Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2017 г. N Ф06-21191/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А06-6304/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тимофеевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от ОГИБДД УМВД России по Лиманскому району Астраханской области - Ширина И.В., доверенность от 24.10.2016,
от закрытого акционерного общества "Нижневолжское УТТ" - Шамов А.А., доверенность от 25.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних Российской Федерации по Лиманскому району Астраханской области (Астраханская область, п. Лиман)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2016 года по делу N А06-6304/2016 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Нижневолжское УТТ" (Волгоградская область, г. Жирновск) к ОГИБДД УМВД России по Лиманскому району Астраханской области о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Нижневолжское УТТ" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области о признании решения начальника ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области от 09.06.2016 года N 597718 об отказе в продлении (выдаче) свидетельств ДОПОГ в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы: УРАЛ АЦН-10-4320, г.р.з. А739НК34; Ац-56565-11 на шасси КамАЗ-431180, г.р.з. К582ЕУ30: АЦ-56565-1 1 на шасси КамАЗ-43118С, г.р.з. К592ЕУ30; 5666-12 на шасси УРАЛ-4320. гр.з. Т051ЕТ30; 5666-12 на шасси УРАЛ-4320, г.р.з. Т049ЕТ30 и от 04.07.2016 г. N 597642 об отказе в продлении (выдаче) свидетельства ДОПОГ в отношении автомобиля КО-505А машина вакуумная (КАМАЗ 53215), г.р.з. Т024ЕТ30 незаконными.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2016 года признано незаконным решение начальника Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области об отказе в продлении свидетельств ДОПОГ в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы, оформленное письмами N 7718 от 09.06.2016 г., N 7642 от 04.07.2016 г.
Суд обязал начальника Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области продлить допуск принадлежащих ЗАО "Нижневолжское УТТ" транспортных средств УРАЛ 4320 государственный номер Т 049 ЕТ 30, УРАЛ 4320 государственный номер Т 051 ЕТ 30, УРАЛ 4320 государственный номер А 739 НК 34, КАМАЗ 43118С государственный номер К 582 ЕУ 30, КАМАЗ 43118О государственных номер К 592 ЕУ 30, КАМАЗ 53215 государственный номер Т 024 ЕТ 30 к перевозке опасных грузов.
Отдел Министерства внутренних Российской Федерации по Лиманскому району Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 12 января 2017 года.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 07.02.2017, объявлялся перерыв до 14.02.2017 года до 12 часов 15 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмами начальника ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области от 09.06.2016 г. N 7718 и от 04.07.2016 года N 7642 было отказано ЗАО "Нижневолжское УТТ" в продлении свидетельств ДОПОГ в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы: УРАЛ АЦН-10-4320, г.р.з. А739НК34; Ац-56565-11 на шасси КамАЗ-431180, г.р.з. К582ЕУ30: АЦ-56565-1 1 на шасси КамАЗ-43118С, г.р.з. К592ЕУ30; 5666-12 на шасси УРАЛ-4320. гр.з. Т051ЕТ30; 5666-12 на шасси УРАЛ-4320, г.р.з. Т049ЕТ30 и от 04.07.2016 г. N 597642 об отказе в продлении (выдаче) свидетельства ДОПОГ в отношении автомобиля КО-505А машина вакуумная (КАМАЗ 53215), г.р.з. Т024ЕТ30.
Отказ мотивирован тем, что указанные автомобили не оборудованы антиблокировочной тормозной системой (АБС) и устройством ограничения скорости (УОС).
Посчитав данный отказ незаконным и необоснованным, создающим препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности ЗАО "Нижневолжское УТТ", обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, перевозки тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - Правила перевозки грузов), определяющие порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. При разработке названных Правил учтены и обязательны к исполнению требования Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ).
На основании пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (вступил в силу 26.04.2012 г.), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями "А" и "В" Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и указанными Правилами.
Согласно п. 9.1.2.3 ДОПОГ транспортные средства EX/II, ЕХ/Ш, FT, ОХ и AT должны подвергаться в стране их регистрации ежегодному техническому осмотру с целью проверки того, соответствуют ли они применимым требованиям части 9 ДОПОГ и общим правилам безопасности (тормоза, освещение и т.д.). действующим в стране их регистрации; если эти транспортные средства являются прицепами или полуприцепами, сцепленными с тягачом, тягач должен быть подвергнут техническому осмотру с этой же целью.
Соответствие транспортного средства подтверждается либо путем продления срока действительности свидетельства о допущении, либо путем выдачи нового свидетельства о допущении в соответствии с разделом 9.1.3 ДОПОГ.
Технические требования к транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов (так же как и к остальным категориям транспорта), определяются Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, вступившим в силу с 01 января 2015 года (далее - TP ТС 018/2011).
Пунктом 3.2 TP ТС 018/2011 определено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в Отношении продукции являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.
Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Кроме того, данные документы могут использоваться в качестве доказательственных материалов в целях проверки выполнения требований TP ТС 018/2011, в том числе для распространения действия указанных документов на территорию всех государств - членов Таможенного союза.
