Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2017 г. N Ф08-1682/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2017 г. |
дело N А32-18767/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Абрамовой П.А.,
при участии:
от третьего лица: Соловьева И.И. по доверенности от 23.12.2016 N 119/10-291,
от ответчика: Моисеева В.В., Моисеев С.А. по доверенности от 25.07.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-18767/2016 по иску открытого акционерного общества "Кубаньэнергосбыт" к индивидуальному предпринимателю Моисеевой Веронике Викторовне при участии третьего лица публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани о взыскании стоимости безучетного потребления электроэнергии, принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубаньэнергосбыт" (далее - энергосбытовая компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Моисеевой Веронике Викторовне (далее - предприниматель) о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 24.09.2013 N 521291 в размере стоимости безучетно потребленной электроэнергии в сумме 936 093,37 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 17.02.2016 в ходе осмотра прибора учета ответчика, расположенного по адресу: ст. Кисляковская, пер. Котляровского, 72, был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии в виде нарушения антимагнитной пломбы, о чем составлен акт. На основании указанного акта истец произвел расчет неучтенной потребленной электроэнергии за период с 11.03.2015 (10.03.2015 - последняя контрольная проверка) по 17.02.2016 (составлен акт о неучтенном потреблении).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечёно публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-18767/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что в акте N 13050854 от 17.02.2016 отсутствует информация о способе осуществления безучетного потребления электрической энергии. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанный акт составлен с нарушением Основных положений N 442. Суд также отметил отсутствие оснований полагать, что антимагнитная пломба является предусмотренным действующим законодательством знаком визуального контроля, поскольку не соответствует установленным требованиям к защищенным знакам. Кроме того, суд указал, что истцом не представлено доказательств, достоверно подтверждающих, что вмешательство в работу электросчетчика повлекло искажение его показаний. Суд дополнительно принял во внимание тот факт, что пломбы госповерителя и завода изготовителя не нарушены.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что акт о неучтенном потреблении составлен в соответствии с нормативными требованиями, подписан ответчиком, является надлежащим доказательством безучетного потребления. Свободный доступ к узлу учета имеется только у ответчика (шкаф учета запирается на ключ). Обязанность по обеспечению сохранности пломб возложена на ответчика нормативно. антимагнитная пломба является прежде всего пломбой. Срабатывание активного элемента антимагнитной пломбы вследствие применения магнита относится к безучетному потреблению электроэнергии. По аналогичной категории споров имеется обширная судебная практика, подтверждающая правомерность требований энергосбытовых компаний.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Указал, что антимагнитная пломба установлена
Представитель ответчика доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривалась с перерывом в судебном заседании, объявленным в течение дня до 19.01.2017 до 17 час. 10 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 19.01.2017 в 17 час. 35 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.09.2013 между сторонами по настоящему делу заключен договор энергоснабжения N 521291, по условиям которого истец (гарантирующий поставщик) обязался подавать ответчику (потребитель) электроэнергию (мощность) только в точку (точки) поставки, указанную (указанные) в Приложении N 1, на границе балансовой принадлежности в пределах разрешенной технической документацией мощности по каждой точке поставки.
В соответствии с п. п. 3.3.1. договора гарантирующий поставщик имеет право беспрепятственного доступа к электроустановкам и схемам учета для контроля за соблюдением установленных режимов электропотребления (мощности), осмотра расчетных средств измерения, проведения замеров по определению показателей качества электроэнергии (не чаще 1 (одного) раза в месяц), а также для проведения мероприятий по введению частичного и (или) полного ограничения режима потребления электроустановок потребителя.
17.02.2016 в ходе осмотра прибора учета ответчика, расположенного по адресу: ст. Кисляковская, пер. Котляровского, 72, сотрудником сетевой компании был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии юридическим лицом N 13050854 от 17.02.2016, согласно которому выявлен факт срабатывания активного элемента антимагнитной пломбы.
Согласно позиции истца указанное свидетельствует о применении магнита с целью искажения показаний прибора учета электроэнергии.
При составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии присутствовал потребитель - Моисеева В.В., которая подписала акт с объяснениями.
На основании указанного акта третье лицо - сетевая компания - произвело расчет неучтенной потребленной электроэнергии за период с 11.03.2015 по 17.02.2016 в размере 793 299,47 + 142 793,90 = 936 093,37 руб.
В связи с отказом ответчика оплатить задолженность за неучтенное потребление истец - сбытовая компания - обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 4. ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Общим правилом определения объема потребленной электроэнергии является его принятие согласно показаниям прибора учета. Однако в ряде случаев объем определяется расчетным способом.
