Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II Газозаправочные станции СПГ
Газозаправочные станции СПГ
I. Общие положения
1.1. Настоящим разделом временных отраслевых норм устанавливаются требования к проектированию автомобильных газозаправочных станций СПГ, предназначенных для заправки топливных баков автомобилей сжиженным природным газом.
1.2. Газозаправочные станции СПГ могут быть стационарными и передвижными.
1.3. Стационарные газозаправочные станции сжиженного природного газа (сокращенно ГЗС) должны размещаться, как правило, в качестве самостоятельных хозяйственных организаций вне территории городов.
1.4. Местоположение и техническая характеристика газозаправочных станций СПГ должны определяться технико-экономическими расчетами с учетом размещения источника газоснабжения (установки СПГ), объема потребления СПГ автотранспортом и обеспечения минимального пробега автотранспорта от мест его базирования до заправочной станции.
1.5. Передвижные газозаправочные станции (сокращенно ПГЗС), смонтированные на автомобильном шасси, предназначаются для доставки СПГ на специально оборудованные площадки автотранспортных предприятий для заправки топливных баков автомобилей. Место установки ПГЭС должно быть огорожено.
1.6. Сжиженный природный газ, используемый в качестве моторного топлива для автотранспорта, должен соответствовать требованиям стандартов или технических условий.
1.7. При проектировании газозаправочных станций следует максимально внедрять блочно-комплектные установки и устройства.
1.8. При проектировании и эксплуатации газозаправочных станций СПГ следует учитывать требования ГОСТ 19433-81 "Грузы опасные, классификации и знаки опасности", "Инструкции о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР N 370 от 1980 г., настоящих временных ведомственных норм, а также действующих общесоюзных и отраслевых норм и правил строительного проектирования (СНиП, СН), санитарных норм и правил пожарной безопасности в газовой промышленности.
Взамен ГОСТ 19433-81 постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957 с 1 января 1990 г. введен в действие ГОСТ 19433-88
1.9. Технические средства организации дорожного движения на ГЗС следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения".
Схема движения автотранспорта на территории ГЗС должна быть односторонней, с разделенными друг от друга подъездными автодорогами.
2. Порядок размещения, состав, общие требования к строительству
2.1. Стационарные ГЗС следует размещать с подветренной стороны относительно жилой и других застроек.
2.2. В составе ГЗС следует предусматривать:
буферную криогенную емкость для хранения СПГ;
площадку слива СПГ из транспортных автоцистерн в буферную емкость;
раздаточную рампу для заправки топливных баков автомобилей с узлом замера количества отпускаемого газа;
технологические коммуникации CПГ, азота, систему водяного орошения буферных емкостей, систему утилизации сбрасываемых паров при сливе СПГ из автоцистерн и заправке автомобилей;
площадку для хранения баллонов с азотом;
производственно-административный корпус с операторской;
систему пожаротушения в виде перевозимого (на специальной тележке) порошкового огнетушителя марки ОП-100 с рукавами и систему водяного орошения (п. 4.11).
2.3. Территория газонаполнительной станции должна иметь ограждение из несгораемых материалов.
За пределами ограждения ГЗС следует предусматривать накопительную площадку для возможности стоянки автотранспорта перед заправкой.
2.4. Суммарный объем криогенных емкостей для хранения СПГ на газозаправочной станции не должен превышать 100 м3, а объем одного резервуара - 25 м3.
Установка резервуаров СПГ должна предусматриваться надземной.
2.5. Размещение технологического оборудования на площадке ГЗС следует производить с учетом минимальной протяженности трубопроводов СПГ и обеспечения свободного проезда автотранспорта к сливным площадкам и заправочным установкам. С целью снижения неконтролируемых утечек СПГ из технологических трубопроводов запорная арматура должна устанавливаться непосредственно у разъемных соединений.
2.6. Минимальные расстояния от резервуаров СПГ газозаправочной станции до зданий и сооружений, не относящихся к ГЗС, а также до объектов, входящих в состав ГЗС, следует принимать по таблице 1, если по другим нормам не требуется принимать большие расстояния.
Минимальные расстояния от ГЗС и ПГЗC до зданий и помещений электрораспределительных устройств следует принимать по ПУЭ.
