Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 мая 2017 г. N Ф08-2746/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2017 г. |
дело N А32-31785/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Домнич К.О. по доверенности от 15.11.2016 N 03-11/11977 и по доверенности от 13.02.2017 N 07-06/05347,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2016 по делу N А32-31785/2016, принятое в составе судьи Крыловой М.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охотничий клуб - остров" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Краснодарскому краю и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охотничий клуб - остров" (далее - ООО "Охотничий клуб - остров", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС N 16 по Краснодарскому краю) от 23.05.2016 N 7525А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица; о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - УФНС по Краснодарскому краю) от 11.07.2016 N 22-12-682; об обязании МИФНС N 16 по Краснодарскому краю зарегистрировать в установленном порядке прекращение деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению общего собрания участников, на основании представленного 16.05.2016 пакета документов и внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2016 признаны незаконными решение МИФНС N 16 по Краснодарскому краю от 23.05.2016 N 7525А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, решение УФНС по Краснодарскому краю от 11.07.2016 N 22-12-682; суд обязал МИФНС N 16 по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию прекращения деятельности ООО "Охотничий клуб - остров" в связи с его ликвидацией.
Судебный акт мотивирован тем, что обществом представлены все необходимые и предусмотренные законом документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица. Основание отказа в регистрации, указанное в решении МИФНС N 16 по Краснодарскому краю, не соответствует действительности, что подтверждается решением УФНС по Краснодарскому краю от 11.07.2016 N 22-12-682. Вместе с тем основание отказа в регистрации, указанное УФНС по Краснодарскому краю, является необоснованным и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС N 16 по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с представленными документами у общества имелись неисполненные налоговые обязательства, а именно: не уплачен штраф в размере 200 рублей за предоставление формы КНД N 1110018 с нарушением срока. Судом не учтено, что у МИФНС N 16 по Краснодарскому краю отсутствовали основания для оценки сведений, предоставленных другим налоговым органом в рамках проведенной проверки. Также, по мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не дана оценка доводу о том, что заявление о государственной регистрации в части пункта 2.2 раздела 2 листа А (сведения об ИНН) заполнено рукописным способом, что противоречит требованию пункта 1.10 Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
УФНС по Краснодарскому краю в пояснениях к апелляционной жалобе просило удовлетворить апелляционную жалобу, отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Охотничий клуб - остров" не согласилось с доводами налогового органа, просило решение суда оставить без изменения.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю и Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Охотничий клуб - остров" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 08 декабря 2015 года общим собранием участников ООО "Охотничий клуб - остров" единогласно принято решение о ликвидации общества в связи с отсутствием экономической целесообразности осуществления хозяйственной деятельности. Ликвидатором общества назначен его директор - Гринь Д.Г. (том 1, л.д. 18).
На основании указанного решения в ЕГРЮЛ 16.12.2015 внесена запись о нахождении общества в стадии ликвидации, а также данные о его ликвидаторе (том 1, л.д. 21).
Решением общего собрания участников общества от 01.03.2016 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена 11.03.2016 соответствующая запись (том 1, л.д. 19, 23).
Решением общего собрания участников общества от 12.05.2016 утвержден окончательный ликвидационный баланс общества. Ликвидатору поручено уведомить регистрирующий орган в установленном порядке об утверждении окончательного ликвидационного баланса (том 1, л.д. 20).
Ликвидатор общества 16 мая 2016 года представил в МИФНС N 16 по Краснодарскому краю пакет документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица: заявление по форме Р16001, протокол общего собрания участников, справку ПФР, бухгалтерскую отчетность, доверенность на Бондаренко Я.А. и документ об оплате государственной пошлины (том 1, л.д. 37).
Решением от 23.05.2016 N 7525А МИФНС N 16 по Краснодарскому краю отказала обществу в государственной регистрации со ссылкой на пункт "х" части 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с несоответствием сведений в ликвидационном балансе данным лицевого счета организации в части расчетов с бюджетом (имеются неисполненные обязательства перед кредиторами) (том 1, л.д. 12).
Ликвидатором общества 20 июня 2016 года вышеуказанное решение МИ ФНС N 16 обжаловано в УФНС по Краснодарскому краю.
