г. Чита |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А58-5139/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя Счетной палаты Республики Саха (Якутия) Кычкиной П.З. (доверенность от 15.12.2016), Коркина М.М. (доверенность от 16.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года по делу N А58-5139/2016 (суд первой инстанции - Евсеева Е.А.),
установил:
Окружная администрация города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1111435013887, ИНН 1435248577, далее - ответчик, счетная палата) о признании недействительным предписания от 09.09.2016 N 02/35/1451.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года по делу N А58-5139/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Счетная палата с доводами жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.01.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Окружная администрации города Якутска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 174-З N 355-111 "Об установлении границ и о наделении муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" муниципальное образование город Якутск наделено статусом городского округа.
Устав городского округа "город Якутск" утвержден решением Окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-1 (в ред. 26.04.2016). Окружная администрация является исполнительно-распорядительным органом. Главой городского округа "город Якутск" в проверяемом периоде является Николаев А.С.
В соответствии с п.2.5 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2016 год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 28.12.2015 N 28-7, Счетной палатой РС (Я) проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности использования средств Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)", в том числе, проверка средств, выделенных Городскому округу "город Якутск" по подпрограмме "Дорожное хозяйство" государственной программы "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы" (проверяемый период 2015-текущий период 2016).
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден решением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 27.09.2014 N 25-1.
В связи с выявлением в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, Счетной палатой РС(Я) в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)", в отношении Администрации вынесено предписание от 09.09.2016 N 02-35/1451 о незамедлительном устранении выявленных фактов нарушения, допущенных при исполнении Соглашения от 24.03.2015 N РНП-662.
Не согласившись с вынесенным предписанием от 09.09.2016 N 02-35/1451, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением, оспаривая выводы Счетной палаты РС(Я) о нарушении положений Порядка N 459 и Соглашения от 24.03.2015, выразившиеся в отсутствии в муниципальной программе "Комплексное развитие территорий ГО "город Якутск" на 2013-2017 годы" плановых значений целевых индикаторов, установленных на 2015, 2016 годы и представлении в Минтранс РС(Я) отчета по итогам 2015 года, содержащего недостоверные сведения о достижении значений показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 N РНП-662, что привело к необоснованному получению субсидий в 2016 году.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 976-3 N 837-IV "О счетной палате Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон о Счетной палате РС(Я)), в полномочия Счетной палаты РС(Я), в том числе входит, контроль за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (ч.1) и контроль за ходом и результатами реализации программ и планов развития Республики Саха (Якутия) (ч.11).
Счетная палата РС (Я) осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно (ч.1 ст.11).
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по пресечению и предупреждению, в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о Счетной палате РС (Я), Счетная палата РС (Я) вправе направлять в органы местного самоуправления предписание.
Таким образом, Счетная палата РС (Я), провела контрольное мероприятие, включая порядок оформления ее результатов и форму реагирования на выявленные нарушения, в пределах своих полномочий, процедура соответствует закону.
Счетной палатой РС(Я) в Акте N 02-34/99 от 09.09.2016 и в Отчете, одобренном постановлением Коллегии Счетной палаты РС (Я) от 27.09.2016 N 25-1, указаны выявленные нарушения в ходе проведенного контрольного мероприятия в отношении Администрации, в том числе и нарушения, отраженные в оспариваемом предписание от 09.09.2016 N02-35/1451.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 459 "О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)" в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при исполнении органами местного самоуправления полномочий по строительству и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, Правительством Республики Саха (Якутия) постановлением от 15.12.2014 N 459 утвержден Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из дорожного фонда Республики Саха (Якутия), разработанный в соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяющий цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам (далее - Порядок N 457).
Согласно пункту 1.3 Порядка N 459, субсидии предоставляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Минтранс РС(Я)) местным бюджетам муниципальных образований на основании Соглашений в пределах средств, предусмотренных в Дорожном фонде на предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия), а также межбюджетных трансфертов, предоставленных государственному бюджету Республики Саха (Якутия) на основании Соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Субсидии предоставляются муниципальному образованию в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения (п.1.4).
