Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 28133-89 (СТ СЭВ 1796-88) (СТ МЭК 254-1-83)
"Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний"
(введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 апреля 1989 г. N 1153)
Lead-acid storage traction batteries. Technical requirements and test methods
Срок действия с 1 января 1990 г.
до 1 января 1995 г.
Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 485-ст настоящий ГОСТ не применяется на территории РФ с 1 июля 2008 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 52846-2007
Настоящий стандарт распространяется на свинцовые тяговые аккумуляторные батареи (далее - батареи), комплектуемые из аккумуляторов класса А и В по ГОСТ 28132, применяемые в качестве источников электрической энергии для питания электродвигателей машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта и других транспортных средств и предназначенные для работы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 45°С, и устанавливает технические требования и методы испытаний аккумуляторных батарей.
Стандарт не распространяется на батареи, разработанные до введения в действие настоящего стандарта.
1. Технические требования
1.1. Батареи должны отдавать номинальную емкость ( в ) при разряде током до конечного напряжения 1,70 В, при этом продолжительность разряда должна быть не менее 5 ч.
Значение номинальной емкости задается изготовителем.
1.2. Емкость батарей, полученная при 5-часовом режиме разряда током до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор, приведенная к температуре 30°С, должна быть достигнута:
для класса А - на 1-м цикле и не позднее 10-го цикла;
для класса В - до 3-го цикла.
1.3. Снижение емкости батарей после хранения (саморазряд) в течение 28 сут. при температуре электролита ()°С должно быть не более 15%.
1.4. Наработка батарей должна быть не менее:
класса А - 1000 циклов до снижения емкости до ;
класса В - 500 циклов до снижения емкости до .
1.5. Батареи должны выдерживать разряд током короткого режима в течение 0,5 ч при температуре 30°С до конечного напряжения разряда на аккумулятор 1,50 В. Значение тока () указывают в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601.
1.6. Батареи маркируют и на видном месте наносят следующие данные:
наименование и (или) товарный знак завода-изготовителя;
обозначение батареи;
номинальную емкость, ;
номинальное напряжение, В;
обозначение (+) и (-) ("плюс" и "минус") на выводах;
дату изготовления (год и месяц или год и квартал) и заводской номер.
2. Методы испытаний
2.1. Испытаниям подвергают свежеизготовленные батареи, хранящиеся без электролита, со времени изготовления которых прошло не более 60 сут.
2.2. До проведения испытаний батареи должны быть приведены в рабочее состояние в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601. Количество тренировочных циклов для батарей класса А не должно превышать 3 цикла, класса В - 5 циклов.
Плотность электролита в полностью заряженных батареях при температуре 30°С должна быть от () до () .
Уровень электролита устанавливают в соответствии с эксплуатационными документами по ГОСТ 2.601.
2.3. Батарея считается полностью заряженной, если напряжение и плотность электролита во всех ее аккумуляторах остаются неизменными в течение последних 2 ч. заряда, с учетом изменения температуры электролита.
2.4. Аппаратура и приборы
Используемые при испытаниях приборы и аппаратура:
Вольтметры класса точности не ниже 0,5 с внутренним сопротивлением не менее 1000 Ом/В.
Амперметры класса точности не ниже 0,5. Совокупность амперметра, шунта и выводов должна иметь класс точности не ниже 0,5.
Для автоматических установок допускается применять амперметры класса точности 1,5.
Термометры с ценой деления 1°С при точности градуировки 0,5°С.
Ареометры с ценой деления 0,01 единицы плотности при точности градуировки не ниже 0,005.
Приборы измерения времени с погрешностью не более 1%.
2.5. Определение емкости батарей
2.5.1. Батареи, приведенные в рабочее состояние, должны быть разряжены током до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор.
Затем батареи подвергают зарядам и разрядам.
2.5.2. Заряд проводят током до напряжения 2,4 В на аккумулятор. При достижении этого напряжения батарею оставляют на 1 ч., после чего заряд продолжают током до достижения состояния полной заряженности согласно п. 2.3. Температура электролита во время заряда должна быть не более 40°С.
После заряда проверяют плотность и уровень электролита, который в случае необходимости корректируют. После корректировки проводят подзаряд током в течение не менее 30 мин. с целью перемешивания электролита.
Корректировку повторяют до достижения необходимой плотности электролита.
Затем устанавливают уровень электролита по п. 2.2.
2.5.3. Разряд батарей проводят током до конечного напряжения разряда 1,70 В на аккумулятор не ранее 1 ч. и не позже 12 ч. после окончания разряда. Значение тока разряда поддерживают в пределах %.
Во время разряда проверяют и записывают:
напряжение на выводах каждого аккумулятора;
температуру электролита каждого аккумулятора.
До достижения напряжения 1,85 В на аккумулятор проверку напряжения проводят через каждые 30 мин. При напряжении менее 1,85 В проверку проводят через каждые 5 мин.
Разряд прекращают тогда, когда напряжение достигнет 1,70 В на аккумулятор.