Таблица 1
2.7. Площадки для заправки баков автомашин сжиженным природным газом c помощью передвижных газозаправочных станций СПГ (ПГЗС) следует предусматривать вблизи от автомобильных дорог, в полевых условиях, на территории автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГПКС), автомобильных газонаполнительных станций (АГНС).
Расположение площадок должно быть согласовано с соответствующими административными органами (исполкомами местных советов).
Минимальные расстояния от установленного на площадке автозаправщика СПГ до зданий и сооружений различного назначения следует принимать по таблице 2, если объем топливнoй цистерны автозаправщика не превышает 10 м3, и по таблице 1, если объем топливной цистерны автозаправщика больше 10 м3.
2.8. ПГЗС должна включать в себя следующие основные технологические узлы и элементы:
собственно заправочную криогенную емкость объемом 10 - 30 м3, рассчитанную на условия хранения и перевозки СПГ при температуре (минус) 150 - 165°С с давлением до 6 атм и на рабочий диапазон температур от минус 170°С до плюс 40°С;
технологическую обвязку, a также необходимую запорную, регулирующую и предохранительную арматуру, обеспечивающие надежное функционирование ПГЗС;
насос с электроприводом для перекачки СПГ из заправочной емкости в баки автомобилей;
комплект теплоизолированных гибких гофрированных шлангов (металлорукавов) для соединения ПГЗС с патрубками топливного бака и системой газосбора на площадке заправки;
заправочные "пистолеты" (клапаны), обеспечивающие быстрое и герметичное соединение гибких шлангов с соответствующими патрубками приема СПГ и сброса его паровой фазы из топливного бака;
емкость баллонов с инертным газом (азотом) для продувки технологических коммуникаций;
комплексную систему КИП и А, задействованную как на соответствующие датчики автомобильных баков, так и на регулирующую и предохранительную арматуру самой ПГЗС;
средства противопожарной защиты, включающие кошму и переносимый порошковый огнетушитель марки СП-50;
узел измерения суммарного количества отпускаемого продукта;
систему обвязки "по газу" криогенной цистерны ПГЗС и топливного бака автомобиля с общим газосбросом;
сборный стояк (свечу) с соответствующим узлом подсоединения для сброса паров СПГ в атмосферу (при установке ПГЗС на площадках, не оснащенных системой сброса и утилизации низконапорных газов);
систему наддува, обеспечивающую создание и поддержание заданного избыточного давления в паровом пространстве транспортной емкости. Для наддува желательно использовать азот.
2.9. Источниками энергоснабжения (электроэнергия, тепло, вода) стационарных газозаправочных станций должны, как правило, служить городские сети или сети соседних промышленных предприятий.
В случае отсутствия таких сетей следует предусматривать установку местных источников энергоснабжения.
2.10. Для обеспечения ГЗC азотом на технологические нужды и для продувок коммуникаций СПГ в составе ГЗС следует предусмотреть площадку (под навесом) для хранения баллонов с азотом.
Суммарная емкость баллонов с азотом должна быть не менее 200 л при давлении 200 кгс/см2.
Таблица 2
2.11. Промливневые сточные воды ГЗС следует направлять в городскую канализационную сеть после локальной очистки.
2.12. В составе производственно-административного корпуса должны предусматриваться операторская и, в минимальном объеме, необходимые санитарно-бытовые помещения для обсуживающего персонала ГЗC в соответствии с действующими нормами и требованиями, механическая мастерская, кладовая противопожарного инвентаря, а также комната ожидания и санузел для водителей.
Здание должно быть не ниже II степени огнестойкоcти и выполняться, как правило, из полносборных строительных конструкций с применением индустриальных методов строительства.
2.13. Следует предусматривать телефонизацию ГЗС от сети местных АТС, а также громкоговорящую связь оператора с водителями автомобилей.
2.14. Территория ГЗС должна иметь охранное освещение.
2.15. По обеспечению надежности электроснабжения ГЗС следует относить к III категории.
3. Прием СПГ на станцию
3.1. Поступление СПГ на газозаправочные станции предусматривается в специально оборудованных для перевозки криогенной жидкости транспортных автоцистернах.
