г. Хабаровск |
|
15 февраля 2017 г. |
А73-14506/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД": Азарнин С.А., представитель по доверенности от 01.07.2016 б/н; Азарнина И.В., представитель по доверенности от 01.07.2016 б/н;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Пестова А.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 09/02;
от третьего лица - Правительства Хабаровского края: Кан С.Д., представитель по доверенности от 21.09.2016 N 13.342-25420;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края, Правительства Хабаровского края
на решение от 21.12.2016
по делу N А73-14506/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.В.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД" (ОГРН 1162724059178, ИНН 2721222902, 680000, г. Хабаровск, ул. Калинина, 8, пом. 3)
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, 680030, г. Хабаровск, ул. Запарина, 5)
о внесении изменений в договор
третье лицо: Правительство Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД" (далее - ООО "НПО БИФХИМ Корпорация РОД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее - Управление лесами) о внесении изменений в договор N 0128/2010 аренды лесного участка от 18.02.2010, исключив из его Приложения N 6 раздел "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" (согласно принятому судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнению исковых требований).
Определением суда первой инстанции от 21.10.2016 Правительство Хабаровского края на основании статьи 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление лесами и Правительство обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывают на то, что изменение условий, содержащихся в приложении N 6 к договору, путем исключения из него раздела недопустимо в силу законодательного запрета и нарушает положения статей 71,74,74.1 ЛК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления лесами и Правительства поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители общества отклонили доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыв на них, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.02.2010 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Реликт" (правопреемник - ООО "НПО БИФХИМ Корпорация РОД") (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0128/2010 сроком действия на 25 лет с момента государственной регистрации.
Договор 22.03.2010 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует соответствующий штамп на договоре (регистрационная запись N 27-27-01/010/2010-901).
По условиям договора аренды N 0128/2010 арендодатель передал в пользование арендатору лесной участок площадью 21665 га, в пределах Уликанского лесничества общей площадью 1 042 064 га, местоположение: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Уликанское лесничество, номера кварталов: 133-137, 155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266 Уликанского участкового лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 08:255:33:0128.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи N 39 от 05.03.2010.
Приложением N 6 к договору определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке. Разделом "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" Приложения N 6 договора установлен перечень мероприятий по охране и защите лесов, объемы и сроки их исполнения.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов (введены в действие 09.09.2012).
Ссылаясь на противоречие Приложения N 6 в части объемов мероприятий, установленных разделом "Обеспечение пожарной безопасности в лесах", статье 53.1 ЛК РФ и Нормативам противопожарного обустройства лесов, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N174, в целях приведения договора аренды в соответствие с действующим законодательством, ООО "НПО БИФХИМ Корпорация РОД" 05.10.2014 обратилось в Управление лесами Правительства Хабаровского края с предложением о внесении соответствующих изменений в договор аренды.
Неполучение ответа в установленный в претензии срок послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался нормами главы 34 ГК РФ и Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором.
Пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Договор аренды лесного участка N 0128/2010 от 18.02.2010 заключен по результатам аукциона.
По общему правилу, изложенному в пункте 2 статьи 74 ЛК РФ, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением, предусмотренным данным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", действующей с 01.10.2015), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, арендодатель не вправе заключать соглашение о внесении изменений в указанный договор.
В соответствии с положениями статьи 53.1 ЛК РФ противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 ЛК РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
В силу части 6 статьи 53.1 ЛК РФ нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положения части 6 статьи 53.1 ЛК РФ являются императивной нормой и не предусматривают возможность установления иных нормативов (перечня и объемов мероприятий противопожарного обустройства лесов) соглашением сторон.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.04.2012 N 174 были утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий (далее - Нормативы).
Сравнив объемы мероприятий, предусмотренные названными выше Нормативами в отношении эксплуатационных лесов Приамурско- Приморского хвойно-широколиственного района, к которым относится территория Уликанского лесничества, с объемами мероприятий, предусмотренных разделом "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" Приложение N 6 к договору аренды, судом первой инстанции установлено, что объемы мероприятий, указанные в строках 1 (установка и размещение стендов и других знаков и указателей), 2 (благоустройство зон отдыха), 3 (установка и эксплуатация шлагбаумов), 4 (реконструкция лесных дорог), 7 (устройство противопожарных минерализованных полос) таблицы, не соответствуют объемам мероприятий, указанных в спорном разделе Приложения N 6 к договору.
Сведения о лесах и лесных участках, включая породный и возрастной состав лесных насаждений, запас древесины, объем расчетной лесосеки, иные количественные и качественные характеристики лесов, определяются в ходе лесоустройства. На основании материалов лесоустройства осуществляется подготовка лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проектной документации на лесные участки, выставляемые на аукцион.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 раздела II Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Проект освоения лесов на период 2015-2018 годы на лесном участке, переданном в аренду истцу по договору N 0128/2010, разработан в соответствии с действующим законодательством, и содержит, среди иных качественных и количественных характеристик лесного участка, в том числе мероприятия по противопожарному обустройству лесов (Таблица 4.2.), объем которых соответствует Нормативам, утвержденным Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174. Данный проект освоения лесов утвержден приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 N 1055П на основании заключения государственной экспертизы. В тоже время, учитывая, что данный проект разработан и утвержден после вступления в силу Приказа Рослесхоза от 27.04.2012 N 174, он не соответствует положениям договора аренды, а именно разделу "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" Приложение N6 к договору.
Также судом установлено, что действующая на данный момент форма типового договора аренды лесного участка, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003, не содержит положений о перечне и объемах мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, стороны договора в этой части напрямую руководствуются нормами действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предлагаемые ООО "НПО БИФХИМ Корпорация РОД" изменения в договор в виде исключения из Приложения N 6 раздела "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" являются приведением положений договора аренды в соответствие с действующим законодательством, а также с действующим проектом освоения лесов, фиксирующим качественные и количественные характеристики лесного участка.
Таким образом, суд верно указал на то, что утверждение Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 Нормативов противопожарного обустройства лесов, разработка ООО "НПО БИФХИМ Корпорация РОД" проекта освоения лесов в соответствии с указанными Нормативами, повлекло существенное изменение объемов выполняемых работ по охране, защите и воспроизводству лесов, определенных договором, в связи с чем, возникла необходимость внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы гражданского законодательства, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно удовлетворил требования истца о внесении изменений в договор аренды N 0128/2010 путем исключения из его Приложения N 6 раздела "Обеспечение пожарной безопасности в лесах".
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2016 по делу N А73-14506/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14506/2016
Истец: ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Правительство Хабаровского края