Температуру электролита во время разряда поддерживают от 22 до 34°С. Испытание продолжают до получения емкости, указанной в п. 1.2.
2.5.4. Емкость батарей (), , при средней температуре электролита (t°C) рассчитывают по формуле
,
где - ток разряда ;
Т - продолжительность разряда, ч.
2.5.5. Емкость батарей (), , определенную при проведении испытаний, приводят к температуре электролита 30°С по формуле
,
где t - средняя температура электролита при разряде, °С (среднее значение начальной и конечной температур);
0,006 - температурный коэффициент изменения емкости в интервале температур от 22 до 34°С.
2.6. Испытание на наработку
2.6.1. Испытание проводят не менее чем на четырех аккумуляторах одного типа, прошедших испытание по п. 2.5.
2.6.2. Аккумуляторы устанавливают способом, подобным способу крепления их в батарейном ящике, чтобы избежать деформаций и изменения размеров.
2.6.3. Аккумуляторы заряжаются в соответствии с п. 2.5.2. Уровень и плотность электролита должны быть в соответствии с п. 2.2. Затем аккумуляторы подвергают циклическим испытаниям по следующему режиму:
разряд 3 ч. током ;
заряд 9 ч. проводят режимом, при котором общее количество электричества, сообщенное аккумуляторам, составляло , а ток в конце заряда не превышал .
Заряд должен проводиться непосредственно после разряда так, чтобы за 1 сут. можно было провести 2 цикла.
2.6.4. Через каждые () циклов, проведенных по п. 2.6.3, определяют емкость аккумуляторов по п. 2.5.
После окончания испытаний по определению емкости аккумуляторы полностью заряжают согласно п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита и продолжают испытания по п. 2.6.3.
2.6.5. При проведении испытаний температуру электролита поддерживают от 33 до 43°С. Для поддержания температуры в указанных пределах аккумуляторы погружают в ванну с водой так, чтобы верхняя часть корпуса выступала на 25 мм над уровнем воды. Расстояние между аккумуляторами, укрепленными согласно п. 2.6.2, и стенками ванны должно быть не менее 25 мм.
2.6.6. Испытание аккумуляторов на наработку считается законченным, если их емкость при контрольной проверке по п. 2.5 будет ниже .
2.7. Испытание батарей на снижение емкости после хранения в заряженном состоянии (саморазряд)
2.7.1. Испытанию подвергают батарею, прошедшую испытания по п. 2.5.
2.7.2. Перед испытанием батарею полностью заряжают по п. 2.5.2, корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2.
Затем проводят определение емкости С согласно п. 2.5.
2.7.3. После определения емкости батарею полностью заряжают по п. 2.5.2. Корректируют плотность и уровень электролита по п. 2.2, протирают досуха вентильные пробки.
Батарею отключают от внешней цепи и оставляют на хранение в течение 28 сут. Во время хранения температуру электролита необходимо поддерживать ()°С.
2.7.4. По истечении 28 сут., не проводя заряда, определяют емкость батареи по п. 2.5.
2.7.5. Снижение емкости (саморазряд) (S) в процентах вычисляют по формуле
,
2.8. Испытание батарей коротким режимом разряда
2.8.1. Испытанию подвергают аккумуляторные батареи класса А, емкость которых составляет 100% от номинальной, и батареи класса В, выдержавшие испытания по п. 1.2.
2.8.2. Батареи до испытания должны соответствовать требованиям п. 2.3.
2.8.3. Через 1-24 ч. после окончания заряда батарею подвергают разряду током , заданным в эксплуатационных документах по ГОСТ 2.601. При этом отклонение среднего тока разряда от значения должно быть не более %, а точность поддержания тока во время разряда - не более % от значения .
2.8.4. Разряд батарей должны проводить при температуре окружающей среды от 15 до 35°С, при этом температура электролита должна быть от 22 до 34°С.
2.8.5. Напряжение каждой батареи во время разряда измеряют и записывают автоматически или вручную.
2.8.6. Продолжительность разряда () в часах определяют по формуле:
,
где - средняя температура аккумулятора, измеренная до разряда, °С.
2.8.7. Затем батарею разряжают в течение до конечного напряжения разряда 1,50 В на аккумулятор. Если напряжение на аккумуляторе достигает 1,50 В раньше , то батарею следует отключить и считать ее не выдержавшей испытание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 28133-89 (СТ СЭВ 1796-88) (СТ МЭК 254-1-83) "Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Технические требования и методы испытаний" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 апреля 1989 г. N 1153)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта СССР, Издательство стандартов (Москва, 1989 г.)
Срок действия установлен до 1 января 1995 г.
Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 485-ст настоящий ГОСТ не применяется на территории РФ с 1 июля 2008 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 52846-2007
1. Внесен Министерством электротехнической промышленности СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.89 N 1153 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 1796-88 "Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Классификация, технические требования и методы испытаний" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.90
3. Срок первой проверки - 1993 г.
Периодичность проверки - 5 лет
4. В стандарт введен СТ МЭК 254-1-83
5. Ссылочные нормативно-технические документы
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 2.601-68 |
|
ГОСТ 28132-89 |