Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2017 г. N Ф03-1442/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
07 февраля 2017 г. |
А73-11445/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатский водоканал" (до переименования Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал"): Кузнецова О.В. представитель по доверенности от 16.01.2017 N 196; Маргосова О.П. представитель по доверенности от 16.012017 N 76;
от Федерального агентства водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления: Владова А.А. представитель по доверенности от 09.01.2017 N 05-65/18/2017;
от Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу: Дзюбанюк Д.А. представитель по доверенности от 30.12.2016 N 03.1-44/1210;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Петропавловский водоканал"
на решение от 26.10.2016
по делу N А73-11445/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Петропавловский водоканал"
к Федеральному агентству водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления; Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконными отказа в утверждении нормативов допустимых сбросов и обязании устранить допущенные нарушения путем утверждения нормативов
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатский водоканал" (до переименования-Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал" (далее - заявитель, ГУП "Камчатский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Федеральному агентству водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления (далее - Амурское БВУ), к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Департамент Росгидромета по ДФО) о признании незаконным решения Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ от 04.07.2016 N ИШ-1131 в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Авачинскую губу через выпуск N 8 "Богородское озеро"; о признании незаконным отказ Департамента Росгидромета по ДФО от 16.06.2016 N 02-28/583 в согласовании нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Авачинскую губу через выпуск N 8 "Богородское озеро"; об обязании Департамента Росгидромета по ДФО устранить допущенные нарушения прав и согласовать ГУП "Петропавловский водоканал" нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Авачинскую губу через выпуск N 8 "Богородское озеро"; об обязании Амурского БВУ в лице Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и утвердить ГУП "Петропавловский водоканал" нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в Авачинскую губу через выпуск N 8 "Богородское озеро".
Решением суда от 26.10.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель оспорил его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В частности ссылается на то, что законодательно не закреплено требование о необходимости иметь лицензию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях при проведении производственного контроля; кроме того указывает на то, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не вправе осуществлять в установленной деятельности нормативно-правовое регулирование. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кроме этого, заявили ходатайство о замене наименования заявителя в связи с переименованием Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Петропавловский водоканал" на Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатский водоканал", представлены документы, подтверждающие переименование предприятия.
Департамент, Отдел водных ресурсов по Камчатскому краю в возражениях, представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В удовлетворении заявленного ходатайства об изменении наименования заявителя в связи с переименованием не возражали.
Суд заявленное ходатайство удовлетворил, заменил Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Петропавловский водоканал" на Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Камчатский водоканал".
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ГУП ""Камчатский водоканал" в пользование предоставлен водный объект - Авачинская губа с целью использования части данного объекта для сброса сточных вод.
В соответствии с пунктом 10 указанного решения водопользователю необходимо в срок до 31.12.2015 разработать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее - НДС) в Авачинскую губу (Богородское озеро) в составе сточных вод выпуска N 8 согласно плану водохозяйственным мероприятий и мероприятий по охране водного объекта.
10.05.2016 ГУП "Камчатский водоканал" направило в адрес Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ заявление об утверждении НДС для указанного выпуска.
Отдел водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ направил 15.06.2016 в Департамент Росгидромета по ДФО запрос о согласовании НДС водопользователю.
Письмом 16.06.2016 N 02-28/583 Департамент Росгидромета по ДФО возвратил нормативы без согласования, указав, что в соответствии с Руководящим Документом РД 52.24.689-2015 ГУП "Камчатский водоканал" должен иметь лицензию Росгидромета на проведение мониторинга и анализа качества воды на участке соответствующего или проектируемого выпуска сточных вод, в том числе дренажных вод, полученную в соответствии с пунктом 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (с изменениями от 29.07.2014 N 339).
В этой связи Отдел водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ в соответствии с пунктом 12.2 Административного регламента письмом от 04.07.2016 N ИШ-1131 отказал заявителю в утверждении НДС по причине отказа в согласовании проекта НДС Департаментом Росгидромета по ДФО (письмо 16.06.2016 N02-28/583).
Не согласившись с решениями государственных органов об отказе в согласовании и утверждении НДС, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует Федеральный закон N 7-ФЗ.
В силу положений статьи 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (пункт 1).
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
На основании статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Таким образом, установление лимитов на сброс загрязняющих веществ направлено на ограничение и контроль за негативным техногенным воздействием.
Кодексом предусмотрена необходимость охраны водных объектов от загрязнения и засорения.
В частях 1 и 3 Кодекса установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" определено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства водных ресурсов и (или) его территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Федерального агентства водных ресурсов, а также взаимодействия территориальных органов Росводресурсов с юридическими и физическими лицами, в том числе, индивидуальными предпринимателями, территориальными органами Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты утверждены Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 02.06.2014 N 246 (далее - Административный регламент).
Согласно Административному регламенту при предоставлении услуги по согласованию проектов НДС необходимо руководствоваться, в том числе Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства N 1216, Методикой разработки НДС N 333.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 11 Методики исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.
В развитие вышеуказанных нормативных актов приказом Росгидромета N 743 от 03.12.2015 принят Руководящий Документ РД 52.24.689-2015 "Порядок рассмотрения и согласования проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты" (далее - РД 52.24.689-2015).
Согласно пункту 5.7 РД 52.24.689-2015 для принятия решения об обоснованности НДС в проекте НДС (в пояснительной записке) должны быть представлены помимо прочих документов, лицензия Росгидромета на проведение мониторинга качества поверхностных вод суши указанной лабораторией.
При анализе НДС в Авачинскую губу выпуск N 8 "Богородское озеро" (протокол испытаний N 47 от.05.03.2014, протокол N 3 М результатов анализов природной воды в районе выпусков г. Петропавловск - Камчатский за 3 квартал 2015 года, протокол N 4 М результатов анализов природной воды в районе выпусков г. Петропавловск - Камчатский за 4 квартал 2015 года) Департаментом Росгидромета по ДФО выявлено, что ГУП "Петропавловский водоканал" осуществляет отбор проб природной воды и проводит её химический анализ (исходная информация), работы по которым согласно вышеуказанным нормативным правовым актам подлежат лицензированию в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
Вместе с тем, в представленном на согласование в Департамент Росгидромета по ДФО проекте НДС отсутствовала соответствующая лицензия Росгидромета, что послужило основанием для отказа в согласовании НДС.
Таким образом, отказ Департамента Росгидромета по ДФО от 16.06.2016 N 02-28/583 в согласовании проекта НДС соответствует законодательству РФ, права заявителя в осуществлении хозяйственной деятельности не нарушает.
Согласно пункту 12.2 Административного регламента основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
Учитывая, что Департаментом Росгидромета по ДФО в согласовании ГУП "Камчатский водоканал" проекта НДС отказано, следовательно, Отделом водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ правомерно принято решение от 04.07.2016 N ИШ-1131 об отказе в утверждении НДС.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, дана надлежащая правовая оценка, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 25.11.2016 N 1793 подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.10.2016 по делу N А73-11445/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Государственному унитарному предприятию Камчатского края "Камчатский водоканал" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 1793 от 25.11.2016 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11445/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 мая 2017 г. N Ф03-1442/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП Камчатского края "Петропавловский водоканал"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу, ФГБУ "Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды" ( "Хабаровский ЦГМС - РСМЦ"), Федеральное агентство водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления, Федеральное агентство водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления, Федеральное агентство водных ресурсов Амурского бассейнового водного управленияв лице Отдела водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского бассейнового водного управления