город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2017 г. |
дело N А32-29137/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2016 по делу N А32-29137/2016, принятое судьей Чесноковым А.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кондратенко Алексея Николаевича
к заинтересованному лицу - Краснодарской таможне,
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, внесении изменений в сведения деклараций на товары,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кондратенко Алексей Николаевич (далее - ИП Кондратенко А.Н., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) в возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 556 986,60 руб. по декларациям на товары N N 10309190/080713/0005832, 10309190/080713/0005833, 10309190/080713/0005836, 10309190/031213/0008788, 10309190/031213/0008789, 10309190/041213/0008816, 10309190/130214/0000518, 10309190/170214/0000596, 10309190/280814/0002807, 10309190/151214/0003857, 10309190/210715/0002136, 10309190/300714/0002550, 10309190/300914/0003123, 10309190/020615/0001545, 10309190/120814/0002641, 10309190/131114/0003558, 10309190/020615/0001557 (далее - спорные ДТ), изложенного в письме от 06.07.2016 N 21.4-28/13935 "О возврате денежных средств", о признании незаконным отказа Краснодарской таможни во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных ДТ, изложенного в письме Краснодарской таможни от 04.07.2016 N 22.11-16/13750 "О рассмотрении заявлений о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ"; об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пени в сумме 556 986,60 руб. в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2016 заявленные требования удовлетворены, с таможенного органа в пользу общества взыскано 14 740 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается, что представленные заявителем документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных товаров. Судом установлено, что при подаче спорных деклараций, предпринимателем представлялись, помимо основных и обязательных документов, экспортные декларации, прайс-листы, банковские документы об оплате товара, пояснительные письма продавца о характеристиках товара. Оплата за товар произведена в полном объеме, что подтверждается ведомостями банковского контроля по контрактам.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что основанием проведения проверки послужили выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования. Таможенная стоимость товара, заявленная декларантом, имела низкий ценовой уровень. Дополнительно запрошенные документы представлены не в полном объеме. В распоряжении таможенного органа отсутствовала информация об оформлении идентичных товаров, в связи с чем подбор ценовой информации осуществлялся с учетом однородности - товар произведен в одной стране, является взаимозаменяемым.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 12 июля 2010 года N 12.07.2010, заключенным между ИП Кондратенко А.Н. (Россия) и фирмой "GUANGDONG MINJIANG AQARIUM INDUSTRIAL CO., LTD" (Китай), дополнительными соглашениями к нему на условиях CFR Новороссийск на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара - аквариумы и аксессуары для аквариумов (компрессоры, фильтры и пр.), страна происхождения Китай.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации из Китая и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларациям на товары N N 10309190/080713/0005832, 10309190/080713/0005833, 10309190/080713/0005836, 10309190/031213/0008788, 10309190/031213/0008789, 10309190/041213/0008816, 10309190/130214/0000518, 10309190/170214/0000596, 10309190/280814/0002807, 10309190/151214/0003857, 10309190/210715/0002136.
В соответствии с контрактом от 21 июня 2011 года N 21.06.2011, заключенным между ИП Кондратенко А.Н. (Россия) и фирмой "Wromak" (Польша), дополнительными соглашениями к нему на условиях FCA Вроцлав на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара - аквариумы и принадлежности для аквариумов (стекла, тумбы) страна происхождения Польша.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации из Польши и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларациям на товары N N 10309190/300714/0002550, 10309190/300914/0003123, 10309190/020615/0001545.
В соответствии с контрактом от 20 мая 2014 года N 20.05.2014, заключенным между ИП Кондратенко А.Н. (Россия) и фирмой "Tolsa Nederland BV" (Нидерланды), приложением N 1 от 03.07.2014 на условиях EXW Влардинген на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара - наполнители для туалетов кошек, страна происхождения Нидерланды.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации из Нидерландов и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларации на товары N 10309190/120814/0002641.