Одним из целевых направлений субсидий на условиях софинансирования является капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (п.1.5.2).
Администрация, являясь муниципальным образованием, наделенным статусом "городской округ", в данном деле, является получателем субсидии по целевому направлению - "капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения" и соответствует критерию отбора муниципальных образований, установленному пунктом 2.2.2. Порядка N 459 (постановление Правительства РС(Я) "О безвозмездной передаче автомобильных дорог общего пользования Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия)" от 18.08.2005 N 481; статистические данные по состоянию на 01.01.2015 и 01.01.2016 о протяженности автомобильных дорог общего пользования - 482,0 км, в т.ч. с твёрдым покрытием - 268,8 км., доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям - 75%).
В свою очередь, условия предоставления субсидии предусмотрены в пункте 2.2.3 Порядка N 459:
а) наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства муниципального образования;
б) обязательство муниципальных образований по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидий, определенных Соглашением;
в) предоставление муниципальным образованием Минтрансу РС(Я) дефектных ведомостей и расчета сметной стоимости на объекты ремонта;
г) наличие положительного заключения государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости на объекты капитального ремонта;
д) наличие проектной документации на объекты капитального ремонта.
Пунктом 2.2.6 Порядка N 459 установлено, что представление комплекта документов осуществляется местной администрацией соответствующего муниципального образования. При этом в составе комплекта представляются следующие документы:
а) заявка на предоставление субсидии с обоснованием приоритетности капитального ремонта или ремонта объектов заявки и указанием перечня прилагаемых к заявке документов;
б) план финансирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов (улично-дорожной сети) муниципального образования поселения (городского округа) согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копии документов, подтверждающих соответствие критериям предоставления субсидий согласно пунктам 1.8 и 2.2.2 настоящего Порядка.
Порядок предоставления и расходования субсидий предусмотрен в разделе III Порядка N 459.
Пунктом 3.7 Порядка N 459 установлено, что в течение 20 рабочих дней с момента принятия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) о распределении местным бюджетам средств из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) на текущий финансовый год, муниципальные образования представляют в Минтранс приложения N 1, 2 к Соглашению о предоставлении субсидии с пообъектным распределением суммы субсидии.
В течение 10 рабочих дней с момента представления муниципальным образованием документов, указанных в пункте 3.7 настоящего Порядка, Минтранс оформляет проект Соглашения о предоставлении субсидий согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и направляет его муниципальному образованию (п.3.8).
Соглашение о предоставлении субсидий подписывается сторонами в течение 10 рабочих дней с момента направления Минтрансом проекта Соглашения муниципальному образованию (п.3.9).
Согласно пункту 3.10 Порядка N 459 на каждую субсидию подписывается отдельное Соглашение о предоставлении субсидии, в котором содержатся следующие сведения:
а) целевое назначение субсидии,
б) размер предоставляемой субсидии,
в) условия предоставления и расходования субсидии;
г) уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования за счет субсидий;
д) значения показателей результативности предоставления субсидий (протяженность приведенных в нормативное состояние автомобильных дорог, км, протяженность приведенных в нормативное состояние искусственных сооружений, п. м);
е) перечень объектов, на финансирование которых предоставляется субсидия.
Кроме сведений, указанных в пункте 3.10 настоящего Порядка, Соглашение должно содержать следующие общие сведения:
а) график перечисления субсидий местному бюджету муниципального образования;
б) обязательство местной администрации муниципального образования по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидий;
в) сроки и формы представления отчетности (ежеквартальной, ежегодной) об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и достижении значений показателей эффективности, устанавливаемых Соглашением;
г) осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием условий, установленных при предоставлении субсидий;
д) последствия недостижения муниципальным образованием установленных значений показателей результативности предоставления субсидий (п.3.11).
