Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 16264.1-85
"Двигатели асинхронные. Общие технические условия"
(утв. постановлением Госстандарта СССР от 28 января 1985 г. N 169)
Induction motors. General specifications
Срок действия с 1 января 1986 г. до 1 января 1996 г.
Взамен ГОСТ 16264-78 и ГОСТ 20360-74
в части асинхронных двигателей,
ГОСТ 17018-79 в части двигателей до 1 кВт
Приказом Росстандарта от 9 июня 2017 г. N 530-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2018 г. введен в действие ГОСТ 16264.1-2016 "Двигатели асинхронные. Часть 1. Общие технические условия" для добровольного применения в РФ
Ограничение срока действия настоящего ГОСТа снято протоколом МГС от 17 мая 1994 г. N 5-94 (ИУС N 11-94)
Настоящий стандарт распространяется на асинхронные двигатели номинальной мощностью до 1000 Вт.
Стандарт не распространяется на двигатели: взрывозащищенные, двигатели следящих электроприводов переменного тока, питаемые от несинусоидальных источников тока и управляемые пространственным поворотом осей потоков.
Двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 16264.0 и настоящего стандарта.
Все требования настоящего стандарта, кроме пп. 2.1, 2.2, являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1. Основные параметры
1.1. Двигатели должны изготавливаться на номинальные напряжения:
(36), 40, (42), (127), 220, 220/380 В - трехфазные силовые;
12, 24, (27), (36), (40), 42, 60, 110; (127), 220 В - однофазные силовые;
6, 12, 24, 36, 40 115, 220, 240 В - двухфазные управляемые.
Напряжения 36, 115 и 240 В только для двигателей, изготовляемых на экспорт. Напряжения, указанные в скобках, допускается применять с учетом допущений по ГОСТ 21128.
1.2. Синхронные частоты вращения двигателей должны соответствовать ГОСТ 10683, а для частоты питания 60 Гц - 300, 360, 450, 600, 900, 1200, 1800 и 3600 .
Номинальные частоты вращения или номинальные скольжения должны быть указаны в технических условиях на конкретные типы двигателей.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Максимальные полезные мощности управляемых двигателей с короткозамкнутым ротором должны соответствовать ряду от 0,1 до 250 Вт по ГОСТ 12139. Для других управляемых двигателей - от 0,1 до 25 Вт.
2. Технические требования
2.1. Способы охлаждения деталей - по ГОСТ 20459.
2.2. Отношения начального пускового момента () минимального вращающего момента () и максимального вращающего момента () к номинальному вращающему моменту () при номинальных значениях напряжения питания односкоростных силовых двигателей должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
Тип однофазных двигателей |
М_пуск ------- М_ном |
М_мин ------- М_ном |
М_макс ------- М_ном |
С экранированными полюсами и с ассимметричным магнитопроводом статора |
0,40/0,45 |
0,38 |
1,40 |
Конденсаторные |
0,55/0,70 |
0,50/0,65 |
1,60 |
Конденсаторные с использованием листов статора и ротора трехфазных двигателей |
0,40/0,50 |
0,38/0,45 |
1,60 |
Однофазные с пусковым конденсатором и конденсаторные с рабочим и пусковым конденсаторами |
1,60 |
1,00 |
1,60 |
Однофазные с пусковым сопротивлением |
1,00 |
0,80 |
1,70 |
Примечание. Отношения моментов, указанные в знаменателе, устанавливаются по требованию потребителя.
У двигателей на частоту питания 60 Гц допускаются отношения моментов на 10% ниже указанных в табл. 1.
По согласованию с потребителем для двигателей, работающих в приборах с вентиляторной нагрузкой, допускается отношение начального пускового момента к номинальному 0,2, отношение максимального вращающего момента к номинальному 1,2.
Значения начального пускового момента, минимального вращающего момента и максимального вращающего момента или их отношения к номинальному вращающему моменту регулируемых и многоскоростных двигателей, двигателей с механической и электромагнитной редукцией частоты вращения, а также двигателей с частотой питания 400 Гц и трехфазных двигателей должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
2.3. Ток главной обмотки однофазных силовых двигателей при работе на двух обмотках и ток главной обмотки при коротком замыкании для силовых двигателей, запуск которых осуществляется пусковым устройством электромагнитного типа, устанавливают, при необходимости, в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
2.2, 2.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4. Силовые двигатели должны выдерживать без повреждений режим короткого замыкания при номинальном напряжении питания в течение не менее 5 с, двигатели с пусковым конденсатором или пусковой обмоткой повышенного сопротивления - в течение не менее 3 с.
