Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 14228-80
"Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации"
(утв. постановлением Госстандарта СССР от 28 ноября 1980 г. N 5590)
Automatizired diesel engines and gas engines. Classification according to scope of automatization
Срок действия установлен с 1 января 1982 г. до 1 января 1992 г.
Взамен ГОСТ 14228-69
Приказом Росстандарта от 5 июня 2013 г. N 135-ст применение настоящего ГОСТа на территории РФ прекращено с 1 января 2014 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 55437-2013 для добровольного применения
1. Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные судовые, тепловозные и промышленные дизели, газовые двигатели, газомотокомпрессоры, агрегаты на базе дизелей и газовых двигателей (далее - двигатели) и устанавливает их классификацию в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы.
2. Двигатели (см. справочное приложение) в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы должны классифицироваться по степеням автоматизации, указанным в таблице.
Степень автоматизации |
Характеристика степени автоматизации |
Время необслуживаемой работы двигателя,ч |
1 |
Автоматическое регулирование основных параметров; местное и (или) дистанционное управление; индикация, сигнализация и защита |
4; 8; 12 |
2 |
Операции первой степени; дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое, в том числе при совместной работе двигателей |
24; 36; 50 |
3 |
Операции второй степени; дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) операциями обслуживания двигателя |
150; 250 |
4 |
Операции второй или третьей степени; централизованное управление и (или) централизованный автоматический контроль; автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование |
250; 375 |
Примечание. Дальнейшее увеличение значений времени необслуживаемой работы двигателей допускается устанавливать с интервалом 4 ч для первой степени и 25 ч для остальных степеней.
Для 4-й степени допускается устанавливать значения времени необслуживаемой работы 2 и 3-й степеней.
3. На двигателях, отвечающих первой степени автоматизации, должен выполняться следующий минимум операций:
автоматическое регулирование частоты вращения;
автоматическое регулирование температуры в системах охлаждения и (или) смазки;
автоматическое регулирование напряжения (для дизель-генераторов);
местное и (или) дистанционное управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями, а также частотой вращения (нагружением) и реверсированием;
автоматический подзаряд аккумуляторных батарей, обеспечивающих пуск и (или) питание средств автоматизации (при электростартерном пуске);
автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита;
индикация значений контролируемых параметров на местном (дизельном) щитке и (или) на дистанционном пульте.
4. На двигателях, отвечающих 2-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п. 3, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями;
дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление частотой вращения (нагружением) и реверсированием при его наличии;
автоматический прием нагрузки при автономной работе или выдача сигнала о готовности к приему нагрузки (для дизель-генераторов);
автоматизация совместной работы двигателей, в том числе автоматический прием нагрузки в ходе синхронизации при параллельной работе дизель-генераторов между собой или с внешней сетью;
автоматическое поддержание двигателя в готовности к быстрому приему нагрузки;
автоматическое регулирование вязкости тяжелого топлива и автоматизированное управление переходом с одного вида топлива на другой;
автоматизированный экстренный пуск и (или) останов;
исполнительная сигнализация.
5. На двигателях, отвечающих 3-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п. 4, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
автоматическое пополнение расходных емкостей: топлива, масла, охлаждающей жидкости и сжатого воздуха;
автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) отдельными операциями обслуживания двигателя.
6. На двигателях, отвечающих 4-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в пп. 4 или 5, должно обеспечиваться выполнение одной или нескольких дополнительных операций;
централизованное управление двигателем с помощью управляющих машин;
централизованный автоматический контроль;
автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование состояния двигателя в целом или его отдельных частей.
7. Конкретный перечень операций и средств автоматизации, а также значение времени необслуживаемой работы по каждой степени (пп. 3-6) должен устанавливаться в стандартах и технических условиях на отдельный тип двигателя.
Алгоритмы выполнения операций должны устанавливаться в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателя.
8. Технические требования к отдельным операциям и средствам автоматизации двигателей должны соответствовать Правилам Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР в части автоматизации судовых двигателей, а также следующим стандартам:
ГОСТ 10511-72 - автоматическое регулирование частоты вращения дизелей;
ГОСТ 11928-66 - аварийно-предупредительная сигнализация и защита дизелей и газовых двигателей;
ГОСТ 18174-72 - автоматизированное управление режимами главных судовых дизелей;
ГОСТ 10032-80 - автоматизация дизель-генераторов;
Приказом Росстандарта от 5 июня 2013 г. N 135-ст применение на территории РФ ГОСТ 10032-80 прекращено с 1 января 2014 г. в связи с введением в действие ГОСТ Р 55437-2013
ГОСТ 11102-75 - приборы и устройства дизельной автоматики;
ГОСТ 22464-77 - терморегуляторы.
Взамен ГОСТ 20911-75 постановлением Госстандарта СССР от 26 декабря 1989 г. N 4143 с 1 января 1991 г. введен в действие ГОСТ 20911-89
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 14228-80 "Дизели и газовые двигатели автоматизированные. Классификация по объему автоматизации" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 28 ноября 1980 г. N 5590)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, Издательство стандартов, 1981 г.
Срок действия установлен с 1 января 1982 г. до 1 января 1992 г.
Разработан Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
Исполнители
В.И. Балакин, канд. техн. наук; М.И. Левин, докт. техн. наук; Г.А. Попов; А.Г. Плоткин, канд. техн. наук
Внесен Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
Зам. министра Л.В. Попов
Взамен ГОСТ 14228-69
Приказом Росстандарта от 5 июня 2013 г. N 135-ст применение настоящего ГОСТа на территории РФ прекращено с 1 января 2014 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 55437-2013 для добровольного применения