Пункт 3.18 Порядка N 459 предусматривает, что оценка эффективности использования субсидий осуществляется Минтрансом исходя из степени достижения муниципальными образованиями установленных соглашениями следующих показателей результативности предоставляемых субсидий, в т.ч. для субсидий, предоставляемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов - протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог (км, кв. м) или искусственных сооружений (п. м).
В случае, если в отчетном финансовом году муниципальным образованием не освоена субсидия (или ее часть), либо после ее освоения не достигнуто значение показателя результативности предоставления субсидий, установленное Соглашением, субсидии в очередном финансовом году такому муниципальному образованию уменьшаются на сумму предоставленной субсидии до устранения муниципальным образованием отставания от установленного значения показателя результативности предоставления субсидий (п.3.19).
Администрация муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) несет ответственность за нарушение условий, установленных настоящим Порядком, и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в Минтранс в целях получения и контроля использования субсидий (п.3.20).
Во исполнение постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 г. N 457 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)", от 15 декабря 2014 г. N 459 "О Порядке предоставления субсидий местным бюджетам из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия)" и на основании протоколов заседаний комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, местного значения и капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог населенных пунктов из средств Дорожного фонда в 2015 году от 16 января 2015 года N Пр-03/1-2, от 16 января 2015 года N Пр-03/1-3 постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2015 г. N 78 утверждено распределение субсидий из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) в 2015 году.
Также постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 февраля 2016 г. N 40 на основании протоколов заседания комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий муниципальным образованиям на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, местного значения и капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог населенных пунктов из средств Дорожного фонда в 2016 году от 29 января 2016 г.N N Пр-03/1-60, от 29 января 2016 г. N Пр-03/1-61, утверждено распределение субсидий из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) в 2016 году.
В целях реализации постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.03.2015 N 78, от 26.02.2016 N 40, между Минтрансом РС(Я) и Администрацией заключены Соглашения о предоставлении субсидий от 24.03.2015 N РНП-662 и Соглашение о предоставлении субсидий от 26.02.2016 NРНП-16.
В рассматриваемом случае предметом спора по данному делу является оспаривание Администрацией выводов Счетной палаты РС(Я) о нарушении ею положений Порядка N 459 и Соглашения от 24.03.2015, выразившиеся в отсутствии в муниципальной программе "Комплексное развитие территорий ГО "город Якутск" на 2013-2017 годы" плановых значений целевых индикаторов, установленных на 2015, 2016 годы и представлении в Минтранс РС(Я) отчета по итогам 2015 года, содержащего недостоверные сведения о достижении значений показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 N РНП-662, что привело к необоснованному получению субсидий в 2016 году.
Счетная палата РС(Я), придя к вышеуказанному выводу в ходе контрольного мероприятия, выдала Администрации предписание от 09.09.2016 N 02-35/1451 об устранении указанных фактов нарушений и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц в срок до 16.09.2016.
Постановлением Окружной Администрации города Якутска от 28.09.2012 N 176п утверждена муниципальная программа "Комплексное развитие территорий ГО "город Якутск" на 2013 -2017 годы".
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение условия предоставления субсидии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2.2.3 Порядка N 459, в муниципальной программе "Комплексное развитие территорий ГО "город Якутск" на 2013-2017 годы" не содержатся плановые значения целевых индикаторов (значения показателей результативности предоставления субсидий), установленные на 2015 и 2016 годы. В составе комплекта документов отсутствует документы, подтверждающие исполнение Администрацией обязательства по установлению муниципальными программами и иными правовыми актами значений показателей результативности предоставления субсидий, определенных Соглашением.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанной статьи цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями приведенного Кодекса.
Поскольку обязательство Администрации по установлению муниципальными программами и иными правовыми актами значений показателей результативности предоставления субсидий является одним из условий предоставления субсидии в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 N 459, суд апелляционной инстанции полагает признает правильными и обоснованными оспариваемые выводы Счетной палаты РС(Я).
