Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. N Ф05-5683/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А40-190628/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2016 по делу N А40-190628/16, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-1678)
по заявлению ЖСК "Ельня"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
о признании недействительным предписания
при участии:
от заявителя: |
Сидорчук Н.Н. по дов. от 01.11.2016 N б/н, Зенина О.Ю. председатель правления выписка из ЕГРЮЛ; |
от ответчика: |
Рубцова Н.В. по дов. от 19.12.2016 N 2140-и; |
УСТАНОВИЛ:
ЖСК "Ельня" (далее по тексту - заявитель, ЖСК) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее по тексту - заинтересованное лицо, Мосжилинспекция) о признании незаконным предписания и об отмене предписания от 15.06.2016 г. N О-3-1465/1.
Решением от 07.11.2016 Арбитражного суд города Москвы удовлетворил заявленные ЖСК "Ельня" требования. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы является не законным.
Не согласившись с принятым решением, Мосжилинспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Мосжилинспекции, предписание соответствует как Жилищному кодексу РФ, так и Правилам порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЖСК "Ельня" отказать.
Представители заявителя поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считает жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д.31 корп. 2 создан Жилищно-строительный кооператив "Ельня".
Согласно Протоколу N 1 очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д.31 корп. 2, проводимого в форме очно-заочного голосования от 02.06.2016 принято решение направить резерв средств жильцам дома по водоснабжению за счет резерва средств по оплате отопления (вопрос 4).
На основании Распоряжения от 20.05.2016 Мосжилинспекцией проведена внеплановая, документарная проверка обращения собственника помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д.31 корп. 2 правильности установления размера платы за отопление, определению и внесению платы за коммунальные услуги.
В результате проверки было установлено, что ЖСК "Ельня" в нарушение п.16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 21, 27 Правил порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установило иной порядок расчета платы за коммунальные услуги, направив резерв средств по оплате отопления на погашение перерасхода средств за потребленную жильцами воду (акт
15.06.2016 Мосжилинспекцией в адрес ЖСК "Ельня" вынесено предписание N О-3-1465/1, которым ЖСК "Ельня" предписано в срок до 15.09.2016 произвести перерасчет (корректировку) по коммунальной услуге "отопление" за период 2012-2015 года собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Крылатская, д.31 корп. 2 (пункт 1); представить в срок до 15.09.2016 документы, подтверждающие выполнение пункта 1 предписания.
Не согласившись с предписанием от 15.06.2016, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции указал, что дело рассмотрено на основании документов заявителя, так как Мосжилинспекцией не представлен ни отзыв на заявление, ни документы, явившиеся основанием для принятия оспариваемого предписания. Судом в решении указано, что в обжалуемом Предписании N О-З-1465/1 не конкретизирован состав правонарушения в соответствии с указанным документом, а именно, не указаны в чем выразилось нарушение, а также не указана конкретная статья Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "Расчет размера платы за коммунальные услуги", которая нарушена. Кроме того, судом было учтено, что Жильцами многоквартирного дома по улице Крылатская, дом 31, корпус 2 выбран и реализован способ управления жилым домом - непосредственное управление жилым домом собственниками помещений.
Апелляционный суд, рассмотрев повторно материалы дела, в том числе, отзыв Мосжилинспекции на заявление ЖСК "Ельня" и документы, явившиеся основанием для вынесения оспариваемого Предписания, поступившие в суд в электронном виде 01.12.2016, считает, что судом первой инстанции допущено несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утверждённого Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее - Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции.
Пунктом 4 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора вправе, в том числе, составлять протоколы об административных нарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Также, согласно п. 4.2.9. Положения Мосжилинспекция уполномочена на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства РФ.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В проверяемый период (до 01.07.2016) действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В силу п.15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 21 Правил N 307 установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;
б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета (п.27 Правил N 307).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Из фактических обстоятельств дела следует, что в Мосжилинспекцию поступило обращение собственника по вопросу проверки правильности начисления платы за отопление.
По итогам проведенных Мосжилинспекцией проверочных мероприятий установлено, что в многоквартирном доме по адресу: ул. Крылатская, д. 31, корп. 2, ОАО "МОЭК" объем тепловой энергии для нужд отопления за 2012-2015 гг. определен по "ПУ на доме" (коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии).
Среднемесячные объемы, принятые к расчету платы за отопление жителям МКД в 2012 -2015 г., превышают фактические средние объемы тепловой энергии за 2012-2015 гг., рассчитанные согласно счетам ресурсоснабжающей организации.
В ходе проверки Мосжилинспекции установлено, что общим собранием собственников ЖСК "Ельня" (протокол N 1 от 02.06.2016) принято решение о направлении денежных средств, образовавшихся после проведения корректировки по услуге "отопление" на погашение задолженности по услуге "водоснабжение".
Однако в силу положений ЖК РФ (ст. 44) вопросы принятия решений по вопросам установления порядка начисления, корректировки, перерасчета платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников не отнесены.
Более того, п. 16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к исключительным полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Таким образом, принятие решения общим собрание собственников ЖСК по вопросам, не относящимся к его компетенции, не соответствует нормам ЖК ФР.
Не указание в Предписании пункта Правил N 307, который нарушен ЖСК, не может быть основанием для признания Предписания незаконным, так как Предписание подлежит оценке в совокупности со всеми материалами проверки, в том числе, актом проверки от 15.06.2016, в приложении N 1 к которому указано как существо нарушения, так и конкретные нормы, которые были нарушены ЖСК.
Таким образом, оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы от 15.06.2016 N О-3-1465/1 является законным и обоснованным и соответствует действующему законодательству.
Вывод суда о том, что в доме выбран способ управления - непосредственное управление (ст. 161, 164 ЖК РФ), не подтвержден материалами дела.
Напротив, из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом осуществляется ЖСК "Ельня".
Кроме того и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме размер платы за коммунальные услуги устанавливается в соответствии с требованиями ЖК РФ и правилами предоставления коммунальных услуг, установленными Правительством Российской Федерации, а общее собрание собственников не полномочно менять структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы ( ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для признания предписания незаконным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2016 по делу N А40-190628/16 отменить.
Требования ЖСК "Ельня" о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы от 15.06.2016 N О-3-1465/1 оставить без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-190628/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2017 г. N Ф05-5683/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЖСК "Ельеня", ЖСК "Ельня"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция г.Москвы