Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2017 г. N Ф07-3347/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А21-7573/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дейкун А.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32789/2016) ООО "УК РСУ 5" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2016 по делу N А21-7573/2016 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "УК РСУ 5", место нахождения: 236004, Калининградская область, г. Калининград, ул. Дзержинская, д. 17А, ОГРН 1143926032832,
к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК РСУ 5" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции (службы) Калининградской области (далее - ГЖИ, Инспекция) от 16.09.2016 N 1280/Б-4737/пгв об устранении нарушений жилищного законодательства путем восстановления частично утраченной теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвале многоквартирного дома.
Решением суда от 15.11.2016 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 15.11.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у Общества обязанности по ремонту повреждений теплоизоляции, поскольку соответствующие работы не предусмотрены договором, заключенным с собственниками помещений спорного многоквартирного дома, а также в связи с тем, что названные работы не указаны в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. Кроме того, заявитель считает, что Инспекция и суд при рассмотрении дела руководствовались не подлежащими применению Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, поскольку указанные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который в настоящее время утратил силу.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Инспекцию обращения жильца многоквартирного дома N 49 по улице Емельянова города Калининграда, находящегося в управлении Общества в соответствии с договором от 15.01.2015 N1-15/2015, и на основании приказа от 12.09.2016 N3158 ГЖИ в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено и в акте от 13.09.2016 N3158ПГВ отражено, что теплоизоляция на трубопроводах системы отопления в подвале указанного многоквартирного дома частично отсутствует.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 16.09.2016 N 1280/Б-4737/пгв, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 10.10.2016 устранить нарушения жилищного законодательства путем восстановления частично утраченной теплоизоляции на трубопроводах системы отопления в подвале многоквартирного дома.
Считая означенное предписание незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Придя к выводу о соответствии оспариваемого предписания ГЖИ от 16.09.2016 N 1280/Б-4737/пгв действующему законодательству, суд первой инстанции оставил требования Общества без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения, поскольку при его вынесении суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Пунктом 1.8 указанных Правил N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
В соответствии с пунктом 5.2.22 правил N 170 Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
Согласно пункту 5 раздела "В" приложения N 4 к Правилам N 170 утепление трубопроводов в чердачных и подвальных помещениях относится к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период.
Согласно пункту 3.1. Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Перечень работ по техническому обслуживанию зданий и объектов приведен в рекомендуемом Приложении 4.
В соответствии с названным Приложением 4 мелкий ремонт теплоизоляции относится к работам, выполняемым при проведении осмотров отдельных элементов и помещений.
Согласно Приложению 7 "Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов" восстановление разрушенной тепловой изоляции относится к текущему ремонту.
Пунктом 11 Приложения N 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденных Госстроем России, также установлено, что утепление труб центрального отопления, горячего водоснабжения входит в перечень работ по текущему ремонту.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Правилами N 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Факт частичного отсутствия теплоизоляция на трубопроводах системы отопления в подвале вышеназванного многоквартирного дома, находящегося в управлении Общества, подтверждается актом проверки от 13.09.2016 N 3158ПГВ и не оспаривается заявителем.
На основании изложенного, а также учитывая, что техническое обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций, обслуживающих более одной квартиры, в том числе сетей центрального отопления, как верно указано судом первой инстанции, прямо поименовано в договоре управления от 15.01.2015 N 1-15/2015 (Приложение N 2, л.д. 21 тома 1), заключенного Обществом с собственниками спорного многоквартирного дома, доводы Общества об отсутствии у него обязанности по ремонту повреждений теплоизоляции со ссылкой на то, что соответствующие работы не предусмотрены договором управления и не указаны в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Доводы Общества о том, что Инспекция и суд при рассмотрении дела руководствовались не подлежащими применению Правилами N 170, поскольку указанные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", который в настоящее время утратил силу, также несостоятельны и подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Так, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 N5176), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Следовательно, поскольку в настоящее время соответствующие технические регламенты не приняты, продолжают действовать Правила N 170, так как в установленном порядке они не отменены.
Таким образом, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что Общество нарушило требования ЖК РФ, Правил N 491 и Правил N 170, в связи с чем у ГЖИ - уполномоченного органа имелись основания для выдачи предписания от 16.09.2016 N1280/Б-4737/пгв, которое в свою очередь соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2016. по делу N А21-7573/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК РСУ 5" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7573/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2017 г. N Ф07-3347/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УК РСУ 5"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция (служба) Калининградской области