В соответствии с контрактом от 01 февраля 2011 года N 1.02.2011, заключенным между ИП Кондратенко А.Н. (Россия) и фирмой "Juwel Polska Sp. Z.o.o." (Польша), дополнительными соглашениями к контракту на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара - аквариумы и принадлежности для аквариумов (тумбы, нагреватели, лампы, принадлежности для фильтров и пр.) производства Германии и Польши.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации из Польши и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларации на товары N 10309190/131114/0003558.
В соответствии с контрактом от 14 мая 2015 года N 14.05.2015, заключенным между ИП Кондратенко А.Н. (Россия) и фирмой "JB-ART Jan Baytel" (Польша), дополнительным соглашением N 1 от 20.10.2015 на условиях EXW Гливице на территорию Российской Федерации осуществлен ввоз товара - аквариумы и принадлежности для аквариумов (тумбы, лампы, принадлежности для фильтров, автокормушки и пр.) производства Польши, Германии, Италии, Китая.
Указанный товар ввезен на территорию Российской Федерации из Польши и оформлен в таможенном отношении в Краснодарской таможне по декларации на товары N 10309190/020615/0001557.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ товаров заявлена ИП Кондратенко А.Н. первым методом определения таможенной стоимости.
В качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по спорным ДТ предпринимателем представлены внешнеторговые контракты; дополнительные соглашения и спецификации к ним; коммерческие инвойсы иностранных поставщиков с указанием наименования, количества, цены товара за единицу, условий поставки, условий оплаты, со ссылкой на контракты; упаковочные листы и коносаменты; платежные документы об оплате товара, товаротранспортные документы, документы об оплате транспортных расходов, паспорт сделки и другие документы, необходимые для таможенного оформления товаров.
Краснодарская таможня не согласилась с заявленной таможенной стоимостью товаров, в связи с чем приняла решения о проведении дополнительной проверки, запросив у декларанта дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.
Товары выпущены таможней в свободное обращение после внесения предпринимателем суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Индивидуальным предпринимателем часть дополнительно запрошенных документов представлена. По ДТ N N 10309190/031213/0008788, 10309190/031213/0008789, 10309190/041213/0008816, 10309190/130214/0000518, 10309190/170214/0000596 дополнительные документы представлены не были.
По результатам рассмотрения представленных документов Краснодарской таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости части товаров по спорным ДТ.
В обоснование причин корректировки таможенной стоимости, Краснодарская таможня указала на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены: имеет место низкий уровень ИТС оформляемых товаров, по сравнению с имеющейся в распоряжении таможенного органа информацией о таможенном оформлении однородных товаров; представлены не все запрошенные таможенным органом документы/не представлены запрошенные документы; приходные накладные не устраняют сомнений по заниженной стоимости, поскольку не идентифицируются с конкретными ДТ; в представленных прайс-листах отсутствуют сведения о реквизитах контракта (номер, дата, срок действия), несмотря на то, что самим таможенным органом были запрошены прайс-листы именно для широкого круга лиц; прайс-лист не подписан; представлен адресный прайс-лист, без реквизитов и срока действия; копия экспортной декларации не заверена уполномоченным органом страны отправления; имеются замечания к представленным документам в части идентификации поставок (приходные накладные, платежные документы, отдельные экспортные декларации), документы не представлены.
В соответствии с принятыми решениями Краснодарской таможней самостоятельно осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров в рамках 3 метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с однородными товарами) и 6 метода (резервный).
В результате осуществления корректировки таможенной стоимости Краснодарской таможней взысканы таможенные платежи в размере 556 986,60 руб. за счет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенных предпринимателем в целях выпуска товара в свободное обращение.
Не согласившись с корректировкой таможенной стоимости, предприниматель обратился в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств б/н от 30.06.2016 (вх. таможни от 01.07.2016 N 13413) на сумму 556 986,60 руб. Одновременно с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей в Краснодарскую таможню подано заявление на внесение изменений в спорные ДТ.
К заявлению на внесение изменений в ДТ от 30.06.2016 приложены копии ДТ с КДТ, ДТС-1, коммерческие документы и пояснения (согласно описи к заявлению), электронные копии КДТ и ДТС-1.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 30.06.2016 были приложены платежные поручения на уплату таможенных платежей, копии ДТ с КДТ.
