г. Пермь |
|
16 февраля 2017 г. |
Дело N А60-60154/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2016 года
по делу N А60-60154/2015,
принятое судьей Пшеничниковой И.В.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" Новоуральского городского округа (ИНН 6629007763, ОГРН 1026601724445)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третье лицо: муниципальное образование Новоуральского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новоуральского городского округа
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Городские электрические сети" Новоуральского городского округа (далее - МУП "Электросети" НГО, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная, обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная незаконным. Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" (ИНН 6629007763, ОГРН 1026601724445) на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 по делу N А60-60154/2015 отменено. В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" Новоуральского городского округа отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2016 решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу N А60-60154/2015 Арбитражного суда Свердловской области отменены. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.10.2016 заявление муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, об обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2016 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Новоуральского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Новоуральского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение 13.12.2016 отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие регистрации право собственности Новоуральского городского округа на спорный объект недвижимости, при этом на государственную регистрацию права хозяйственного ведения предоставлено распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского городского округа N 491 от 23.07.2015, которое в дальнейшем было отменено. Указанное распоряжение не может являться в соответствии с п.1 ст. 299 ГК РФ основанием для возникновения права заявителя. По мнению апеллянта, позиция об отмене акта муниципального образования о закреплении недвижимого имущества за предприятием не может иметь правового значения для данной категории дел, поскольку законность действий государственного регистратора следует оценивать исходя из представленных ему документов и наличия юридической силы на момент принятия соответствующего решения. Управление считает, что судом ошибочно не были приняты во внимание доводы о производном характере права хозяйственного ведения, а также о невозможности осуществления государственной регистрации при наличии распоряжения N 491 от 23.07.2015.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие "Городские электрические сети" 19 июня 2015 года обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Первоуральский отдел) с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г.Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Регистрирующим органом отказано в государственной регистрации, о чем вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации N 66/031/301/2015-3844 от 06.11.2015. В качестве причины отказа указано на непредоставление заявителем разрешения на строительство объекта недвижимого имущества и отсутствие зарегистрированного права собственности на заявленный объект муниципального образования - Новоуральского городского округа.
Отказ в государственной регистрации послужил основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что заказчиком выполнения работ по строительству спорного объекта является муниципальное предприятие, для государственной регистрации им были представлены все необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект за заявителем.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение 7 подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Основанием приобретения права собственности на новую вещь является факт ее изготовления или создания лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (ст. 218 ГК РФ).
Как указано в пункте 1 ст. 25.3 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи отнесены к линейным объектам.
В силу норм ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В частности выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В статье 2 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" указано, что получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.
Для целей регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества заявителем были представлены на государственную регистрацию:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен вновь созданный объект недвижимого имущества, а именно: постановление Администрации Новоуральского городского округа N 233-а от 11.02.2014, постановление Администрации Новоуральского городского округа N 2485-а от 14.11.2014;
2) документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а именно: акт технической готовности электромонтажных работ от 25.10.2013; акт готовности к подаче рабочего напряжения от 23.10.2013; декларация об объекте недвижимого имущества; справка МУП "Электросети" о строительстве объекта за счет средств предприятия в рамках технологического присоединения от 22.10.2015.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права хозяйственного ведения МУП "Электросети" в отношении спорного объекта недвижимого имущества является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заявителем были представлены все документы, подтверждающие основания возникновения права и необходимые для государственной регистрации права хозяйственного ведения на вновь созданный объект недвижимого имущества, предусмотренные пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии регистрации права собственности Новоуральского городского округа на спорный объект недвижимости, производном характере права хозяйственного ведения, представлении на регистрацию распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского городского округа N 491 от 23.07.2015 рассмотрены и отклонены.
В пункте 11 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку заявителем представлены документы, подтверждающие факт создания объекта, что в силу ст. 218 ГК РФ является самостоятельным основанием приобретения права, наличие распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского городского округа от 23.07.2015 N 491 о передаче объекта в хозяйственное ведение МУП "Городские электрические сети", не изменяет оснований возникновения права на вновь построенный объект.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 декабря 2016 года по делу N А60-60154/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А.Полякова |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60154/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф09-7824/16 настоящее постановление отменено
Истец: МУП "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФРС по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7824/16
16.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5736/16
13.12.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-60154/15
26.09.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7824/16
06.06.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5736/16
10.03.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-60154/15