3.2. Транспортные автоцистерны должны быть оборудованы для возможности слива СПГ специальными насосами или "холодными" регазификаторами, обеспечивающими "самонаддув" для перекачки СПГ в буферную емкость ГЗС.
3.3. Слив СПГ из транспортной автоцистерны в буферную изотермическую емкость ГЗС должен производиться на специальных площадках через сливные устройства и трубопроводы СПГ. При сливе паровое пространство цистерны и буферной емкости должно быть соединено газоуравнительной линией.
3.4. Сливные устройства и коммуникации должны обеспечивать герметичность и рациональную схему слива СПГ с минимальной протяженностью трубопроводов.
3.5. Присоединение транспортной цистерны к сливным трубопроводам и к газоуправнительной линии следует производить с помощью специальных герметичных соединительных устройств с запорно-предохранительной арматурой, рассчитанных на работу с криогенными средами.
3.6. На трубопроводах сливных устройств, в непосредственной близости от места присоединения гофрированных шлангов, должны предусматриваться обратные клапаны, обеспечивающие пропуск СПГ в требуемом направлении. Для прекращения подачи СПГ из транспортной цистерны в буферную емкость, в случае нарушения герметичности сливного устройства, следует предусматривать установку скоростного клапана.
3.7. Все холодные технологические коммуникации, а также корпуса вентилей и гибкие (гофрированные) шланги должны быть надежно теплоизолированы.
Прокладку технологических трубопроводов следует предусматривать надземной, на специальных низких опорах, с устройством компенсаторов температурных изменений длин трубопроводов СПГ.
3.8. Замер количества поступающего на ГЗС сжиженного природного газа проводить по объему сливаемых транспортных цистерн и замерным устройством буферной емкости ГЗС.
3.9. Во избежание переполнения буферной емкости следует предусматривать сигнализацию предельно допустимого уровня и автоматические устройства, прекращающие подачу жидкости в емкость при коэффициенте ее заполнения не более 0,9.
3.10. Во избежание отепления транспортной цистерны при опорожнении, слив CПГ из нее надо производить до минимального, установленного для данной цистерны, уровня.
4. Изотермическая емкость
4.1. Для буферного хранения СПГ на территории стационарных газозаправочных станций СПГ следует предусматривать надземные горизонтальные или вертикальные двухстенные криогенные емкости с порошково-вакуумной или засыпной перлитовой теплоизоляцией.
Конструкция емкостей, их оснащение оборудованием, приборами и системами должны обеспечивать:
прием СПГ из автоцистерн;
изотермическое хранение СПГ с организованным постоянным отбором паровой фазы (при возможности ее утилизации), хранение без отбора паров СПГ из емкости;
отгрузку СПГ на раздаточные системы за счет собственных средств создания и поддержания избыточного давления паровой фазы (самонаддув), или самотеком;
учет количества СПГ, получаемого из автоцистерн и отгружаемого на раздаточные системы.
4.2. Общий объем буферного хранения СПГ на стационарных газозаправочных станциях должен определяться проектом для конкретной территориальной привязки станции к потребителям СПГ и их структуры, с учетом удаленности источников снабжения СПГ, возможностей организации транспортных перевозок СПГ и др. факторов, но не превышать 100 м3.
Количество емкостей для хранения СПГ на газозаправочных станциях следует принимать не менее двух.
4.3. Каждая емкость для СПГ должна быть оснащена:
патрубками для приема и выдачи СПГ;
патрубками для подвода и отвода паровой фазы, а также для продувки емкости и перлита в межстенном пространстве азотом;
рабочими и резервными предохранительными клапанами сброса избытка паров СПГ из внутренней емкости в закрытую систему газосброса или на свечу;
указателями текущего положения уровня;
сигнализаторами предельных рабочих (максимального и минимального) положений уровня;
указателями текущего давления в паровом пространстве емкости;
датчиками температуры (в характерных точках).
4.4. Резервуары должны быть установлены на опоры из несгораемых материалов, с пределом огнестойкости не менее 2-х часов, рассчитанными одновременно на криогенное воздействие СПГ.
Нагрузка резервуара на опоры должна распределяться равномерно.