Краснодарская таможня отказала в рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 30.06.2016, о чем известила ИП Кондратенко А.Н. письмом от 06.07.2016 N 21.4-28/13935 "О возврате денежных средств".
В качестве основания для отказа в рассмотрении заявления Краснодарская таможня указала на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, которыми являются корректировка декларации на товары, производимая в порядке и на условиях, определенных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года. Приложенные к заявлению формы корректировки декларации представлены без предварительного согласования с таможенным органом в рамках Решения от 10.12.2013 N 289.
Также указано на то, что заявления о корректировке сведений в спорных ДТ и документы, прилагаемые к заявлению о возврате, направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 289 от 10 декабря 2013 года.
Письмом от 04.07.2016 N 21.4-16/13750 "О рассмотрении заявлений о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ" Краснодарская таможня известила ИП Кондратенко о невозможности внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в связи с принятием решения о проведении таможенного контроля в форме проверки документов и сведений по вышеуказанным ДТ, который не завершен и о результатах которого предприниматель будет уведомлен в установленном порядке.
Указанное бездействие таможни по невнесению изменений в спорные ДТ и возврату излишне взысканных таможенных платежей послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (часть 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Таким образом, необходимыми условиями для начала процедуры возврата излишне уплаченных таможенных сборов является подача заинтересованным лицом заявления по установленной форме с приложением необходимых документов.
Пунктом 2 статьи 191 ТК ТС предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в предусмотренных пунктом 11 Порядка N 289 случаях.
Кроме того, сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств-членов (подпункт "в" пункта 11 Порядка N 289).
Пунктами 13 - 16 Порядка N 289 установлено, что обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
В случае необходимости внесения изменений и (или) дополнений исключительно в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом, представление КДТ и ее электронной копии не требуется.
В случае внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в виде электронного документа, обращение, КДТ, а также ДТС при корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие вносимые изменения и (или) дополнения, в том числе документы, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, могут быть представлены декларантом в виде электронных документов с использованием информационных систем в порядке, установленном законодательством государств-членов.
При подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения таможенный орган регистрирует его с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения производится в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Вместе с тем, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, таможенный орган в рассматриваемом случае обязан рассмотреть заявление о внесении изменений в декларацию на товары и возврате таможенных платежей в течение одного месяца со дня подачи такого заявления и представления всех необходимых документов.
Таможенный орган в письмах от 06.07.2016 N 21.4-28/13935 и от 04.07.2016 N 21.4-16/13750 указал, что заявление о возврате в настоящее время не может быть рассмотрено; заявления о корректировке сведений в указанных в ДТ направлены в структурные подразделения таможни для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном решением от 10.12.2013 N 289. Также таможня указала, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
При этом таможенным органом в установленный законом срок не было принято решение по заявлению о внесении изменений в ДТ.
Таможенный орган ссылается на отсутствие излишней уплаты таможенных платежей, поскольку действия по корректировке таможенной стоимости правомерны. Таможенные платежи взысканы в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью.
Поскольку таможенный орган в качестве законности принятого решения сослался на указанное обстоятельство, суд первой инстанции исследовал законность корректировки таможенной стоимости как основания для принятия оспариваемого решения.
Пунктом 1 статьи 79 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в составе сведений о товаре в декларации указывается таможенная стоимость товара.
На основании пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25.01.2008 заключено Соглашение "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения (пункт 3 Правил).
Пунктом 1 статьи 5 Соглашения предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Перечень соответствующих расходов, включаемых в таможенную стоимость, которые осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, приведен в вышеназванной статье 5 Соглашения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок декларирования таможенной стоимости товаров (далее - Порядок).