Следовательно, Администрацией нарушены условия предоставления субсидии, установленное подпунктом "б" пункта 2.2.3 Порядка N 459.
С учетом изложенного, доводы Администрации об отсутствии нарушений со ссылкой на пункт 1.3 Порядка N 459 (субсидии предоставляются на основании соглашений), п.6.4 Соглашения от 24.03.2015 NРНП-662 (предусмотрены показатели эффективности), п.3.3 Порядка N459 (принятие Минтрансом РС(Я) комплекта документов), на ч.5 ст. 200 АПК РФ (недоказанность) судом первой инстанции отклонены правомерно.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.
В данном случае, Соглашением от 24.03.2015 N РНП-662 (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения с плановым значением целевых показателей результативности использования субсидий на 2015 год.
Пунктом 5.3 Соглашения от 24.03.2015 N РНП-662 установлены показатели результативности предоставления субсидий: протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог и улично-дорожной сети (км, м2) или искусственных сооружений (п.м). Плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии установлены в Приложении N 1.
По итогам контрольного мероприятия (проверки) Счетной палатой РС(Я) установлено, что предусмотренные плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии на 2015 году всего 9 404,70-м (протяженность отремонтированных участков автомобильных дорог), 88 998,80 м2 (размер отремонтированных участков дорог) по объектам не достигнуты, а именно:
1) Ремонт ул. Горького на участке от ул. Октябрьская до ул. Курашова: - 1090,0-м, 7630,0м2, из них фактически достигнуто: - 0;
2) Капитальный ремонт ул. Ярославского на участке от ул. Кулаковского до ул. Хабарова: - 1720,0-м.,24080,0м2, из них фактически достигнуто: - 0;
3) Ремонт ул. Курашова на участке от пр. Ленина до ул. Ярославского: -196,7-м., 2753,8 м2, из них фактически достигнуто: - 0;
4) Ремонт покровского тракта на участке от ул. Чернышевского до поста ГАИ (2-ая очередь) от ул. Чернышевского до ул. Автодорожная: - 3480,0-м, 36540м2, из них фактически достигнуто: - 0;
5) Ремонт ул. Короленко на участке от ул. Пояркова до ул. Лермонтова:- 633,0-м, 4431,0м2, из них фактически достигнуто: - 0;
6) Ремонт ул. Экспериментальная на уч. от Маганского тракта до остановки по ул. Заводская в мкр. Марха: - 1360,0-м, 9520,0м2, из них фактически достигнуто: -1 360,м, 9520,0м2 (100%);
7) Ремонт ул. Котенко:- 220,0-м, 1540,0м2, из них фактически достигнуто: - 220,0-м, 1540,0м2 (100%);
8) Перекрёстки на пересечении ул. Дзержинского с ул. Кальвица, Ф. Попова. Ойунского (Пояркова): -705,0-м, 2504,0м2, из них фактически достигнуто: - 0.
Таким образом, установлено, что фактически в 2015 году завершен ремонт только по 2 объектам из указанных в Соглашении от 24.03.2015 N РНП-662:
1) объект "Ремонт ул. Экспериментальная на уч. от Маганского тракта до остановки по ул. Заводская в мкр. Марха";
2) объект "Ремонт ул. Котенко".
По остальным объектам Акты приемки законченного строительством (ремонтом) объекта, в соответствии с пунктом 8.9 муниципальных контрактов на выполнение работ, не оформлены и не подписаны.
Несмотря на данное обстоятельство, Администрацией в Минтранс РС(Я) представлен отчет, содержащий сведения о достижении плановых значений показателей результативности, установленные Соглашением от 24.03.2015 N РНП-662, что привело к необоснованному получению субсидий в 2016 году.
Довод Администрации о достижении значения показателей результативности, установленных Соглашением от 24.03.2015 N РНП-662, о направлении ежемесячных отчетов в Минтранс РС(Я) и их принятии без замечаний, является неправомерным.