2.5. Предельные отклонения частоты питания допускается пересчитывать на отклонение напряжения питания по формуле
,
где - номинальное напряжение, В;
f - фактическая частота питания сети, Гц;
- частота питания с заданным предельным отклонением ( - 2%), Гц.
При этом суммарное отклонение частоты и напряжения не должно превышать % от номинального значения напряжения.
2.6. Допускаемое отклонение номинальной частоты вращения силовых двигателей при номинальной нагрузке на валу и рабочей температуре обмоток, установленной в технических условиях на конкретные типы двигателей, должно быть не более минус 2,0% для трехфазных и минус 3,0% для конденсаторных и однофазных двигателей.
Для всех силовых двигателей мощностью до 40 Вт, а также с номинальным скольжением более 0,15 допускаемые отклонения частоты вращения от номинальной должны быть установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7. Предельные отклонения максимального вращающего и минимального вращающего момента к номинальному не должны превышать значений, указанных в табл. 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Пред. откл., % |
Отношение максимального вращающего момента к номинальному |
- 10 |
Отношение минимального вращающего момента к номинальному |
-20 |
Отношение моментов в большую сторону не ограничивают.
2.8. Управляемые двигатели должны соответствовать нормам, установленным в технических условиях, на параметры:
начального пускового момента;
частоты вращения холостого хода;
напряжения трогания при нижнем значении температуры при эксплуатации;
времени разгона до установившейся частоты вращения.
2.9. Управляемые двигатели должны соответствовать нормам, устанавливаемым по требованию потребителей в технических условиях на конкретные типы двигателей:
электромеханической постоянной времени;
моменту инерции ротора;
мощности, потребляемой обмотками возбуждения и управления в режимах холостого хода и короткого замыкания;
полному сопротивлению каждой обмотки в комплексной форме в режиме холостого хода;
ускорению при пуске.
2.10. В технических условиях на конкретные типы управляемых двигателей, при необходимости, приводят значения параметров фазосдвигающей цепи и напряжения на ее элементах или указывают требуемый фазовый сдвиг между напряжениями возбуждения и управления.
2.11. Напряжение трогания управляемых двигателей на обмотке управления при номинальном напряжении на обмотке возбуждения в практически холодном состоянии двигателя не должно превышать 3% для двигателей с полным немагнитным ротором и 4% для двигателей с короткозамкнутым ротором от номинального значения напряжения обмотки управления.
2.12. Нелинейность механической характеристики управляемых двигателей не должна превышать 20%.
4. Комплектность
4.1. Двигатели, предназначенные для комплектации серийной продукции, конденсаторами, пусковыми устройствами и добавочными резисторами, не комплектуют.
4.2. Конденсаторные и однофазные асинхронные двигатели с пусковой емкостью, предназначенные только торговым и ремонтным организациям или для экспорта, должны комплектоваться конденсаторами.
Двигатели с пусковыми элементами (пусковой обмоткой сопротивления или пусковой емкостью) должны комплектоваться пусковым устройством типа реле.
Допускается, по согласованию с потребителем (заказчиком), двигатели конденсаторами и пусковыми устройствами не комплектовать.
5. Правила приемки
5.1. Приемо-сдаточные испытания проводят по программе, указанной в табл. 3.
Таблица 3
Примечания:
1. Испытания по пп. 2, 3, 4, 5, 8 и 9 допускается проводить выборочно но не менее чем 1% двигателей суточного выпуска. При суточном выпуске на одном предприятии более 1000 двигателей одного типа, а также для двигателей мощностью до 10 Вт объем выборки для испытаний по п. 9 должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей, но не менее 10 двигателей. Испытания по пп. 4 и 5 допускается проводить на сборочных единицах. По согласованию с потребителем испытания по п. 9 допускается не проводить.
По п. 2 проверяют только те размеры, проверка которых специально оговорена в технических условиях на двигатели конкретного типа.