Приложение N 1 к указанному Порядку содержит перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по спорным ДТ предпринимателем представлены внешнеторговые контракты; дополнительные соглашения и спецификации к ним; коммерческие инвойсы иностранных поставщиков с указанием наименования, количества, цены товара за единицу, условий поставки, условий оплаты, со ссылкой на контракты; упаковочные листы и коносаменты; платежные документы об оплате товара, товаротранспортные документы, документы об оплате транспортных расходов, паспорт сделки и другие документы, необходимые для таможенного оформления товаров.
В рамках дополнительной проверки предпринимателем в установленный срок представлены прайс-листы с переводом, приходные накладные по предыдущим поставкам, документы по оплате поставки товара, в том числе ведомость банковского контроля, экспортные декларации с переводом.
К заявлению на внесение изменений в ДТ от 30.06.2016 приложены копии ДТ с КДТ, ДТС-1, коммерческие документы и пояснения (согласно описи к заявлению), электронные копии КДТ и ДТС-1.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 30.06.2016 были приложены платежные поручения на уплату таможенных платежей, копии ДТ с КДТ.
Представленные документы подтверждают условия поставки, наименование, количество и цену товара, оформленного по спорным ДТ.
Оплата товара подтверждается ведомостью банковского контроля (том 2, л.д. 9), поручениями на покупку иностранной валюты, распоряжениями о списании денежных средств в иностранной валюте, справками о валютных операциях (том 2, л.д. 66 - 77).
Доказательства того, что заявитель (покупатель) по контракту уплатил цену больше заявленной, Краснодарская таможня суду не представила. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара и может являться основанием для проведения проверки.
Ссылка таможенного органа на непредставление декларантом дополнительно истребованных у него документов подлежит отклонению.
Положения статьи 69 ТК ТС указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров.
Данное право не позволяет руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на определение таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что представленные в процессе таможенного оформления и таможенного контроля документы позволяют сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров, а также подтверждают заявленные декларантом сведения. Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон сделки друг к другу не имеется.
На основании изложенного, доводы Краснодарской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствуют материалам дела.
Доводы таможни о низком ценовом уровне таможенной стоимости товара являются необоснованными и не подтверждены документальными доказательствами. Кроме того, только низкий ценовой уровень не может являться основанием для непринятия таможенной стоимости и ее корректировки.
Из пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза", действовавшего на момент декларирования спорного товара, следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
При этом суд первой инстанции, проанализировав характеристики товаров, взятых за основу при корректировке таможенной стоимости, установил, что согласно выписок из ДТ, полученных из ИАС "Мониторинг-Анализ", корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе товаров, количество, сортность, размер, фирма изготовитель, условия поставки которых, несопоставимы с количеством, сортностью, размером, фирмой изготовителем, условиями поставки товаров, поставляемых в адрес предпринимателя.
Следовательно, таможенный орган неправомерно и необоснованно осуществил корректировку таможенной стоимости, результатом которой стало неправомерное доначисление излишних таможенных платежей, которые декларант фактически вынужден был оплатить посредством внесения обеспечения уплаты таможенных платежей с целью выпуска товара в свободное обращение и минимизации дополнительных расходов.
В силу части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона о таможенном регулировании установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Материалами дела подтверждается, что заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Заявление подано в пределах трехлетнего срока. К заявлению были приложены, в том числе копия спорных деклараций, копии КДТ, документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, и другие необходимые документы.
Оспариваемое бездействие таможенного органа выражено в письмах от 04 и 06 июля 2016 года, заявление в арбитражный суд подано предпринимателем 19.08.2016, то есть с соблюдением установленного трехмесячного срока.
В материалы дела Краснодарской таможней не представлены сведения о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что основания для непринятия заявленной таможенной стоимости и последующего невнесения изменений в сведения спорной ДТ о таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимым товаром, у таможенного органа отсутствовали, досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, в связи с чем правомерно и обоснованно признал незаконным оспариваемое бездействие таможни и обязал произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2016 по делу А32-29137/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29137/2016
Истец: ИП Кондратенко Алексей Николаевич, Кондратенко Алексей Николаевич
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4716/18
29.01.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29137/16
10.07.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3761/17
27.02.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1280/17
06.12.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29137/16