Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
22 февраля 2017 г. |
А73-12667/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 21.12.2016
по делу N А73-12667/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 23.08.2016 о наложении административного штрафа, вынесенного в рамках исполнительного производства N 13392/15/27027
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (далее - отдел, административный орган) от 23.08.2016, вынесенное в рамках исполнительного производства N 13392/15/27027, которым Министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.12.2016 в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании: исполнительного листа серии ВС N 046881361 по делу N 2-6868/2012 от 17.12.2012, выданный органом: Центральный районный суд г. Хабаровска 08.11.2012 о возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Горяной Марии Николаевне на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 18 квадратных метров, в пределах поселка Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края, за счет жилищного фонда Хабаровского края, в отношении должника:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края адрес должника: ул. Фрунзе, д. 71, г. Хабаровск, в пользу взыскателя: Горяной Марии Николаевны, адрес взыскателя: ул. Ростовского, д. 1 кв. 77, рп. Новый Ургал, Верхнебуреинский район, Хабаровский край, 11.04.2013 года возбуждено исполнительное производство N 17728/13/01/27, после передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация, присвоен номер 13392/15/27027.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на имя руководителя организации-должника Министерства жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края - Министра ЖКХ Хабаровского края неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В ответ на требования поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно: о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в пределах г. Комсомольска-на-Амуре.
28.08.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
По состоянию на 03.08.2016 документов подтверждающих исполнение решения суда должником судебному приставу - исполнителю представлено не было, в связи с чем, 04.08.2016 с целью исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем должнику - Министерству жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края было вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 15.08.2016, а так же в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава-исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнения решения суда, в случае невыполнения вышеуказанных требований должник был уведомлен о необходимости явиться 16.08.2016 в 09 часов 30 минут в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу: г. Хабаровск, Лейтенанта Шмидта, д. 4, каб. N 2 с документом удостоверяющим личность, а так же надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснений по факту неисполнения судебного решения, а так же для решения вопроса о привлечении Министерства жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
16.08.2016 судебным приставом-исполнителем в отношении должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края составлен протокол N 216/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. В назначенный срок представитель должника не явился, информации подтверждающей исполнения решения суда судебному приставу не представлено.
16.08.2016 начальник межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю Барашковым Ю.А. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 09 часов 10 минут 23.08.2016 по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 13, каб. N 1.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 16.08.2016 года.
По состоянию на 23.08.2016 должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю решение суда не исполнено, подтверждающих документов судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
23.08.2016 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю Барашковым Ю.А. вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что 23.08.2016 г. Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ВС N 046881361, выданного 08.11.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска, в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возбуждено исполнительное производство N 17728/12/01/27, после передачи исполнительного производство в МОСП по исполнению особых исполнительных производств произошла перерегистрация и присвоен номер 13392/15/27027.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Горяной Марии Николаевне благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м в пределах поселка Новый Ургал Верхнебуреинского района Хабаровского края.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 28.08.2013 г. о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
В ходе исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда. В ответ от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края поступали информационные письма, в которых должником указывалось на наличие обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в города Хабаровске.
Требованиями должник предупреждался о наступлении административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
03.08.2016 должнику было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 15.08.2016. В требовании должник был предупрежден, в том числе об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданину благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд обоснованно отклонил довод Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства ЖКХ Хабаровского края предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем, привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия - предоставить гражданину жилое помещение.
Как установил суд первой инстанции, административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ, в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Судом также установлено, что по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства административным органом не допущено нарушений порядка и срока привлечения должника к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2016 по делу N А73-12667/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12667/2016
Истец: МЖКХ края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю