-АО 210710 от 11.09.2012.
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" (далее - Постановление N 688-ПП) утверждены результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2014. В соответствии с Постановлением N 688-ПП, кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:02:0002013:1012 составила 3 783 620 438,28 (Три миллиарда семьсот восемьдесят три миллиона шестьсот двадцать тысяч четыреста тридцать восемь) рублей 28 копеек. Указанная кадастровая стоимость подтверждается кадастровой справкой от 25.11.2015.
Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" здание с кадастровым номером 77:02:0002013:1012, включено в перечень объектов, налогообложение которых осуществляется исходя из кадастровой стоимости.
Считая, что указанная кадастровая стоимость является завышенной, ООО "МАРКОС-3" заключило договор на оказание услуг по оценке N 13-А-АА-ЯА/15 от 25.11.2015 с ООО "ЭсАрДжи-Оценка" для проведения оценки стоимости нежилого здания.
В соответствии с Отчетом N 13-А-АА-ЯА/15 от 24.12.2015 об определении рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 36 127,3 кв. м., с кадастровым номером 77:02:0002013:1012, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 70, корп. 1, выполненным ООО "ЭсАрДжи-Оценка", рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 01.01.2014 составляет 2 884 660 575 (Два миллиарда восемьсот восемьдесят четыре миллиона шестьсот шестьдесят тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек.
Экспертным заключением саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков от 28.12.2015 N 77/241215-454 подтверждено соответствие Отчета об оценке N 13-А-АА-ЯА/15 от 24.12.2015 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также подтверждено соответствие величины рыночной стоимости объекта оценки.
На основании указанных выше документов, Общество обратилось 29.12.2015 в порядке ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта капитального строительства в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Уведомлением Управления Росреестра по Москве от 14.01.2016 N 51-23/2016 ООО "МАРКОС-3" отказано в принятии документов на Комиссию.
Отказ мотивирован тем, что заявителем были нарушены требования к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости в электронном виде. Уведомление от 14.01.2016 N 51-23/2016 составлено и подписано секретарем Комиссии Косяковым Н.Н, являющимся должностным лицом Управления Росреестра по Москве.
Полагая, что указанное уведомление выдано в отсутствие предусмотренных законом оснований, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой интанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценке, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного, самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.12 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее Порядок работы Комиссии), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.2009, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания работы комиссии.
Пунктом 14 Порядка работы комиссии предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Пункт 15 Порядка работы комиссии предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценке, и в силу пункта 13 Порядка работы комиссии к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в уполномоченный орган должны быть приложены: - кадастровая справка о кадастровой стоимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; - нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на земельный участок; - отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; - положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
ООО "МАРКОС-3" к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости от 29.12.2015 вх. N 132835/2015 были приложены: - подлинник кадастровой справки от 25.11.2015 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости; - нотариально заверенная копия Свидетельства о государственной регистрации права N 77-АО 210710 от 11.09.2012; - отчет N 13-А-АА-ЯА/15 от 24.12.2015 об определении рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 36 127,3 кв. м., кадастровый номер 77:02:0002013:1012, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 70, корп. 1, Исполнитель ООО "ЭсАрДжи-Оценка" - подлинник на бумажном носителе, - отчет N 13-А-АА-ЯА/15 от 24.12.2015 об определении рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 36 127,3 кв. м., кадастровый номер 77:02:0002013:1012, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 70, корп. 1, Исполнитель ООО "ЭсАрДжи-Оценка" - в виде электронного документа на электронном носителе (диске); - положительное экспертное заключение от 28.12.2015 N 77/241215-454 на Отчет "об определении рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 36 127,3 кв. м., кадастровый номер 77:02:0002013:1012, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 70, корп. 1", подлинник на бумажном носителе; - положительное экспертное заключение от 28.12.2015 N 77/241215-454 на Отчет "об определении рыночной стоимости нежилого здания, общей площадью 36 127,3 кв. м., кадастровый номер 77:02:0002013:1012, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 70, корп. 1" в виде электронного документа на электронном носителе (диске).
Таким образом, Заявитель приложил к заявлению полный пакет документов, Ч" предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценке и пунктом 13 Порядка работы комиссии.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке работы комиссии (Приказ Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года N 263) является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Вывод Управления о том, что отчет об оценке в виде электронного документа не был подписан квалифицированной электронной подписью, является необоснованным в виду следующего.
Согласно ст. 1 1 Закона об оценке, отчет, составленный в виде электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Закон об электронной подписи) квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим признакам: - ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; - для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 1 Закона об электронной подписи квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий: - квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи указанного сертификата; - квалифицированный сертификат действителен на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен; - имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ; - квалифицированная электронная подпись используется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).
Как верно указал суд первой инстанции, ответчик не представил достоверных доказательств того, что представленный ООО "Макрос-3" в электронном виде отчет о рыночной стоимости не был подписан надлежащим образом электронной подписью оценщика.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств, правильно применив к спорному правоотношению нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление принято с нарушением норм Закона об оценочной деятельности и Закона об электронной подписи, а также нарушает законные права и интересы общества по изменению кадастровой стоимости и, соответственно, снижению налогооблагаемой базы на имущество.
Учитывая изложенное, оспариваемое уведомление Управления является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО "Маркос-3".
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2016 по делу N А40-36584/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36584/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 мая 2017 г. N Ф05-12173/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Маркос-3"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр) по г. Москве, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы, ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Правительство Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве"
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12173/16
31.01.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63871/16
16.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36584/16
10.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12173/16
04.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30139/16
24.05.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-36584/16