Решением от 11.07.2016 N 22-12-682 УФНС по Краснодарскому краю решение МИ ФНС N 16 от 23.05.2016 N 7525А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица оставлено без изменения. При этом в тексте решения УФНС по Краснодарскому краю указала, что форма КНД N 1110018 была направлена обществом в ИФНС России N 5 по г. Краснодару в установленный срок, данное нарушение устранено. Вместе с тем основанием для отказа в удовлетворении жалобы общества на решение МИ ФНС N 16 от 23.05.2016 послужил факт предоставления обществом на регистрацию заявления по форме Р16001, заполненного с нарушением установленного порядка (пункт 2.2 раздела 2 листа А заполнен "от руки") (том 1, л.д. 13 - 15).
Общество, ссылаясь на незаконность принятых решений, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а", "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
- непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
- несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 25.1 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Как следует из решения МИФНС N 16 по Краснодарскому краю от 23.05.2016 N 7525А, в качестве основания для вынесения оспариваемого решения МИФНС N 16 по Краснодарскому краю указала подпункт "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, согласно которому в государственной регистрации может быть отказано при несоблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Изучив материалы дела, суд установил, что в соответствии с позицией налогового органа у общества имелся неоплаченный штраф в размере 200 рублей за предоставление формы КНД N 1110018 с нарушением срока.
Согласно приложению к приказу ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ по форме КНД 1110018 представляются сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.
Из материалов дела следует, что такие сведения обществом направлены 19.01.2016 и получены ИФНС России N 5 по г. Краснодару 21.01.2016. Таким образом, обязанность по направлению данных сведений исполнена обществом своевременно (том 1, л.д. 31 - 34).
Таким образом, у МИФНС N 16 отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества по основанию, установленному подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В решении от 11.07.2016 N 22-12-682 УФНС России по Краснодарскому краю признала достоверность представленных обществом на государственную регистрацию документов, в том числе "нулевого" ликвидационного баланса, а также подтвердила своевременность предоставления обществом сведений о среднесписочной численности работников за 2015 год (отсутствие нарушений со стороны общества).
Вместе с тем УФНС России по Краснодарскому краю оставила без изменения решение МИФНС N 16 по Краснодарскому краю от 23.05.2016 N 7525А со ссылкой на допущенные заявителем иные нарушения - наличие в заявлении по форме Р16001 исправлений, дописок (приписок), что явилось основанием отказа в государственной регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ - непредставление необходимых для государственной регистрации документов, а именно: заявления по форме N Р16001. Согласно позиции УФНС России по Краснодарскому краю заполнение "от руки" пункта 2.2 раздела 2 листа А заявления (сведения об ИНН), выполненного в остальной части машинописным способом, противоречит требованию пункта 1.10 Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в связи с чем заявление, заполненное с нарушением установленных требований, считается неподанным.
Суд апелляционной инстанции считает позицию налогового органа необоснованной по следующим основаниям.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 1.1 приложения N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ установлено, что форма заявления, уведомления или сообщения (далее - заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.
Печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.
Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами по образцу, указанному в настоящем пункте.
Наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок) не допускается (пункт 1.10 приложения N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).
Согласно материалам дела (том 1, л.д. 60) пункт 2.2 раздела 2 листа А заявления (сведения об ИНН заявителя - ликвидатора) заполнены рукописным способом, указан номер ИНН.
Какие-либо исправления, дописки (приписки) в указанной части отсутствуют. Номер ИНН написан разборчиво в соответствии с образцом, указанным в пункте 1.1 приложения N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии заявления установленным требованиям.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что первоначально согласно решению МИФНС N 16 по Краснодарскому краю заполнение ИНН рукописным способом не расценивалось налоговым органом как обстоятельство, свидетельствующее о нарушении требований приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Какие-либо иные основания, являющиеся в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием отказа в государственной регистрации, судом не установлены.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2016 по делу N А32-31785/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31785/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 мая 2017 г. N Ф08-2746/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОХОТНИЧИЙ КЛУБ - ОСТРОВ", ООО "Охотничий клуб-остров"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 16 по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по КК, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю