Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2017 г. N Ф09-2539/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А07-14454/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федоровой Розы Михайловны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2016 г. по делу N А07-14454/2016 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Федорова Роза Михайловна (свидетельство от 27.01.2005), ее представитель - Калимуллина А.В. (доверенность от 01.11.2016).
Индивидуальный предприниматель Федорова Роза Михайловна (далее - заявитель, ИП Федорова Р.М., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан (далее - Управление ПФР в Бижбулякском районе, Управление) о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 002S01160058059 от 15.03.2016, признании недействительным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 00281290023416 от 23.05.2016, взыскании расходов по оплате государственной пошлины (согласно уточненного заявления предпринимателя от 17.10.2016).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: крестьянское фермерское хозяйство "Аида" (далее - третье лицо, КФХ "Аида"), судебный пристав-исполнитель Белебеевского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по Республике Башкортостан Тимергазина М.Ю. (далее - третье лицо), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белебеевском районе и г.Белебей Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление ПФР в Белебеевском районе и г.Белебей).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.11.2016 (резолютивная часть от 03.11.2016) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением ИП Федорова Р.М., обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 27.01.2007 и по этому основанию является страхователем. Как глава крестьянского хозяйства Федорова Р.М. не зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), в связи с чем оспариваемое постановление от 23.05.2016, вынесенное в отношении главы крестьянского хозяйства Федоровой Р.М., является не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - Федеральный закон N 212-ФЗ).
Поскольку лицо может быть зарегистрировано только единожды в ЕГРИП, то в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиком страховых взносов признается либо физическое лицо - индивидуальный предприниматель, либо индивидуальный предприниматель - глава крестьянского хозяйства. Федорова Р.М., являясь руководителем юридического лица в должности главы КФХ "Аида" и одновременно зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, своевременно уплатила в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированных платежей за себя лично за 2015 г. Задолженность по уплате страховых платежей у Федоровой Р.М., как у индивидуального предпринимателя, отсутствует. Считает, что основания для фактически повторного взыскания страховых взносов с ИП Федоровой Р.М, как с главы крестьянского хозяйства, отсутствуют и акты Управления противоречат принципу недопустимости двойного обложения страховыми взносами. Указанные акты нарушают права предпринимателя, поскольку служат основанием для удержания из денежных средств предпринимателя страховых взносов.
Суд не принял во внимание и не дал оценку доводу предпринимателя о расхождениях между документами, вынесенными Управлением как в отношении установления лица, обязанного оплатить недоимку по страховым взносам - плательщика, так и в размерах недоимки.
Просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований предпринимателя.
От Управления до судебного заседания поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители Управления и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отсутствие доказательств заблаговременного направления отзыва лицам, участвующим в деле, и с учетом возражений заявителя, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приобщил отзыв Управления к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением в адрес КФХ "Аида" направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 002S01160058059 от 15.03.2016 в общей сумме 22 873,57 руб. (л.д.21).
В связи с неисполнением указанного требования, Управление ПФР в Бижбулякском районе вынесло постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 00281290023416 от 23.05.2016, согласно которому с плательщика страховых взносов - Главы Крестьянского фермерского хозяйства Федоровой Розы Михайловны подлежат взысканию страховые взносы в сумме 27 170,58 руб. (л.д.9).
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами Управления, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что предприниматель не доказал факт уплаты страховых взносов и отсутствие недоимки, а также нарушение его прав оспариваемыми актами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.02.2004 N 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, подчиняется его общим принципам и задачам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели, организации производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также члены крестьянских (фермерских) хозяйств согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ отнесены к числу застрахованных лиц. При этом индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы за себя, также отнесены к страхователям в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1, 2 данного пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Подпунктом 1, 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона (индивидуальные предприниматели, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которые уплачивают страховые взносы за себя), уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, стоимость страхового года определяется в соответствии с указанным Законом.
Объектом обложения страховыми взносами для страхователей - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Закона в числе прочих используются следующие понятия: индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ).
С учетом изложенного, законодательство, регулирующее правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям, указав на то, что установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования, следовательно, исходя из указанных норм крестьянское (фермерское) хозяйство, в случае найма работником по трудовым или иным договорам, является страхователем в отношении этих работников (застрахованных лиц) и уплачивает страховые взносы исходя из выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных физических лиц в рамках трудовых отношений.