Указанное закреплено в том числе нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса), оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
К случаям, когда объем потребленной электрической энергии определяется расчетным путем, относится в том числе безучетное потребление электроэнергии, определяемое в пункте 2 Основных положений как потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В силу пункта 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Согласно пункту 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 1.2.2. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила N 6), потребитель обязан обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил и других нормативно-технических документов (НТД).
Организация эксплуатации средств учета электроэнергии должна вестись в соответствии с требованиями действующих НТД и инструкций заводов-изготовителей (пункт 2.11.4 Правил).
Средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений (подпункт 3.5 пункта 3 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 19.09.1996).
В силу пункта 2.11.17 Правил N 6 потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям; нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным расчетным счетчиком.
Согласно пункту 2.11.18 Правил N 6 энергоснабжающая организация должна пломбировать: клеммники трансформаторов тока; крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам; токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты; испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки; решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока; решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики; приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики. Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается. Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации. Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями. Таким образом, обязанность по опломбированию приборов учета возложена на энергоснабжающую организацию.
Нарушения в работе средств и систем учета могут выражаться в виде повреждения поверительных клейм, срыв пломб энергоснабжающей организации, искусственного торможения диска, изменения схемы подключения электросчетчика или трансформаторов тока и т.д.
Пункт 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) устанавливает, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг но передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно пункту 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
Требования к составлению акта указаны в пункте 193 Основыных положений.
В частности, предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:
о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
о приборах учета на момент составления акта;
о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;
объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Вышеприведенные правила нацелены на обеспечение объективной фиксации результатов проверки.
Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.
В акте от 17.02.2016 о неучтенном потреблении электроэнергии зафиксирован факт срабатывания антимагнитной пломбы.
Согласно п. 194 Основных положений N 442 расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 данного документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 указанного документа.
Как указывалось ранее, при составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии N 13050854 от 17.02.2016 присутствовал потребитель Моисеева В.В., которая подписала акт с объяснениями.
Отраженная в акте дата предыдущей проверки прибора учета подтверждена актом от 10.03.2015 (л.д. 77-78 т. 1).
Факт установки антимагнитной пломбы, нарушение которой зафиксировано актом о неучтенном потреблении от 17.02.2016, подтверждено актом от 31.07.2014 N 0488990, составленным при участии предпринимателя.
Приведенные в акте от 17.02.2016 сведения подтверждены дополнительно составленным в момент проверки актом фотографирования от 17.02.2016, подписанным в том числе ответчиком.
Из материалов дела следует, что спорная антимагнитная пломба ИМП-2 произведена группой компаний Силтек и предназначена для регистрации попытки несанкционированного воздействия на метрологические приборы, правильность работы которых подвергается помехам со стороны внешнего магнитного плоя: счетчики электроэнергии, водяные и газовые.
В материалы дела представлен сертификат соответствия на одноразовые индикаторы магнитного поля ИМП-2 (л.д. 72 т.1).
Арбитражным судом у производителя - ООО "Силтек" была запрошена информация по чтению данных СУ-индикатора.
Из полученного от ООО "Силтек" ответа следует, что индикатор магнитного поля (ИМП) представляет собой устройство, которое изготавливается из магнитодиэлектрического материала, геля с никелированными микрогранулами, корпуса-РЕТ-пленки. Структура магнитного индикатора такова, что находящиеся в нем заряженные нано-частицы, физически, не могут одномоментно отреагировать на внешнее магнитное поле, и индикатор темнеет постепенно, по мере возрастания индукции магнитного поля. Это также зависит от напряжения воздействия магнитного поля. Потемнение кромки индикатора магнитного поля однозначно свидетельствует о том, что на него было соответствующее магнитное воздействие с той стороны, с которой имеется потемнение.
В материалы дела представлена спорная пломба под номером 0009996 (л.д. 139 т.1), исследование которой свидетельствует о ее нарушении (изменен цвет пломбы - произошло потемнение кромки).
Отказ в иске мотивирован ссылкой суда первой инстанции на изложенное в письме производителя пломбы мнение о том, что только комплексная экспертиза может подтвердить или опровергнуть, что внешнее магнитное воздействие, приведшее к потемнению кромки ИМП, могло быть достаточным, чтобы исказить показания прибора учета.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с толкованием применяемых судом первой инстанции норм материального права.
Воздействие магнитным полем (влекущее разрушение антимагнитной пломбы) влияет на достоверность учета только в момент воздействия и не нарушает достоверности учета после прекращения такого воздействия. Именно в силу указанного данный способ искажений показаний прибора учета приобрел широкое распространение.
Самым доступным элементом прибора учета для воздействия магнитным полем является электромеханический счетный механизм. Под воздействие внешнего магнитного поля происходит блокировка привода счетного механизма. Вследствие чего, показания счетчика остаются неизменными в период воздействия.