4.5. Требования к материалам, применяемым для изготовления внутренних емкостей технологических резервуаров газозаправочных станций СПГ, аналогичны требованиям для базовых вертикальных двухстенных металлических хранилищ СПГ с плоским днищем (см. Часть I, раздел 4 настоящих норм).
Конструкции внутренних емкостей технологических резервуаров должны отвечать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
4.6. Для надземных горизонтальных резервуаров следует предусматривать устройство стационарных огороженных металлических площадок с лестницами, обеспечивающих удобное обслуживание арматуры, приборов, люков и т.п.
При устройстве одной площадки для нескольких резервуаров лестницы должны предусматриваться в концах площадки.
При длине площадки более 60 м необходимо предусматривать установку дополнительной лестницы в средней части площадки.
Лестницы должны выходить за пределы защитного ограждения.
4.7. Надземные резервуары должны располагаться группами.
В пределах группы резервуары должны размещаться в один или два ряда параллельно друг другу (для горизонтальных резервуаров).
Для каждой группы резервуаров по периметру должно быть предусмотрено замкнутое ограждение из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 3-х часов, рассчитанное на гидростатическое и криогенное воздействие СПГ. Рекомендуется применение ограждений из железобетона.
Высота ограждения должна быть рассчитана на весь геометрический объем резервуаров в группе, превышать максимальный расчетный уровень разлива СПГ не менее, чем на 0,3 м, но должна быть не менее 1 м.
Между резервуарами в пределах ряда, а также между рядами в пределах группы следует предусматривать промежуточные перегородки из материала, аналогичного материалу основного ограждения, высотой не менее половины высоты основного защитного ограждения.
Узлы сопряжения перегородок между собой и с основным ограждением должны быть герметичны по отношению к СПГ.
4.8. При размещении наземных горизонтальных резервуаров СПГ в пределах группы, ряда, расстояния между ними и до защитных ограждений следует принимать по аналогии с резервуарами для xранения сжиженных углеводородных газов (пропан, бутан) под давлением, согласно СНиП 2.04.08-87.
4.9. На поверхность грунта, ограниченную защитным ограждением, рекомендуется уложить сплошное покрытие из теплоизоляционных блоков типа пенобетона толщиной 50 - 70 мм с соответствующими средствами его гидрозащиты. В качестве гидроизоляции отдельных блоков могут использоваться "холодные" мастики на битумной основе типа "ЭГИК-3".
4.10. С поверхностей, ограниченных защитным ограждением и промежуточными перегородками, должен быть обеспечен отвод талых и ливневых вод. Для откачки воды должны использоваться стационарные или объемные насосы. Отводы воды с помощью сливных трубопроводов, проходящих сквозь защитное ограждение и нарушающих его целостность, не допускается.
4.11. Резервуары СПГ должны оборудоваться стационарными автоматическими установками водяного орошения для защиты от чрезмерного нагрева и деформации во время пожара.
4.12. Технологические трубопроводы к резервуарам СПГ должны прокладываться на низких опорах, с установкой соответствующей запорной и предохранительной арматуры по аналогии с разделом 4 части 1 настоящих норм.
4.13. Организованный отбор паровой фазы при изотермическом хранении из резервуаров СПГ, от предохранительных клапанов и прочие сбросы паров СПГ должны производиться в закрытую систему газосброса с подогревателем паров СПГ для выдачи их в местные сети газоснабжения через регулирующий клапан.
Система газосброса должна быть оборудована продувочной свечой для аварийного сброса. Высоту свечи следует определять расчетом на рассеивание паров в атмосфере, но принимать не менее 15 м.
5. Заправка автомобилей СПГ
5.1. Заправка топливных баков автомобилей сжиженным природным газом на ГЗС должна производиться на наполнительной рампе, представляющей собой систему технологических и вспомогательных трубопроводов, связывающих буферную емкость с раздаточными устройствами.
5.2. В состав раздаточных устройств должны входить:
узел замера отпускаемого СПГ;
гибкие шланги для залива и отвода паровой фазы из автомобильных баков;
заправочные устройства с автоматической затворной системой;
регулирующий клапан перекрытия подачи СПГ, связанный с датчиками измерения уровня и давления в баке автомобиля.