2. Испытания по п. 7 допускается заменять измерением тока потребляемой мощности и частоты вращения при номинальном или максимальном для управляемых двигателей моменте нагрузки или тока и потребляемой мощности при номинальной частоте вращения на автоматизированном стенде.
3. Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, испытание по пп. 2, 4 - 6, 8 и 9 допускается проводить совместно с изделием.
4. Для встраиваемых двигателей, состоящих только из статора и ротора, программу испытаний указывают в технических условиях на конкретный тип двигателя.
5.2. Периодические испытания двигателей проводят по программе, указанной в табл. 4.
Таблицa 4
Примечания:
1. Для двигателей, встраиваемых в изделия с двойной изоляцией, испытание по п. 7 допускается не проводить.
2. Испытания по п. 11 проводят на двигателях, для которых такие требования установлены в стандартах или технических условиях на конкретные типы двигателей.
3. Испытание по п. 17 проводят только для двигателей, запускаемых пусковой обмоткой повышенного сопротивления или пусковой емкостью.
4. Программа испытаний на механические и климатические воздействия - по ГОСТ 16962.
5. Двигатели серийного производства по пп. 8 и 19 не испытывают, если в технических условиях на конкретный тип двигателя нет других указаний.
6. Испытание встраиваемых двигателей, состоящих только из статора и ротора, по пп. 8, 9, 11 - 16, 19 не проводят, если испытание не оговорено в технических условиях на конкретный тип двигателей.
7. Допускается распространять результаты испытаний базовых изделий (основного исполнения) на модификации единых серий по согласованию с заказчиком (основным потребителем).
8. Если двигатели изготавливают на одном предприятии с изделием, в котором они применяются, то испытания по пп. 3, 6, 7, 10, 15, 16 и 20 допускается проводить совместно с изделием.
5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6. Методы испытаний
6.1. Электрическую прочность изоляции в практически холодном состоянии при серийном производстве допускается проверять в течение () с напряжением, повышенным на 20% от указанного в табл. 5 ГОСТ 16264.0 в графе "до испытания на влагостойкость" или в течение () с напряжением, указанным в ГОСТ 16264.0 в графе "до испытаний на влагостойкость".
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.2. Ток, потери холостого хода и короткого замыкания проверяют в практически холодном состоянии двигателя при номинальном напряжении питания.
6.3. Двигатели в режиме короткого замыкания испытывают при практически установившейся рабочей температуре обмоток. Двигатели с кратковременным режимом работы испытывают в конце рабочего цикла. Двигатели при номинальном напряжении выдерживают при заторможенном роторе в течение времени, указанного в п. 2.4. При этом перегрев обмоток двигателя не должен превышать значений, допустимых по ГОСТ 183 и ГОСТ 16264.0, более чем на 10°С, кроме пусковых обмоток повышенного сопротивления. Двигатели с отключаемыми пусковыми элементами (обмоткой повышенного сопротивления или пусковым конденсатором) проверяют с включенными пусковыми элементами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4. Максимальный вращающий момент измеряют на нагрузочном стенде при практически установившейся температуре обмоток двигателя. Двигатель нагружают моментом до тех пор, когда дальнейшее увеличение нагрузки вызывает опрокидывание, т.е. уменьшение момента и частоты вращения двигателя. При этом фиксируют наибольшее значение момента нагрузки. Увеличение нагрузки производят плавно в течение не более 10 с.
За максимальный момент принимают среднее арифметическое значение моментов трех измерений. Допускается максимальный вращающий момент определять по механической характеристике М = f(n) двигателя, записанной регистрирующим прибором.
6.5. Линейность механической характеристики M = f(n) силовых двигателей проверяют в заданной точке нагрузки () путем измерения частоты вращения двигателя при заданном изменении момента нагрузки в определенных пределах. Относительное изменение частоты вращения в процентах определяют по формуле
,
где n' - частота вращения при ;
n'' - частота вращения при ;
- частота вращения при .
Нелинейность механической характеристики управляемых двигателей определяют как отношение максимального отклонения момента от линейной зависимости к пусковому моменту.