Так, показателями результативности предоставления субсидий являются протяженность или размер отремонтированных участков автомобильных дорог и улично-дорожной сети (км., м2) или искусственных сооружений (п.м.). Плановые значения целевых показателей результативности использования субсидии установлены в Приложении к Соглашению от 24.03.2015 N РНП-6621.
Согласно частям 1, 10, 11 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.1 1.2007 N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по замене п (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружении и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; под ремонтом автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
Правила приёмки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог утверждены приказом Минавтодора РСФСР от 14.07.1989 N НА-18/266.
В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах 3.5, 3.6. указанных Правил, приёмка отремонтированного участка автомобильной дороги оформляется Актом приёмки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги. При этом указанный акт содержит сведения о протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 8.2. Муниципальных контрактов, заключенных МКУ "Главстрой" с ПАО "Дорисс" на проведение капитального ремонта, ремонта участков дорог, указанных в Соглашении от 24.03.2015 N РНП-662, для оформления сдачи-приемки работ (этапов работ) ПАО "Дорисс" предоставляет первичную учётную документацию, в том числе, акт приёмки выполненных работ по форме N КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3.
Согласно пунктам 8.8, 8.9 указанных Муниципальных контрактов окончательная приёмка выполненных объёмов работ, производится муниципальным заказчиком по Акту приёмки законченного строительством (ремонтом) Объекта приёмочной комиссией, в течение 5 (пяти) календарных дней после получения соответствующего письменного уведомления ПОА "Дорисс" о строительной готовности Объекта. Подтверждением окончательной приёмки работ по каждому объекту, является подписание Акта приёмки законченного строительством (ремонтом) объекта комиссией, назначенной Муниципальным заказчиком - МКУ "Главстрой". При этом указанный акт приёмки законченного строительством (ремонтом) объекта должен содержать данные о показателе мощности - протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги.
Акт о приёмки выполненных работ и затрат формы N КС-2, Справка о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 данные о протяженности отремонтированного участка автомобильной дороги не содержат, и не являются документами, подтверждающими окончание ремонта, капитального ремонта автомобильной дороги, т.е. выполнения всего комплекса ремонтных работ, предусмотренных Муниципальным контрактом, на конкретном участке автомобильной дороги.
Таким образом, до подписания сторонами Акта приёмки законченного строительством (ремонтом) объекта ремонт, капитальный ремонт участка автомобильной дороги считается незавершенным, а показатели результативности использования субсидии, установленные Соглашением от 24.03.2015 N РНП-662 недостигнутыми.
Как следует из пункта 3.19 Порядка N 459, в случае, если в отчетном финансовом году муниципальным образованием не освоена субсидия, либо после ее освоения не достигнуто значение показателя результативности предоставления субсидии, установленное Соглашением, субсидии в очередном финансовом году такому муниципальному образованию уменьшаются на сумму предоставленной субсидии до устранения отставания от установленного значения показателя результативности предоставления субсидий.
Поскольку Администрация не представила контрольному органу и суду допустимые и относимые доказательства надлежащего достижения установленных соглашением показателей результативности предоставленной субсидии, либо доказательства объективной невозможности оформления и подписания Акта приёмки законченного строительством (ремонтом) объектов, при наличии такого обязательного условия в заключённых, в целях освоения субсидии, муниципальных контрактах, постольку Счетной палатой РС(Я) правомерно приостановлено расходование средств, полученных по Соглашению от 26.02.2016 N РНП-16, РНП-17 и выдано предписание от 09.09.2016 N 02-35/1451 об устранении выявленных вышеуказанных нарушений, допущенных при исполнении Соглашения от 24.03.2015 N РНП-662.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года по делу N А58-5139/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5139/2016
Истец: Окружная администрация города Якутска
Ответчик: Счетная палата Республики Саха (Якутия)