5.3. Узел замера отпускаемого в автомобильные баки СПГ должен включать в себя мерную емкость, установленную на пружинных весах и расположенную таким образом, чтобы сжиженный газ поступал в баки автомобилей самотеком.
5.4. Поступление СПГ из буферных резервуаров в мерные емкости следует предусматривать самотеком (при создании соответствующих условий) или за счет избыточного давления в буферных резервуарах, создаваемого системой "самонаддува".
5.5. Для защиты мерных емкостей от переполнения на линии подачи СПГ из буферных емкостей следует предусматривать отсечные клапаны, которые блокируют подачу СПГ при достижении заданного объема заполнения емкости (до 0,9 геометрического объема), с одновременной корректировкой по весу.
5.6. Подачу СПГ в автомобильные баки следует блокировать регулирующими клапанами, которые должны открываться только при герметичном соединении наполнительной линии бака с заправочным устройством и перекрывать поступление СПГ при заполнении бака.
5.7. При заполнении автомобильных баков, с помощью криогенных насосов или самотеком, паровое пространство бака и мерной емкости должны быть соединены газоуравнительной линией.
5.8. Заправочные устройства шкафного типа должны оборудоваться соответствующей трубной обвязкой с запорной и предохранительной арматурой и специальными ложементами для укладки гибких шлангов.
Заправочные устройства должны быть снабжены автоматическими затворными механизмами, которые, после заполнения бака автомобиля, герметизируют как заправочные линии бака, так и гибкие шланги.
5.9. Все разъемные соединения заправочных устройств в нерабочем состоянии должны быть закрыты заглушками, предотвращающими доступ к соединениям пыли и влаги, а также должны быть предусмотрены меры по исключению льдообразования на заправочных устройствах.
5.10. Мерные емкости СПГ для защиты от нагрева при пожаре должны оборудоваться автоматической системой водяного орошения.
5.11. При заправке автомобилей через передвижные газозаправочные станции технологическая схема станции должна предусматривать возможность заправки СПГ в двух вариантах:
с обвязкой "по газу" топливного бака и цистерны и закачкой СПГ в бак с помощью насоса, при утилизации (сбросе) паров только из самой цистерны (основной режим);
с использованием для закачки СПГ наддува на цистерне и независимой утилизацией паров из топливного бака и цистерны.
5.12. Все холодные технологические коммуникации (за исключением линий сброса паров), а также корпуса вентилей и гофрированные шланги должны быть надежно теплоизолированы с целью сокращения до минимума (не более 2%) потерь СПГ в трубопроводах при заправках топливных баков. С этой целью в режиме простоя ПГЗС целесообразно сбрасывать (утилизировать) холодные пары СПГ из цистерны через линию подачи жидкости в топливный бак.
5.13. Соединения гофрированных шлангов с технологическими линиями должны обеспечиваться герметичными быстроразъемными узлами типа "гайка Рота".
5.14. Схема подключения загрузочного насоса должна предусматривать байпасирование жидкости обратно в цистерну через предохранительный клапан, установленный на линии нагнетания и настроенный на величину, близкую к предельному давлению, развиваемому насосом "на закрытую задвижку".
5.15. Насос должен иметь следующие технологические параметры (при заправке топливных баков объемом 150 - 200 л):
производительность 2,0 - 2,2 м3/час
напор 55 - 60 м.
5.17. Узел соединения гофрированных шлангов ПГЗС патрубками топливного бака автомобиля следует рассматривать как единый, наиболее ответственный, элемент системы заправки, к которому предъявляются повышенные требования по герметичности, функциональной надежности и уровню безопасности.
Узел должен состоять из двух сопряженных затворных элементов: на гофрированных шлангах (заправочный "пистолет") и на соответствующих патрубках топливного бака. Каждый из затворных элементов должен иметь отсекающий клапан и обеспечивать полную герметичность при разъеме соединения.
5.18. Посадка пистолета в соответствующее герметичное замковое соединение приемной горловины топливного бака должна регистрироваться датчиками, вмонтированными в пистолет и горловину бака с передачей светового (звукового) сигнала на общий пульт ПГЗС.
