г. Саратов |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А12-52873/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Красный партизан" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 ноября 2016 года по делу N А12-52873/2016 (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, 19; ИНН 3444049941, ОГРН 1023403456944)
к Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Красный партизан" (403311, Волгоградская обл., Михайловский р-он, с. Сидоры, ул. Ленина, д. 5; ИНН 3416090602, ОГРН 1023405571760)
о взыскании 795 396 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Красный партизан" (далее - СПК "Красный партизан", ответчик) о возврате части субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства по Соглашению N 1203 от 27.02.2015 г. в размере 795 396 рублей.
Решением суда от 01.11.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.11.2013 N 680-п утверждена государственная программа Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы".
В развитие данной программы Администрацией Волгоградской области постановлением от 24.02.2015 N 78-п утверждён "Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Порядок N 87-п, документ утратил силу с 29.02.2016 - дата опубликования постановления Администрации Волгоградской области от 20.02.2016 N 55-п).
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является комитет сельского хозяйства Волгоградской области (пункт 3 Порядка N 78-п).
В пункте 4 Порядка N 78-п перечислены условия, при которых субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям. Одним из таких условий является заключение соглашения о предоставлении субсидии между сельскохозяйственным товаропроизводителем и Комитетом сельского хозяйства.
В соглашении должны указываться:
* обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по выполнению показателей результативности использования субсидий, указанных в приложении к настоящему Порядку;
* обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по представлению отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий;
- согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя [за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах] на осуществление комитетом сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В последнем абзаце пункта 19 Порядка N 78-п предусмотрено: В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель, которым в отчетном финансовом году не выполнены установленные в соглашении показатели результативности использования субсидий, не обратился в комитет сельского хозяйства с заявлением на предоставление субсидий в текущем финансовом году, он обязан произвести возврат части полученных субсидий из расчета 1% субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий в соответствии с вышеуказанной формулой, в порядке и сроки, указанные в пункте 18 настоящего Порядка.
В соответствии с положениями пункта 18 Порядка N 78-п получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии (остатка субсидии) в областной бюджет в месячный срок со дня получения письма комитета сельского хозяйства.
В случае невозврата субсидии (остатка субсидии) в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке. Заявление в суд должно быть подано комитетом сельского хозяйства в течение месяца со дня истечения срока, установленного для возврата субсидии (остатка субсидии).
Материалами дела установлено, что 25.02.2015 СПК "Красный партизан" подал в Комитет сельского хозяйства заявку на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Между Комитетом и СПК "Красный партизан" заключено Соглашение N 1203 от 27.02.2015 г. "о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства".
Дополнительными соглашениями от 13.03.2015 г., от 01.06.2015 г. в Соглашение N 1203 от 27.02.2015 г. внесены изменения в части размера предоставляемых субсидий.
По условиям Соглашения N 1203 от 27.02.2015 г. в редакции дополнительных соглашений Комитет обязался предоставить СПК "Красный Октябрь" субсидию в сумме 1 145 103 руб.
Факт исполнения Комитетом обязательства по предоставлению ответчику субсидии в сумме подтвержден платежными поручениями N 735162 от 02.03.2015 г., N 882181 от 17.03.2015 г., N 187415 от 03.04.2015 г. N 805188, от 08.06.2015 г.
В Приложении к Соглашению указаны показатели результативности использования субсидии: посевная (посадочная площадь) - 4 621,7 га; объём производства продукции растениеводства в зерновых единицах - 12 417 тонн, размер начисленной средней ежемесячно зарплаты - 16 454 руб.
В пункте 2.2.7 Соглашения предусмотрено, что СПК обязуется предоставить в срок до 01 февраля следующего финансового года (т.е в срок до 01.02.2016) отчет о выполнении показателей результативности использования субсидии и отчёт о производстве продукции растениеводства по формам, установленным в приложениях к Порядку N 78-п.
Согласно представленному ответчиком отчету процент невыполнения показателей результативности использования субсидии на 2015 год составил 69,4%. (где 21,6 - % по посевной площади, 14.0 - % по объёму выпуска объёма продукции и 56,1 - % по размеру начисленной зарплаты).
Письмом от 08.07.2016 Комитет уведомил СПК "Красный партизан" о необходимости возврата части полученной в 2015 году субсидии в размере 795 396 руб., в связи с невыполнения показателей результативности использования субсидии (л.д.55-56).
СПК "Красный партизан" на данное обращение Комитета не отреагировал.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для подачи в арбитражный суд настоящего иска.
Оценивая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска в полном объеме, при этом правомерно исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять: категории и(или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как указано в письме Минфина России от 28.04.2016 302-10-06/24775, установленная Бюджетным кодексом РФ необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях. Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является.
В рассматриваемом случае предоставление субсидии оформлено Соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заключая Соглашение N 1203 от 27.02.2015 г., ответчик не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должен был исходить из того, что в данном случае он не только приобретает те или иные права и преимущества, но и принимает на себя определенные обязанности, в том числе предусмотренные бюджетным законодательством.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, оговоренных в законе (статья 310 названного Кодекса).
Материалами дела подтверждается, что ответчик не исполнил обязательства, предусмотренные в пункте 2.2.1 по выполнению показателей результативности использования субсидии.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из положений части 3.1 статьи 70 АПК РФ следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, заявлений об оспоримости каких-либо обстоятельств и о недостоверности представленных истцом доказательств ответчик не сделал.
При таких обстоятельствах, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Обжалуя решение суда, заявитель указывает на то, что истцом, в нарушении пункта 18 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.02.2015 N 78-П, не исполнена обязанность по направлению письма о возврате остатка субсидии, которое должно быть исполнено получателем субсидии в месячный срок.
Вместе с тем в материалы дела представлено письмо N 18-07-03-11/5851 от 08.07.2016 (л.д.55-56), которое было вручено представителю ответчика 13.07.2016, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.54).
Факт отправки соответствующего отправления, в свою очередь, подтверждается квитанцией (л.д.54).
Таким образом, доводы заявителя жалобы опровергаются материалами дела.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 ноября 2016 года по делу N А12-52873/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-52873/2016
Истец: КОМИТЕТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Производственный кооператив СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН", СПК "Красный партизан"