6.6. Индукцию магнитных полей рассеяния определяют при помощи измерительной катушки, намотанной проводом диаметром 0,05 мм с числом витков 9000 на каркас шириной 7 мм и диаметром 8 мм (наружный диаметр катушки 20 мм), и милливольтметра класса точности не менее 2,5 с входным сопротивлением не менее 1 МОм на расстоянии м от корпуса двигателя до середины измерительной катушки. Измерение производят при номинальном напряжении питания и работе двигателя в режиме холостого хода. Величину магнитной индукции полей рассеяния В, Тл, определяют по формуле
,
где Е - э.д.с. (действующее значение) на обмотке измерительной катушки, В;
f - частота тока питающей сети, Гц;
К - коэффициент, определяемый при аттестации катушки ();
- число витков катушки;
- средняя площадь витка, .
За величину магнитной индукции полей рассеяния измеряемого двигателя принимают наибольшее измеренное значение.
Допускаемая относительная погрешность измерения - не более 8%. Уровень магнитного поля помех рабочего помещения должен быть не более 4% нормируемой величины индукции магнитного поля рассеяния проверяемого двигателя.
6.7. Время разгона управляемых двигателей и стабильность частоты вращения силовых двигателей проводят методами, указанными в технических условиях на конкретные типы двигателей. Частоту вращения в режиме холостого хода управляемых двигателей измеряют при работе двигателей без нагрузки на валу и нижнем значении температуры окружающей среды.
6.8. Ток короткого замыкания главной обмотки двигателей с пусковыми элементами измеряют при отключенной вспомогательной обмотке или пусковом конденсаторе, напряжении (или для двигателей герметичных компрессоров) при заторможенном роторе и абсолютной температуре нагрева обмоток статора для принятого класса изоляции. Время замера не должно превышать 5 с.
6.9. Ток главной обмотки двигателя с пусковыми элементами измеряют в практически холодном состоянии обмоток при работе двигателя с подключенной вспомогательной обмоткой и пусковым конденсатором при напряжении или (для двигателей герметичных компрессоров ) в зависимости от того, при каком напряжении ток будет больше, и номинальной нагрузке. Ток в главной обмотке измеряют не позднее 4 с с момента подключения вспомогательной обмотки или пускового конденсатора к сети.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.10. До и после испытаний на ударную прочность, вибропрочность, вибростойкость и холодостойкость при эксплуатации проверяют начальный пусковой момент и частоту вращения холостого хода. В процессе испытаний на вибростойкость двигателя работают в режиме холостого хода.
6.11. До и после испытаний двигателей на ударную прочность и холодостойкость при транспортировании и испытании прочности тары и упаковки на удар при свободном падении контролируют ток холостого хода.
7. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
7.1. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение двигателей - по ГОСТ 16264.0.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 16264.1-85 "Двигатели асинхронные. Общие технические условия" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 28 января 1985 г. N 169)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта СССР, Издательство стандартов, 1992 г.
Срок действия с 1 января 1986 г. до 1 января 1996 г.
Приказом Росстандарта от 9 июня 2017 г. N 530-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 марта 2018 г. введен в действие ГОСТ 16264.1-2016 "Двигатели асинхронные. Часть 1. Общие технические условия" для добровольного применения в РФ
1. Разработан и внесен Министерством электротехнической промышленности СССР
Разработчики
А.Ю. Станюлис, А.А. Дежурный, П.Й. Катилюс, А.А. Шивицкас
2. Утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 января 1985 г. N 169
3. Взамен ГОСТ 16264-78 и ГОСТ 20360-74 в части асинхронных двигателей, ГОСТ 17018-79 в части двигателей до 1 кВт
4. Срок проверки 1990 г.; периодичность проверки 5 лет
5. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4438-83
6. Ссылочные нормативно-технические документы
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 10683-73 |
|
ГОСТ 12139-84 |
|
ГОСТ 16962-71 |
|
ГОСТ 20459-87 |
|
7. Проверен в 1990 г. Срок действия продлен до 1 января 1996 г. постановлением Госстандарта СССР от 26 июня 1990 г. N 1862
Ограничение срока действия настоящего ГОСТа снято протоколом МГС от 17 мая 1994 г. N 5-94 (ИУС N 11-94)
8. Переиздание (октябрь 1991 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в феврале 1989 г., июне 1990 г. (ИУС 5-89, 10-90)