При распространении указанных в абзаце первом пункта 3.2 ТР ТС 018/2011 документов в порядке, установленном ТР ТС 018/2011, применяются требования, действовавшие до вступления в силу ТР ТС 018/2011 на момент оформления указанных документов.
В подобном случае срок действия документа, выданного на основании TP ТС 018/2)11 должен соответствовать сроку действия документа, действовавшего до вступления в силу TP ТС 018/2011.
В силу пункта 3.4 TP ТС 018/2011 обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 TP ТС 018/2011 допускается в течение срока годности (срока службы) продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Согласно пункту 2.5.1 приложения N 6 к ТР ТС 018/2011, конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов, выпускаемых в обращение с момента вступления в силу названного ТР ТС 018/2011, должна соответствовать Правилам ЕЭК ООО N 105-4, пунктом 5.1.4 которых предусмотрено их оборудование устройством ограничения скорости в соответствии с техническими требованиями Правил ЕЭК ООН N89.
Вместе с тем, требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации на момент вступления ТР ТС 018/2011, установлены в Приложении N 8 к ТР ТС 018/2011, среди которых отсутствуют требования об оборудовании транспортных средств для перевозки опасных грузов устройством ограничения скорости (УОС) и антиблокировочной системой (АБС).
В пункте 74 ТР ТС 018/2011 указано, что к находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования ТРТС 018/2011 к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение.
Следовательно, до момента окончания срока эксплуатации Общество вправе использовать для перевозки опасных грузов транспортные средства, выпущенные до момента вступления в силу ТР ТС 018/2011 в той конструкции, которая соответствовала требованиям законодательства на момент их выпуска и была предусмотрена заводом -изготовителем.
Кроме того, как указано выше, рассматриваемые в настоящем деле автомобили выпущены ранее вступления в силу технического регламента, поэтому требования об установке устройства ограничения скорости на данные автомобили не распространяются.
Таким образом, доводы заинтересованного лица о несоответствии транспортных средств не оборудованными устройствами ограничения скорости являются необоснованными и не соответствующими как техническим показателям автомобилей, так и действующему законодательству.
Более того, как видно из свидетельств ДОПОГ, государственным органом в 2015 году свидетельства ДОПОГ на указанные автомобили были выданы (продлевались) без каких либо замечаний.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (вместе с "Правилами по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов") является несостоятельной, так как указанное Постановление имеет иной предмет правового регулирования - распространяется на Систему сертификации механических транспортных средств и прицепов, которая является системой сертификации однородной продукции Системы сертификации ГОСТ Р и не свидетельствуют о том, что транспортные средства заявителя, в отношении которых государственным органом было отказано в выдаче(продлении) свидетельств ДОПОГ попадают под требования обязательного наличия на этих транспортных средствах УОС и АБС.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения судом п. 73 ТС TP 018/2011 во взаимосвязи с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г.
N 272, а также Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73 также подлежит отклонению, так как ни Постановление N 272, ни Приказ N 73 не содержат требований об обязательном оборудовании транспортных средств для перевозки опасных грузов системами УОС и АБС.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ОГИБДД УМВД России по Лиманскому району Астраханской области в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представило надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемых отказов в продлении (выдаче) свидетельств ДОПОГ в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение начальника ОГИБДД ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области от 09.06.2016 года N 597718 об отказе в продлении (выдаче) свидетельств ДОПОГ в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы: УРАЛ АЦН-10-4320, г.р.з. А739НК34; Ац-56565-11 на шасси КамАЗ-431180, г.р.з. К582ЕУ30: АЦ-56565-1 1 на шасси КамАЗ-43118С, г.р.з. К592ЕУ30; 5666-12 на шасси УРАЛ-4320. гр.з. Т051ЕТ30; 5666-12 на шасси УРАЛ-4320, г.р.з. Т049ЕТ30 и от 04.07.2016 г. N 597642 об отказе в продлении (выдаче) свидетельства ДОПОГ в отношении автомобиля КО-505А машина вакуумная (КАМАЗ 53215), г.р.з. Т024ЕТ30 правомерно признано незаконным.
В порядке восстановления нарушенного права суд первой инстанции в порядке ст. 201 АПК РФ правомерно обязал начальника Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России по Лиманскому району Астраханской области продлить допуск принадлежащих ЗАО "Нижневолжское УТТ" транспортных средств УРАЛ 4320 государственный номер Т 049 ЕТ 30, УРАЛ 4320 государственный номер Т 051 ЕТ 30, УРАЛ 4320 государственный номер А 739 НК 34, КАМАЗ 43118С государственный номер К 582 ЕУ 30, КАМАЗ 43118О государственных номер К 592 ЕУ 30, КАМАЗ 53215 государственный номер Т 024 ЕТ 30 к перевозке опасных грузов.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2016 года по делу N А06-6304/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Лиманскому району Астраханской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6304/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2017 г. N Ф06-21191/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Нежневолжское УТТ"
Ответчик: ОМВД России по Лиманскому району УМВД России по астраханской области