Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Расчет элементов серпантин
1. В соответствии с топографическими условиями местности на плане в горизонталях намечается положение центра С серпантины и откладывается внутренний угол поворота = 26° (рис. 1 настоящего приложения).
2. Согласно проектируемой категории дороги (расчетной скорости движения автомобиля) назначают элементы основной серпантины - радиус и минимальную длину переходной кривой
:
м;
= 25 м (в соответствии со СНиП 2.05.02-85).
3. Рассчитывают угол (рад):
. (1)
4. По таблицам для разбивки клотоид* по значениям и
определяют величину сдвижки круговой кривой
(м) после введения переходной кривой и расстояние от начала круговой кривой до переходной кривой
(м):
м; (2)
м, (3)
где и
- табличные значения показателей*.
5. Задаются величиной тангенса вспомогательного угла
. Рекомендуется принимать
, что обеспечивает соотношение скоростей движения на смежных обратных кривых
, т.е. в пределах рекомендуемых из условия безопасности движения (разбивка серпантин может быть осуществлена и при больших значениях
. Однако при этом радиусы основной и вспомогательных кривых будут значительно отличаться друг от друга, что не рекомендуется, так как приведет к резкому перепаду скоростей на смежных обратных кривых):
м. (4)
6. Определяют расстояние b (м) от тангенса основного угла (точки М на рис. 1, а) до вершины вспомогательного угла
(точки N):
м. (5)
7. Определяют вспомогательный угол :
. (6)
8. При заданном значении и определенном выше угле поворота
по таблицам для проектирования клотоид в строке, соответствующей
, находят табличное значение
и вычисляют отношение:
. (7)
9. Вычисляют основные элементы вспомогательной биклотоиды:
радиус м;
длину переходной кривой (клотоиды)
м; (8)
параметр м;
биссектрису угла м;
величину сдвижки круговой кривой и т.д.
10. Проверяют правильность вычислений по соблюдению тождества
. (9)
Согласно п. 7 = 31,519° (31°31'08"), т.е. практически имеет место тождество.
11. Вычисляют расстояние d (м) от центра серпантины С до вершины вспомогательной кривой:
м. (10)
12. Вычисляют угол (град):
. (11)
13. Определяют угол (град):
. (12)
14. Рассчитывают длину кривой (м) по всей серпантине от
:
м. (13)
15. Определяют расстояние (м) от середины вспомогательной кривой нижней ветви серпантины до середины вспомогательной кривой верхней ветви (в створе "шейки" серпантины):
м. (14)
16. Устанавливают превышение (м) середины кривой верхней ветви серпантины над нижней ветвью в створе "шейки" серпантины:
, (15)
где - продольный уклон по серпантине,
.
При
м.
17. При проектировании серпантины, помимо подбора составляющих ее элементов, необходимо проверить возможность размещения верхнего и нижнего участков дороги, располагаемых в наиболее узкой части - "шейке" серпантины в створе .
Обозначим .
Как видно из рис. 1,а настоящего приложения,
м. (16)
При проектировании серпантины в каждом конкретном случае необходимо убедиться в достаточности полученного по формуле (16) настоящего приложения расстояния Z для размещения в указанном створе земляного полотна дороги в двух ярусах.
Для этого определяют минимальное расстояние (м) между осями дороги на косогоре (рис. 2 настоящего приложения):
, (17)
где - высота подпорной стены, м.
При В = 12 м, n = m = 1,5 и С = 1,2 м
м.
Сравнивают Z и и делают вывод о возможности разбивки серпантины на данном участке. Если
, то серпантину разбить можно.
В случае, если , следует либо перепроектировать серпантину, задавшись большей величиной
, и весь расчет провести заново, либо предусмотреть подпорную стену, что позволит уменьшить
до
(где m' - коэффициент заложения откоса подпорной стены высотой
).
Алгоритм для решения задачи на ЭВМ приведен в прил. 8.
Расчет элементов несимметричной серпантины I рода
18. Проектирование несимметричной серпантины I рода (см. рис. 1,б настоящего приложения) производят аналогично проектированию симметричной серпантины. Отличие заключается в том, что в соответствии с топографическими условиями участка, где намечается разбивка серпантины, на сторонах центрального угла назначают положение вершин
и
вспомогательных углов; при этом тангенсы
угла
и
угла
будут неодинаковыми.
Исходными данными для разбивки несимметричной серпантины указанного типа являются: центральный угол , радиус основной кривой
, длина переходной кривой
, тангенс
вспомогательного угла
, то же
- угла
. Все расчеты элементов несимметричной серпантины I рода производят в последовательности, указанной выше.
Расчет элементов серпантины II рода
19. В соответствии с рельефом участка местности задаются на плане участка положением центра серпантины С и вершин и
углов вспомогательных кривых, расположенных на прямых
и
, и тем самым определяют центральный угол серпантины
и расстояния
и
от вершин вспомогательных кривых до центра серпантины (см.рис. 1, в).
20. В соответствии с расчетной скоростью согласно табл. 14 СНиП 2.05.02-85 задаются значениями и
.
21. По формуле (1) настоящего приложения определяют угол .
22. При известных значениях и
по таблицам для клотоидного проектирования вычисляют
по формуле (2) настоящего приложения.
23. Определяют углы и
(град):
, (18)
(19)
24. При заданных положениях вершин углов ,
и С определяют угол
(см. рис. 1, в), а при заданных вершинах углов
,
и С - угол
.
25. Вычисляют вспомогательные углы и
:
; (20)
. (21)
26. Задаются желательным по условиям рельефа местности положением середины вспомогательной кривой, т.е. биссектрисой .
27. Зная и угол поворота вспомогательной кривой
, по таблицам для проектирования клотоид находят
и определяют элементы кривой:
радиус конца клотоиды ;
длину клотоиды ;
длину закругления (биклотоиды) и т.д.
Задавшись величиной биссектрисы при определенном выше угле
, аналогично предыдущей позиции определяют
второй вспомогательной кривой, представляющей собой, как и первая, биклотоиду (непосредственно сопряженные переходные кривые с радиусом
и длиной
).
______________________________
* Ксенодохов В.И. Таблицы для клотоидного проектирования и разбивки плана и профиля автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1981.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.