Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2017 г. N Ф07-5785/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2017 г. |
Дело N А42-5702/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лущаева С.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Николаевым И.И.
при участии:
от истца: Погодина А.В. - доверенность от 20.01.2016;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен;
2) Миронова Е.Д. - доверенность от 09.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34341/2016) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2016 по делу N А42-5702/2016 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение фонда
социального страхования Российской Федерации
к Государственному областному бюджетному учреждению "Кольский лесхоз"
3-е лица: 1) Министерство имущественных отношений Мурманской области;
2) Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области;
о взыскании
установил:
Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец) (ОГРН 1025100836166, ИНН 5191120200) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Государственному областному бюджетному учреждению "Кольский лесхоз" (далее - ответчик) (ОГРН 1025100587467, ИНН 5105020483) о взыскании капитализированных платежей в размере 4 134 165 руб. 54 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Мурманской области и Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Решением суда от 11.11.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Государственное областное бюджетное учреждение "Кольский лесхоз" и Министерство имущественных отношений Мурманской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом установлено, что на основании постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2006 N 531-ПП "О приеме в государственную собственность Мурманской области федеральных государственных учреждений Агентства лесного хозяйства по Мурманской области как имущественных комплексов" федеральные государственные учреждения, в том числе Кольский и Мончегорский лесхозы, приняты на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области, как имущественные комплексы.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.11.2007 N 575-ПП/22 "О реорганизации государственных областных учреждений - лесхозов, подведомственных комитету по лесному хозяйству Мурманской области" указанные выше лесхозы реорганизованы путем присоединения к государственному областному учреждению "Кольский лесхоз".
Пунктом 2.2 данного постановления установлено, что учреждение "Кольский лесхоз" является правопреемником прав и обязанностей лесхозов в соответствии с передаточными актами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/) ГОУ "Мончегорский лесхоз" 25.04.2008 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником Мончегорского лесхоза стало ГОУ "Кольский лесхоз" (ОГРН 1025100587467, ИНН 5105020483).
Ответчик в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 1 Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации под регистрационным номером 5101050129.
Распоряжением Правительства Мурманской области от 22.04.2016 N 104-РП принято решение о ликвидации ГОУБ "Кольский лесхоз". Указанное решение опубликовано 15.06.2016 в вестнике государственной регистрации N 23 (586).
Кольский и Мончегорский лесхозы имеют обязательства перед гражданами Лебедевым В.И., Турушевым В.М., Самохваловым А.Н., которым был причинен вред здоровью вследствие несчастных случаев на производстве, происшедших в периоды их работы в лесхозах.
Приказом Фонда от 03.08.2010 N 1617-В (в редакции приказа от 19.06.2013 N 1130- В) Лебедеву В.И. назначена ежемесячная страховая выплата.
Приказом Фонда от 01.02.2002 N 49 (в редакции приказа от 15.02.2010 N 402-В) Турушеву В.М. назначена ежемесячная страховая выплата.
Приказом Фонда от 31.03.2009 N 4014-В Самохвалову А.Н. назначена ежемесячная страховая выплата.
В досудебном требовании от 04.07.2016 N 05-15/5105-2678 истец, в связи с принятием решения о ликвидации, предложил ответчику выплатить капитализированные платежи в размере 4 134 165 руб. 54 коп.
Ответчик оставил указанное требование оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ установлено, что при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения.
Согласно пункту 3 Порядка страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4 Порядка).
Пунктом 5 Порядка установлено, что рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю. В соответствии с пунктом 7 Порядка разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон.
При не достижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 63 ГК РФ, истец обратился в ликвидационную комиссию ответчика с требованием о согласовании и установлении размера требования по капитализированным платежам.
В материалы дела представлен расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), а также документы, подтверждающие право лиц на выплату представлены в дело.
Суд первой инстанции, проверив представленный в материалы дела расчет капитализированных платежей, признал его соответствующим требованиям законодательства РФ.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что ГОУ "Мончегорский лесхоз" и ГОУ "Кольский лесхоз" не являются правопреемниками ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз", в связи с чем ГОБУ "Кольский лесхоз" не может нести ответственность за причинение вреда здоровью работников федеральных учреждений.
Апелляционная коллегия не может принять указанную позицию подателя жалобы.
Как следует из постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2006 N 531-ПП федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз" приняты на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области, как имущественные комплексы.
Затем имущественные комплексы были переданы ГОУ "Мончегорский лесхоз" и ГОУ "Кольский лесхоз".
При этом действующее в тот период законодательство не требовало ликвидации государственных учреждений как юридических лиц.
Указанные обстоятельства с учетом положений действующего в соответствующий период законодательства свидетельствуют о том, что ГОУ "Мончегорский лесхоз" и ГОУ "Кольский лесхоз" фактически являлись правопреемниками ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз".
При таких обстоятельствах ответственность за причинение вреда здоровью работников ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз" должен нести ответчик.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что при реорганизации лесхозов спорные права и обязанности переданы какому-либо иному лицу, а не ответчику.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2016 по делу N А42-5702/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5702/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2017 г. N Ф07-5785/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-МУРМАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: государственное областное бюджетное учреждение "Кольский лесхоз"
Третье лицо: ерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, нистерство имущественных отношений Мурманской области, Бердник Эдуард Викторович, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МУРМАНСКУ