В состав приборов учета электроэнергии входят и другие компоненты, на штатную работу которых может влиять сильное магнитное поле. Например, к таким компонентам относятся трансформаторы тока. Вследствие воздействия сильного магнитного поля, сердечник токового трансформатора искусственно вводят в насыщение. При этом, выходные сигналы трансформатора становятся ниже уровня потребляемого из сети тока. Проведением экспертного исследования возможно установить только уровень остаточной намагниченности материала с использованием тесламетра (магнитометра), но не величину искажения показателей учета. То есть использование антимагнитной пломбы либо тесламетра является альтернативными способами выявления одного и того же факта - факта воздействия на прибор магнитным полем.
В связи с чем, во-первых, оснований полагать, что экспертизой будет установлен факт искажения показаний прибора учета не имеется, а во-вторых, буквальный текст Основных положений, дающих легальную дефиницию безучетного потребления, свидетельствует о том, что нарушение пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), является само по себе правонарушением, влекущим квалификацию потребления как безучетного, вне зависимости от того, был ли достигнут желаемый нарушителем эффект в виде искажения достоверности учета.
Поскольку антимагнитная пломба с очевидностью нарушена и имеет следы воздействия магнитным полем, истец справедливо указал, что осуществленное ответчиком в спорный период потребление электрической энергии надлежит квалифицировать в качестве безучетного.
Суд первой инстанции принял во внимание доводы предпринимателя о том, что антимагнитная пломба не соответствует требованиям к знакам визуального контроля.
Между тем, указанный судом нормативный акт применен ошибочно и без учета его действительного содержания.
В частности, суд первой инстанции указал, что согласно пункту 1.3 Положения о порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго Российской Федерации 16.09.1998, Госстандартом Российской Федерации 03.10.1998, защищенный знак представляет собой специальную голограмму, изготовленную на диэлектрической основе, разрушаемой при малейшем физическом воздействии. Знак состоит из 2-х компонентов: полимерного листа (подосновы) и защищенного знака.
Ссылаясь на приведенный пункт, суд первой инстанции указал, что антимагнитная пломба не отвечает указанному описанию знака визуального контроля, следовательно, является иным, не предусмотренным законом средством контроля за использованием электроэнергии, применяемым энергоснабжающей организацией по собственному усмотрению для осуществления контроля за добросовестным поведением потребителя. При этом условия об использовании магнитной пломбы и последствиях ее нарушения не были предусмотрены соглашением сторон договора энергоснабжения.
Вместе с тем, указанное Положение о порядке проведения ревизии и маркирования специальными знаками визуального контроля средств учета электрической энергии разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1619 "О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля"
Согласно названному постановлению ревизия средств учета электрической энергии, используемых для расчетов с юридическими лицами за потребляемую электроэнергию, производится в 1998 - 2000 годах, а в дальнейшем - при осуществлении периодических проверок.
Ревизия должна осуществляться путем визуального осмотра, проверки пломб и технической документации средств учета электрической энергии.
В ходе ревизии должны быть проверены:
- установка расчетных приборов учета на границе сетей потребителя и энергоснабжающей организации и способ учета потерь электроэнергии на участке от границы до места установки расчетных приборов учета, если они установлены не на границе сетей потребителя и энергоснабжающей организации;
- соответствие классов точности расчетных электросчетчиков и измерительных трансформаторов тока и напряжения требованиям действующих нормативных правовых актов об устройстве электроустановок;
- наличие необходимых пломб на расчетных приборах учета;
- соблюдение межповерочных интервалов расчетных электросчетчиков, трансформаторов тока и трансформаторов напряжения;
- соответствие коэффициентов трансформации трансформаторов тока реальным режимам загрузки проверяемых присоединений;
- отсутствие перегрузки на трансформаторах напряжения, к которым подсоединены расчетные электросчетчики;
- величина потерь напряжения в соединительных проводах от трансформаторов напряжения до расчетных электросчетчиков и ее соответствие требованиям действующих правил устройства электроустановок;
- соответствие температурного режима эксплуатации расчетных электросчетчиков требованиям технических паспортов поверяемых приборов, а также наличие и исправность утепляющих кожухов на них при установке в неотапливаемых помещениях;
- наличие и количество не защищенных от несанкционированного вмешательства клеммных соединений в цепях учета, приводов трансформаторов напряжения, подлежащих маркированию знаками;
- правильность схемы включения расчетных приборов учета.
В силу пункта 2.9 Положения результаты проведения ревизии оформляются актом о проведении ревизии и маркировании средств учета электрической энергии. Непосредственно после окончания ревизии должно быть проведено маркирование средств учета электрической энергии специальными знаками визуального контроля.