Все операции по заправке топливного бака должны регистрироваться на пульте управления и сопровождаться соответствующей сигнализацией. Заполнение бака до заданной величины должно фиксироваться уровнемером бака с выдачей сигнала о максимальной величине уровня СПГ в баке и с отключением подачи топлива в бак.
5.19. Для поддержания цистерны ПГЗС в захоложенном состоянии, слив из нее СПГ следует производить до определенного, заданного для данной цистерны, уровня.
6. Мероприятия по технике безопасности, пожарной безопасности и охране окружающей среды
6.1. При проектировании газозаправочных станций СПГ следует руководствоваться основными требованиями по охране труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды для предприятий СПГ, изложенных в разделе 9 настоящих норм, а также требованиями настоящего раздела, учитывающего специфику эксплуатации ГЗС и ПГЗС.
6.2. Для обеспечения нормативных санитарно-гигиенических и противопожарных условий работы, а также выполнения требований охраны окружающей среды, технологические коммуникации и узлы ГЗС должны быть герметичны.
Для обнаружения наличия природного газа в воздушной среде на стационарных ГЗС должны быть оборудованы стационарные, а на передвижных ГЗС - закрепленные на автомобиле газоанализаторы, настроенные на обнаружение концентрации газа (метана) в воздухе в % (20% от нижнего предела взрываемости) и имеющие аварийную сигнализацию по месту с автоматической дистанционной передачей показаний (для стационарной ГЗС) на ЦДП станции. Тип, количество и места установки газоанализаторов определяются на стационарных ГЗС в проекте станции, для передвижных ГЗС - в инструкции по эксплуатации.
6.3. Сброс природного газа в атмосферу (на свечу) при всех регламентированных технологических операциях не должен превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) метана в окружающей воздушной среде.
6.4. В целях охраны окружающей среды на ГЗС следует предусматривать систему закрытого сбора паров СПГ из парового пространства изотермических резервуаров, от предохранительных клапанов, продувок с последующей утилизацией паров в местных системах газоснабжения в соответствии с п. 4.13 настоящего раздела.
6.5. Для защиты от теплового воздействия и тушения открытого пламени при возможном пожаре на ГЗС буферные резервуары и мерные емкости с СПГ должны оборудоваться системой автоматического водяного орошения в соответствии с п.п. 4.11 и 5.10 настоящего раздела.
6.6. Для обеспечения нормальной безаварийной работы ГЗС и ПГЗС следует предусматривать соответствующую световую и звуковую сигнализацию при отклонениях от заданных параметров и режимов основных технологических процессов.
6.7. Для продувок технологического оборудования и коммуникаций газозаправочных станций предусматривать подачу азота из баллонов.
6.8. Компоновка оборудования газозаправочных станций должна обеспечивать свободный доступ для обслуживания и управления процессами приема и выдачи СПГ, а также ремонта и замены отдельных узлов и агрегатов.
6.9. В целях охраны труда обслуживающего персонала и повышения безопасности эксплуатации ГЗС и ПГЗС рекомендуется операции по приему-отпуску СПГ производить в светлое время суток.
Территория ГЗС и оборудованных стоянок ПГЗС, подъездные дороги к ним и непосредственно площадки слива СПГ с транспортных цистерн в стационарные емкости ГЗС и заправки автомобилей должны иметь общее прожекторное и дополнительное местное освещение.
6.10. Генеральный план и строительные решения газозаправочных станций должны разрабатываться с учетом обеспечения защиты близлежащих жилых застроек и обслуживающего персонала станций от шумового фактора, создаваемого, преимущественно, автотранспортными средствами.
Уровни звукового давления на рабочих местах обслуживающего персонала газозаправочных станций не должны превышать предельных значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83. При необходимости следует применять индивидуальные средства противошумовой защиты.
6.11. При производстве операций по приему и выдаче СПГ все транспортные средства, сливо-наливные устройства и трубопроводы должны быть заземлены, двигатели автомашин выключены, вывешены соответствующие предупредительные знаки и приняты все требуемые меры предосторожности.
6.12. При транспортировке СПГ в автоцистернах следует соблюдать требования ГОСТ 19433-81 - "Грузы опасные, классификация и знаки опасности" и "Инструкции о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР N 370 от 1980 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.