Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф06-19924/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А65-16711/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.01.2017 в помещении суда апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан и товарищества собственников жилья "Завойского-7" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2016 по делу N А65-16711/2016 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Завойского-7" (ИНН 1660061354, ОГРН 1021603621038), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании решения и предписания,
в судебном заседании приняли участие:
представитель товарищества собственников жилья "Завойского-7" Сибгатуллин Л.Р. (доверенность от 15.07.2016),
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Дубровина Е.О. (доверенность от 30.12.2016 N РХ-02/19508),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Завойского-7" (далее - ТСЖ "Завойского-7", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2, 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 24.03.2016 по делу N 05-239/2015 и об оспаривании его предписания от 24.03.2016 по делу N 05-239/2015 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2016 по делу N А65-16711/2016 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд Республики Татарстан признал содержание оспариваемых решения и предписания соответствующим фактическим обстоятельствам дела, но признал их незаконными в связи с ненадлежащим извещением товарищества о дате и месте рассмотрения дела N 05-239/2015.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение и принять новый судебный акт об оставлении требований ТСЖ "Завойского-7" без удовлетворения. По утверждению Татарстанского УФАС России, товарищество было надлежащим образом извещено о дате и месте рассмотрения дела N 05-239/2015.
ТСЖ "Завойского-7" в своей апелляционной жалобе просило исключить из мотивировочной части указанного судебного решения выводы о злоупотреблении товариществом доминирующим положением и о нарушении им части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившемся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка назначения на должность председателя Правления ТСЖ "Завойского-7" Ошмариной В.Н. - лица, не являющего собственником помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет товарищество, а также в последующем привлечении того же лица, не зарегистрированного с целью осуществления предпринимательской деятельности и не имеющего лицензии на осуществление соответствующей деятельности, к управлению многоквартирным домом, что привело (может привести) к ущемлению интересов граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме. По мнению ТСЖ "Завойского-7", указанные выводы суда первой инстанции не основаны на законе.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержала свою апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям и отклонила апелляционную жалобу товарищества.
Представитель ТСЖ "Завойского-7" поддержал свою апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям и отклонил апелляционную жалобу Татарстанского УФАС России.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Решением от 24.03.2016 по делу N 05-239/2015 Татарстанское УФАС России признало ТСЖ "Завойского-7" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка назначения на должность председателя Правления ТСЖ "Завойского-7" лица, не являющего собственником помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет товарищество, а также в последующем привлечении того же лица, не имеющего лицензии на осуществление соответствующей деятельности, к управлению многоквартирным домом, что привело (может привести) к ущемлению интересов граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме (пункт 1). Кроме того, в этом решении Татарстанское УФАС России указало на выдачу ТСЖ "Завойского-7" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2) и на передачу материалов дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в этом решении (пункт 3).
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало ТСЖ "Завойского-7" предписание от 24.03.2016 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в привлечении к деятельности по управлению многоквартирным домом N 7 по ул. Завойского в г. Казани лица, не имеющего лицензии на осуществление такой деятельности, путем отмены решения заседания Правления ТСЖ "Завойского-7", оформленного протоколом от 16.06.2015 N 2. В предписании также указано, что о его выполнении необходимо сообщить в Татарстанское УФАС России, представив соответствующее документальное подтверждение.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Частью 1 статьи 136 ЖК РФ предусмотрено, что решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договоры, обеспечивающие управление многоквартирным домом. В соответствии с пунктом 5 статьи 148 ЖК РФ наем работников для обслуживания многоквартирного дома является обязанностью правления товарищества собственников жилья.
В пункте 2 статьи 138 ЖК РФ указано, что товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, в качестве способа управления многоквартирным жилым домом N 7 по ул. Завойского в г. Казани выбрано управление товариществом собственников жилья, для чего создано ТСЖ "Заойского-7".
Согласно протоколу заседания членов Правления ТСЖ "Завойского-7" от 12.06.2015 N 1 председателем Правления товарищества избран Насрутдинов М.Ф.
На основании протокола заседания членов Правления ТСЖ "Завойского-7" от 16.06.2015 N 2 (т. 2, л.д. 100), согласно которому принято решение о назначении Ошмариной В.Н. управляющей товарищества, с указанным лицом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 137 и пунктом 5 статьи 148 ЖК РФ заключен трудовой договор от 16.06.2015 на осуществление общего управления товариществом (т. 2, л.д. 101, 102).
Ссылку Татарстанского УФАС России на то, что в нарушение части 1 статьи 143 и части 1 статьи 147 ЖК РФ в период с 28.03.2014 по 16.06.2015 Ошмарина В.Н., не являвшаяся собственником помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Завойского в г. Казани, была председателем Правления ТСЖ "Заойского-7", суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку Ошмарина В.Н. перестала занимать указанную должность почти за год до принятия Татарстанским УФАС России оспариваемых решения и предписания, а, кроме того, Татарстанским УФАС России не доказано, что назначение Ошмариной В.Н. на указанную должность привело (или могло привести) к последствиям, названным в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, а Ошмарина В.Н., фактически осуществляющая деятельность по управлению многоквартирным домом, такой лицензии не имеет и не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, то это якобы свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1.3 статьи 161 ЖК РФ, вступившей в силу с 01.05.2015, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением, в частности, случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья.
Таким образом, для осуществления товариществом собственников жилья деятельности по управлению многоквартирным домом не требуется получения указанной лицензии.
В этой связи заключение товариществом собственников жилья с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющим лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, трудового договора на осуществление общего управления товариществом не противоречит действующему законодательству.
Фактически на это же обстоятельство указано и в письме Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 22.11.2016 N 04-08/23554 в адрес ТСЖ "Заойского-7" (т. 3, л.д. 21).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции признает не соответствующими нормам материального права (пункт 4 части 1, часть 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) выводы суда первой инстанции о злоупотреблении ТСЖ "Заойского-7" доминирующим положением и о нарушении им части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка назначения на должность председателя Правления ТСЖ "Завойского-7" Ошмариной В.Н. - лица, не являющего собственником помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет товарищество, а также в последующем привлечении того же лица, не зарегистрированного с целью осуществления предпринимательской деятельности и не имеющего лицензии на осуществление соответствующей деятельности, к управлению многоквартирным домом, что привело (может привести) к ущемлению интересов граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемые решение и предписание Татарстанского УФАС России являются незаконными (недействительными) по указанному основанию, установленному судом апелляционной инстанции.
В пункте 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
С учетом данного разъяснения суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу ТСЖ "Заойского-7", исключает вышеуказанные выводы из мотивировочной части решения суда первой инстанции и при этом оставляет резолютивную часть решения суда первой инстанции без изменения.
Вывод суда первой инстанции о ненадлежащем извещении товарищества о дате и месте рассмотрения Татарстанским УФАС России дела N 05-239/2015 подтверждается материалами дела. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного вывода, послужившего основанием для признания оспариваемых решения и предписания Татарстанского УФАС России незаконными. Соответственно апелляционная жалоба Татарстанского УФАС России не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил границы локального рынка услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 7 по ул. Завойского в г. Казани, но, с учетом вышеизложенного, соответствующие выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, не имеют значения для разрешения данного спора.
На основании части 5 статьи 110 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ТСЖ "Заойского-7" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную им платежным поручением от 16.11.2016 N 151 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2016 года по делу N А65-16711/2016 оставить без изменения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Завойского-7" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16711/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2017 г. N Ф06-19924/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "Завойского- 7", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19924/17
01.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16936/16
01.02.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16936/16
18.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16711/16