Правоотношение: в связи с процедурой банкротства в отношении недвижимого имущества
г. Чита |
|
21 февраля 2017 г. |
Дело N А10-6489/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2016 года по делу N А10-6489/2016 (суд первой инстанции - Гиргушкина Н.А.),
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, далее - заявитель, Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Халтанова Эдуарда Рафаиловича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2016 года по делу N А10-6489/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Арбитражному управляющему Халтанову Эдуарду Рафаиловичу объявлено устное замечание.
Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению административного органа, суд неправильно дал оценку характеру и степени общественной опасности совершенного Халтановым Э.Р. административного правонарушения, в связи с чем выводы суда о малозначительности деяния являются необоснованными.
Халтанов Э.Р. в отзыве с доводами жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 14.01.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 205 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителя Росреестра, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Халтанов Э.Р. является арбитражным управляющим, членом некоммерческого партнерства "Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12.05.2015 по делу N А10- 4995/2015 должник ООО "Северомуйский тепловик+" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Халтанов Э.Р.
03 ноября 2016 года должностным лицом Управления Росреестра по Республике Бурятия Шамбеевой Н.А. были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего Халтанова Э.Р. по исполнению возложенных на него законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей, а именно: по не соблюдению правил проведения торгов имущества должника (не включение в Единый государственный реестр сведений о банкротстве проекта договора купли-продажи имущества должника и подписанного электронной подписью организатора торгов договора о задатке).
Управлением Росреестра в отношении временного управляющего Халтанова Э.Р. составлен протокол об административном правонарушении от 03.11.2016 с квалификацией его по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статья 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд установил, что протокол об административном правонарушении от 03.11.2016 согласно пункту 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Положению "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) составлен уполномоченным лицом.
Процедура привлечения лица к административной ответственности административным органом соблюдена.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, является арбитражный управляющий.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является невыполнение арбитражным управляющим любых правил и обязанностей, возложенных на него законодательством о банкротстве.
Полномочия по контролю (надзору) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов возложены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года N 52 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия является Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 Приказа Министерства юстиции РФ от 03.12.2004 года N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации" определены основные задачи Управления, одной из которых является осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Протокол об административном правонарушении от 03.11.2016 составлен Шамбеевой Н.А. - ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Республике Бурятия.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12.05.2015 по делу N А10-4995/2015 должник ООО "Северомуйский тепловик+" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Халтанов Э.Р.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании пункта 6 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения: о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Согласно пункту 10 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет". Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляется оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве является закрытое акционерное общество "Интерфакс" (далее - ЗАО "Интерфакс").
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.04.2013 N 178.
На основании пункта 2.6 Порядка от 05.04.2013 N 178 оператор обеспечивает внесение (включение) сведений в информационный ресурс и их размещение в сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня после поступления. Оператору оплаты такого внесения (включения), размещения в сети "Интернет" в случае, если внесение (включение), размещение в сети "Интернет" сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за плату. Сообщения не направляются пользователями оператору ЕФРСБ, и по ним не составляются какие-либо заявки на размещение или опубликование. Все сообщения создаются пользователем непосредственно в системе ЕФРСБ и публикуются после поступления оплаты. Счета за публикацию сообщений в ЕФРСБ не направляются от оператора ЕФРСБ пользователям, а генерируются системой при внесении сведений и доступны из личного кабинета пользователя в ЕФРСБ. Опубликование сообщений с их оплатой с лицевого счета возможно в круглосуточном режиме, включая праздничные и выходные дни (за исключением времени технологических работ). При оплате опубликования сообщения отдельным платежом сообщения публикуются исключительно по рабочим дням не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления оплаты оператору ЕФРСБ.
18 марта 2016 года конкурсным управляющим ООО "Северомуйский тепловик+" Халтановым Э.Р. в ЕФРСБ размещено сообщение N 986108 о проведении торгов путем публичного предложения права требования дебиторской задолженности населения п.Северомуйск. Организатором торгов является конкурсный управляющий ООО "Северомуйский тепловик+" Халтанов Э.Р. Прием заявок на участие в торгах и ознакомление с документацией, с проектами договоров о задатке и купли-продажи осуществляется на электронной площадке. Задаток в размере 10% от текущей цены перечисляется на счет должника. Торги проводятся на электронной площадке ООО "Центр реализации" с 29.03.2016 с 10 часов (московское время). Величина снижения начальной цены - 10% от начальной цены лота. Срок, по истечении которого постепенно снижается цена - каждые 7 дней. Победителем торгов посредством публичного предложения признается участник, который первым подал заявку по цене не ниже установленную для соответствующего периода и оплатил задаток. Договор купли-продажи заключается с победителем торгов в течение пяти дней со дня получения предложения от конкурсного управляющего.
Вместе с тем, в нарушение указанных положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный управляющий Халтанов Э.Р. в сообщении N 986108 от 18.03.2016, размещенном в ЕФРСБ, не включил проект договора купли-продажи имущества должника и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке. На момент окончания проведения торгов данные документы конкурсным управляющим ООО "Северомуйский тепловик+" Халтановым Э.Р. в ЕФРСБ не размещены.
Таким образом, арбитражный управляющий Халтанов Э.Р. при проведении процедуры банкротства нарушил законодательство о банкротстве, а именно пункт 4 статьи 20.3, пункт 3 статьи 139, пункта 10 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.13 КоАП РФ, является формальным. Указанное правонарушение считается оконченным с момента неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения отрицательных последствий. Наступление последствий не является признаком состава данного административного правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП Российской Федерации общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Противоправность поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, оценивается с точки зрения нарушения установленных правил. При этом имеются в виду характер самого деяния, способ его совершения и, как следствие, действительный или возможный общественный опасный результат.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
Материалами настоящего дела подтвержден факт нарушения арбитражным управляющим Халтановым Э.Р. пункта 4 статьи 20.3, пункта 3 статьи 139, пункта 10 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Протокол об административном правонарушении от 03.11.2016, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное арбитражным управляющим правонарушение, а именно неисполнение обязанностей, предусмотренных пункта 4 статьи 20.3, пункта 3 статьи 139, пункта 10 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по несоблюдению правил проведения торгов имущества должника (не включение в Единый государственный реестр сведений о банкротстве проекта договора купли-продажи имущества должника и подписанного электронной подписью организатора торгов договора о задатке) является малозначительным, так как данное нарушение представляет собой незначительное отступление от требований Закона о банкротстве.
Поскольку судом не установлено нарушения законных прав и интересов конкурсных кредиторов либо иных лиц ввиду указанного правонарушения, в связи с чем правонарушение судом правильно признано не представляющим существенной угрозы государственным и общественным интересам.
Судом учтено, что проект договора купли-продажи имущества должника и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке были размещены управляющим на электронной торговой площадке "Центр реализации", что подтверждается соответствующим скриншотом, в настоящее время торги состоялись, по их результатам заключен договор купли-продажи, торги и заключенный договор не были оспорены заинтересованными лицами. В связи с чем суд приходит к выводу, что формальное нарушение требований Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не повлияло на ход проведения торгов, не ограничило доступ заинтересованных лиц к участию в торгах.
Пренебрежительного отношения арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу части 4.1. статьи 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 декабря 2016 года по делу N А10-6489/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6489/2016
Истец: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Ответчик: Халтанов Эдуард Рафаилович