Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Динамический расчет земляного полотна
Динамический расчет производят только для насыпей, в основании которых залегает торф, если толщина насыпного слоя, рассчитанного статическим методом, менее 3 м.
Динамический расчет сводится к удовлетворению следующего условия:
, (1)
где - ускорение колебаний проектируемой насыпи на торфе; - предельно допустимое ускорение колебаний насыпи на торфе, определяемое в зависимости от типа проектируемого покрытия и частоты собственных колебаний насыпи (рис. 1).
Ускорение колебаний проектируемой насыпи на торфе определяют по формуле
, (2)
где А - амплитуда колебаний насыпи; - круговая частота собственных колебаний насыпи.
Динамический расчет необходимо производить в такой последовательности:
определить частоту собственных колебаний насыпи на торфяном основании;
определить амплитуду колебаний насыпи;
вычислить ускорение колебаний проектируемой насыпи;
определить предельно допустимые ускорения колебаний;
проверить допустимость ускорений колебаний проектируемой насыпи;
наметить мероприятия по уменьшению ускорений колебаний, если они превышают предельно допустимые величины.
Определение частот собственных колебаний насыпей на торфяном основании
При определении частот собственных колебаний в зависимости от отношения толщины насыпи к толщине оставляемого слоя торфа следует рассматривать два расчетных случая: 1-й - : и 2-й - : для см.
Частоты собственных колебаний насыпей на торфяном основании для 1-го случая определяют по номограмме (рис. 2), которая составлена на основе решения задачи о колебаниях насыпи на упругом торфяном основании.
Частоты собственных колебаний насыпей на торфяном основании для 2-го расчетного случая определяют по формуле
. (3)
В формуле (3) - приведенный модуль упругости торфа, учитывающий отсутствие боковых перемещений колеблющейся призмы торфяного основания
, (4)
где - среднее значение коэффициента Пуассона для торфа.
При отсутствии данных испытаний допускается принять = 0,35.
В этом случае .
;
.
Здесь - общая толщина насыпного слоя; - толщина слоя торфа под насыпью; , - соответственно средние плотности грунта насыпи и торфа.
Общая толщина насыпного слоя (рис. 3).
. (5)
Определение амплитуды колебаний (динамических перемещений) насыпи
Амплитуду колебаний насыпи на торфе при воздействии на дорожную конструкцию транспортной нагрузки (расчетная нагрузка группы А) определяют по формуле
, (6)
где l - упругий прогиб торфяного основания, вызываемый статической нагрузкой от колеса расчетного автомобиля; - динамический коэффициент, характеризующий увеличение прогиба за счет эффекта подвижности нагрузки.
Упругий прогиб торфяного основания
, (7)
P и D - параметры расчетной нагрузки.
Коэффициент К определяют по графику (рис. 4) в зависимости от отношений и ( - толщина однородного песчаного слоя, эквивалентного по распределению напряжений многослойной системе дорожная одежда - насыпь).
, (8)
где - эквивалентная толщина дорожной одежды.
, (9)
где - толщина слоев дорожной одежды, расположенных выше песчаного слоя (см. рис. 3); - модуль упругости грунта насыпи; - средний модуль упругости дорожной одежды;
, (10)
где , , , - расчетные модули упругости отдельных конструктивных слоев, толщина которых равна , , , ... .
Динамический коэффициент , равный отношению максимального динамического прогиба торфяного основания, вызываемого движущимся автомобилем, к величине статического прогиба определяют по графику (рис. 5) в зависимости от коэффициента демпфирования . Для 1-го расчетного случая он равен , для 2-го - , МПа (, ).
Мероприятия по снижению ускорений колебаний земляного полотна
В случаях, когда не выполняется требование формулы (4), обеспечивающее допустимые колебания насыпи на торфе, находящейся под действием динамической нагрузки, необходимо наметить мероприятия по снижению колебаний.
Основным и наиболее простым способом снижения ускорений колебаний земляного полотна на торфяном основании является увеличение толщины насыпного слоя, что обеспечивает уменьшение частот и амплитуд колебаний, и, в конечном счете, снижает ускорения колебаний.
Если по условиям продольного профиля поднятие насыпи нежелательно, для увеличения толщины насыпного слоя можно пользоваться методами перегрузки или частичного выторфовывания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.