Согласно пункту 3.1 Положения средства учета, прошедшие ревизию, подлежат маркированию знаками, если в процессе ее проведения будут выявлены не защищенные от несанкционированного доступа точки (разъемные соединения электрических цепей, электроизмерительные приборы и коммутационные аппараты в цепях учета).
Если комиссия в процессе ревизии не выявит не защищенные от несанкционированного доступа места в цепях учета, то знаки в этом случае не устанавливаются, а факт прохождения ревизии подтверждается только актом о ее проведении. При этом в акте делается отметка: "Маркированию не подлежит".
Таким образом, содержание приведенного нормативного акта свидетельствует об отсутствии оснований распространять требования к знакам визуального контроля для маркирования приборов учета по результатам ревизии на антимагнитные пломбы.
Анализ отраженных в приложении N 1 к названному Положению вариантов разрушения знаков визуального контроля свидетельствует о том, что принцип срабатывания антимагнитной пломбы является принципиально иным и рассчитан на выявление факта воздействия, при котором механическое вмешательство в работу прибора путем вскрытия, механического воздействия).
Сохранность пломб проверяется в любом случае до маркирования прибора знаком визуального контроля, которое, в свою очередь, производится только если пломбы сохранны.
То обстоятельство, что требования к антимагнитным пломбам не нормировано определенным ГОСТом, не свидетельствует о недопустимости их применения. Так же как и наличие стандартов для отдельных видов пломб не означает запрета на применение иных пломб. Равным образом определение подлежащих обязательному пломбированию частей, узлов и деталей прибора учета, а также их соединений не равнозначно запрету на осуществление иного пломбирования.
Анализ вышеприведенных нормативных актов в сфере электроэнергетики не позволяет сделать вывод о том, что энергосбытовая организация не вправе применять антимагнитные пломбы. Отсутствует нормативно закрепленный перечень (в том числе исчерпывающий) доступных к применению пломб, применяемых для опломбирования приборов учета электрической энергии.
Кроме того, в рассматриваемом споре, антимагнитная пломба установлена в присутствии предпринимателя и без возражений с его стороны.
Использование антимагнитной пломбы позволяет энергосбытовой (электросетевой) компании установить факт такого неправомерного вмешательства в работу прибора учета, которое не оставляет иных визуальных следов, кроме нарушения антимагнитной пломбы.
Следовательно, указание в акте на выявленный факт срабатывания антимагнитной пломбы является достаточным для квалификации потребления предпринимателем электроэнергии в спорный период как безучетного.
В соответствии с пунктом 195 Основных положений объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, объем потребления электрической энергии (мощности) в соответствующей точке поставки, МВт' ч, определяется по формуле: W = Р(макс) х T, где: Р(макс) максимальная мощность энергопринимающих устройств, относящаяся к соответствующей точке поставки, T - количество часов в расчетном периоде, при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
Представленный в материалы дела расчет указанным требованиям соответствует. По основаниям методологии либо арифметики предпринимателем не оспаривается.
Таким образом, в период с 11.03.2015 по 17.02.2016 количество потребленной ответчиком электроэнергии правомерно определено расчетным способом и составило 123 480 кВт*час.
При расчете стоимости безучетно потребленной электроэнергии учтено, что 397 кВт*час. предъявлялось к оплате согласно показаниям прибора учета, в связи с чем данный объем не включен в расчет суммы иска.
Предъявленная ко взысканию стоимость потребленной безучетно электрической энергии составила 936 093,37 руб.
При изложенных обстоятельствах иск подлежал удовлетворению в полном объеме, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении иска, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Государственная пошлина по иску составила 21 722 руб., уплачена истцом платежным поручением N 9544 от 24.05.2016. Поскольку требования удовлетворены в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 21 722 руб. относятся на ответчика и взыскиваются с ответчика в пользу истца.
При подаче апелляционной жалобы ПАО "Кубаньэнерго" оплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. платежным поручением от 02.11.2016 N 13502, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины по жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 по делу N А32-18767/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Моисеевой Вероники Викторовны (ИНН 234004028270, ОГРНИП 313237115400021) в пользу открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) задолженность в размере 936 093,37 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 21 722 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Моисеевой Вероники Викторовны (ИНН 234004028270, ОГРНИП 313237115400021) в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18767/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2017 г. N Ф08-1682/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Кубаньэнергосбыт", ОАО "Кубаньэнергосбыт" в лице Ейского филиала
Ответчик: ИП Моисеева Вероника Викторовна, Моисеева В В
Третье лицо: ОАО "Кубаньэнерго" в лице филиала Ленинградские электрические сети, ПАО энергетики и электрификации Кубани