Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
22 февраля 2017 г. |
Дело N А72-16859/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2016 года по делу N А72-16859/2016 (судья Лубянова О.А.),
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области,
к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (ОГРН 1107329000470),
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее - ответчик), о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2016 года общество с ограниченной ответственностью "Наш дом" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить, производство по делу по административному производству по протоколу N 470 от 03.11.2016 г. в отношении ООО "Наш Дом" прекратить на основании ст. 24.5 КоАП РФ. В случае привлечения к административной ответственности ООО "Наш Дом" назначить административное наказание в виде предупреждения.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. (акт проверки составлен 08.09.2016 г.)
Из протокола об административном правонарушении N 470 от 03.11.2016 г. невозможно установить какая проверка проводилась в отношении ООО "Наш Дом" (протокол не содержит сведений).
Копия распоряжения о проведении проверки в отношении ООО "Наш Дом", а также сам акт проверки в отношении ООО "Наш Дом" не представлены, что, по мнению подателя жалобы, является грубым нарушением.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1107329000470.
23.08.2016 в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области из Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение гражданина по факту размещения Экскаватором-Погрузчиком строительных и бытовых отходов в пойму реки Свияга в районе дома N 12А по ул.Шолмова г.Ульяновска с приложением видеофайлов.
С 06.09.2016 по 08.09.2016 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области проведено рейдовое мероприятие.
08.09.2016 составлен акт проверки.
Специалистами филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области " ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" в ходе рейдового мероприятия на земельных участках N 1-3, отобраны пробы отходов для лабораторного анализа методом биотестирования.
По результатам лабораторных анализов методом биотестирования, отобранных 21.09.2016 с земельных участков N 1-3, в ходе рейдового мероприятия установлено:
- отход - твердые коммунальные отходы - относится к IV классу опасности для окружающей среды, что подтверждается протоколом результатов биотестирования от 14.09.2016 N 16Б0110/2;
- отход - строительный мусор - относится к IV классу опасности для окружающей среды, что подтверждается протоколом результатов биотестирования от 14.09.2016 N 16Б0110/1, N 16Б0110/3.
22.09.2016 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области на основании указанного обращения возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам расследования выявлено, что в период с 01.07.2016 по 03.11.2016 ООО "Наш Дом", не имея лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, незаконно осуществляло сбор отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы и строительный мусор) в бункер, принадлежащий ООО "КонтрактЪ" и представленный в пользование Обществу по адресу: ул.Шолмова д.12А г.Ульяновска, в соответствии с договором от 30.04.2015 N В-15/34 на выполнение работ по вывозу твердых коммунальных отходов.
03.11.2016 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области в отношении ООО "Наш Дом" составлен протокол об административном правонарушении N 470 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя ООО "Наш Дом", действующего по доверенности, - Еремина Д.А.
Специальное разрешение (лицензия) на размещение отходов IV класса опасности у ООО "Наш Дом" отсутствует.
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО "Наш Дом" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу п. 1 ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Нарушение требований вышеназванных норм образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено заявителем в ходе проверки, ООО "Наш Дом" в период с 01.07.2016 по 03.11.2016, не имея лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности, незаконно осуществляло сбор отходов IV класса опасности (твердые коммунальные отходы и строительный мусор) в бункер, принадлежащий ООО "КонтрактЪ" и представленный в пользование Обществу по адресу: ул.Шолмова д.12А г.Ульяновска, в соответствии с договором от 30.04.2015 N В-15/34 на выполнение работ по вывозу твердых коммунальных отходов.
Материалами дела подтверждается, что 01.05.2015 между ООО "Наш Дом" (Исполнитель) и ООО "Управляющая компания "Парк" (Заказчик) заключен договор на оказание услуг.
31.12.2015 заключено дополнительное соглашение N 1. В пункте 1.2 договора указано, что исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, в том числе по адресу ул.Шолмова, 12А (с учетом дополнительного соглашения).
12.10.2016 Еремин Д.А. (технический директор ООО "Наш Дом") пояснил, что на основании договора на оказание услуг от 01.05.2015 N б/н ООО "Наш Дом" оказывает услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов. На основании дополнительного соглашения N 1 от 31.12.2015 к договору на оказание услуг ООО "Наш Дом" оказывает услуги по адресу г.Ульяновск ул.Шолмова, д.12А. ООО "Наш Дом" заключен договор с ООО "КонтрактЪ" на выполнение работ по вывозу твердых коммунальных отходов от 30.04.2015 N В-15/34. ООО "КонтрактЪ" осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов по заявкам, сделанным представителем ООО "Наш Дом" (мастером, закрепленным за участком). Заявки записываются в тетрадку, для сверки объемов вывезенного ТБО в конце месяца. По адресу г.Ульяновск ул.Шолмова, д.12А установлен крупногабаритный контейнер в количестве 1 шт.
Данный бункер принадлежит ООО "КонтрактЪ". При образовании крупногабаритного мусора (картон и картонные упаковки) ООО "Наш Дом" осуществляет сбор и транспортировку данных отходов на полигон по спец. талонам, по вывозу мусора.
31.10.2016 аналогичные пояснения даны Ереминым Д.А., кроме того он указал, что ООО "Наш Дом" лицензии на сбор отходов не имеет.
Факт сбора ООО "Наш Дом" отходов IV класса опасности, при отсутствии лицензии на данный вид деятельности подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.11.2016 (л.д. 136-144).
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о наличии в действиях ООО "Наш Дом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальные нарушения, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли быть основанием для прекращения производства по делу, административным органом не допущены.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя предприятия.
Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Административный орган непосредственно обнаружил факт правонарушения 03.11.2016, что подтверждается составлением протокола об административном правонарушении.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не установлено.
В данном случае, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что данное правонарушение создает угрозу здоровью и жизни граждан, суд сделал правильный вывод о том, что данное правонарушение не является малозначительным.
Статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Исходя из вышеизложенного, с учетом обстоятельств правонарушения, принимая во внимание, что ранее лицо не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, суд правомерно назначил ответчику наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 40000 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12 декабря 2016 года по делу N А72-16859/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16859/2016
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области
Ответчик: ООО "НАШ ДОМ"