В соответствии с постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 15749/04, в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию глава крестьянского (фермерского) хозяйства приравнен к индивидуальным предпринимателям.
Из изложенного следует, что хотя плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа является глава крестьянского хозяйства, но источником для их выплат является имущество крестьянского хозяйства.
Исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, которое может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица, и учитывая необходимость соблюдения принципа равенства обложения страховыми взносами глав и членов крестьянских хозяйств независимо от того, в какой форме действует крестьянское хозяйство, вопрос о том, кто может являться объектом проверки со стороны Пенсионного фонда: само крестьянское хозяйство или его глава, правового значения не имеет, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 104/13.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ глава крестьянского (фермерского) хозяйств уплачивает страховые взносы в пенсионный фонд, федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как следует из материалов дела, глава КФХ "Аида" Федорова Р.М. является как страхователем, так и застрахованным лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за себя лично, в связи с чем на нее распространяется принцип равенства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа главами крестьянских (фермерских) хозяйств, независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство.
Страхователь, зарегистрированный одновременно в качестве главы КФХ "Аида" и в качестве индивидуального предпринимателя, регулярно и своевременно уплачивает в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы в виде фиксированных платежей за себя лично. Задолженность по уплате страховых платежей у Федоровой Р.М. как у индивидуального предпринимателя за 2014 г., 2015 г. отсутствует, что не оспаривается Управлением и подтверждено материалами дела (л.д.79).
Поскольку источником пенсионного обеспечения Федоровой Р.М. при получении пенсии по обязательному пенсионному страхованию, независимо от того, в каком качестве она зарегистрирована (главы КФХ или индивидуального предпринимателя), являются страховые взносы в виде фиксированных платежей, суд апелляционный суд приходит к выводу о том, что уплата Федоровой Р.М. страховых взносов в качестве индивидуального предпринимателя прекращает ее обязательства в данной части, в связи с чем взыскание тех же сумм страховых взносов с Федоровой Р.М. как с главы КФХ противоречит принципу недопустимости двойного обложения страховыми взносами и является неправомерным.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что оспариваемые требование и постановление приняты не в отношении недоимки по страховым взносам за членов КФХ "Аида", поскольку из материалов дела следует, что таковые на 01.01.2016 отсутствуют (л.д. 96). Доказательств иного Управлением не представлено.
Таким образом, оспариваемое постановление Управления N 00281290023416 от 23.05.2016 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) не подлежит исполнению по мотиву отсутствия оснований для взыскания указанных в нем сумм недоимки и пени ввиду отсутствия у страхователя задолженности по их оплате.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для фактически повторного взыскания страховых взносов по тому же основанию, что предполагается на основании оспариваемых требования и постановления Управления. В связи с чем, указанные ненормативные акты не соответствуют выше указанным положениям федерального законодательства и нарушают права предпринимателя, так как приводят к повторному взысканию уплаченных страховых взносов за 2015 г.
Таким образом, следует признать недействительными вынесенные Управлением ПФР в Бижбулякском районе требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 002S01160058059 от 15.03.2016, постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 00281290023416 от 23.05.2016.
Учитывая вышеизложенное, апелляционную жалобу следует удовлетворить, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В силу абзаца 1 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд с заявлением предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в апелляционной инстанции - 150 руб. В связи с указанным расходы заявителя по уплате государственной пошлины по первой инстанции и по апелляционной инстанции - в сумме 450 руб. относятся на Управление.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Федоровой Розы Михайловны удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07 ноября 2016 г. по делу N А07-14454/2016 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Федоровой Розы Михайловны удовлетворить.
Признать недействительными вынесенные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 002S01160058059 от 15.03.2016, постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 00281290023416 от 23.05.2016, как несоответствующие положениям Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования".
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бижбулякском районе Республики Башкортостан (ОГРН 1020200677914) в пользу индивидуального предпринимателя Федоровой Розы Михайловны (ОГРНИП 305025502700047) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14454/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2017 г. N Ф09-2539/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федорова Р М, Федорова Роза Михайловна
Ответчик: УПФ РФ в Бижбулякском районе
Третье лицо: Белебеевский межрайонный отдел судебных приставов, ГУ-УПФ РФ в Белебеевском районе и г.Белебей, КФХ "Аида", Судебный пристав-исполнитель Белебеевский межрайонный отдел судебных приставов Тимергазина Мария Юрьевна