Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-7430/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 марта 2017 г. |
Дело N А40-167956/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Орелтеплоцентр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2016 г.
по делу N А40-167956/16,
принятому судьей Каменской О.В. (шифр судьи 21-1489)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Орелтеплоцентр"
(ОГРН 1065742017582, 302006, Орловская обл., г. Орел, ул. Московская, д. 155 А,
литер Б)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19),
Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037715046467, 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр. 9)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Чикин А.Н. по доверенности от 09.01.2014;
от ответчика 1: Харламов А.В. по доверенности от 17.10.2016;
от ответчика 2: Казьмина О.Ю. по доверенности от 31.10.2016
УСТАНОВИЛ:
ООО "Орелтеплоцентр" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 3 638 493 руб. 67 коп., а также пени в сумме 1 883 354 руб.29 коп..
Решением суда от 15.12.2016 года с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в пользу ООО "Орелтеплоцентр" взыскан долг в сумме 3 638 493 руб. 67 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 41 192 руб. 46 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ООО "Орелтеплоцентр" не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ООО "Орелтеплоцентр", на основании договоров, заключенных с Управляющими компаниями на техническое обслуживание и текущий ремонт котельных многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: N 2 по ул. 5-й Орловской стрелковой дивизии г.Орла; N 4 по ул. 5-й Орловской стрелковой дивизии г.Орла; N 6 по ул. 5-й Орловской стрелковой дивизии г.Орла; N 1 но ул. Орелстроевской г.Орла; N 41"б" по ул. Раздольная г.Орла; N 10 по Бульвару Молодежи г.Орла; N 12 по Бульвару Молодежи г. Орла; N 3 но ул. Алроса г.Орла; N 5 по ул.Алроса г.Орла; N 62 по ул.Планерной г.Орла, обеспечило круглосуточное техническое обслуживание, технический ремонт указанных котельных, а так же отопление и горячее водоснабжение квартир принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и находящихся первоначально в оперативном управлении Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Орловская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, а после реорганизации путем присоединения в оперативном управлении ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России за период с 01.05.2013 года по 31.10.20145 года в сумме 3 638 493 руб. 67 коп..
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными истцом договорами.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Принимая решение о взыскании задолженности с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, суд первой инстанции исходил из того, что спорные квартиры находятся в оперативном управлении ответчика и требования к Минобороны России предъявлены неправомерно.
Между тем выводы суда первой инстанции в указанной части не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку в данном случае иск предъявлен истцом к Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности как к собственнику нежилых помещений, а не как к основному должнику.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункта 2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Истцом также было предъявлено требование о взыскании пени за период с 11.06.2013 года по 10.11.2016 года в сумме 1 883 354 руб.29 коп..
Поскольку со стороны ответчиков не представлены доказательства по оплате жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг в установленный ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, то требования истца о взыскании пени на основании ч.14 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, также правомерны.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2016 г. по делу N А40-167956/16 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Орелтеплоцентр" (ОГРН 1065742017582) задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги в сумме 3 638 493 (три миллиона шестьсот тридцать восемь тысяч четыреста девяносто три) руб.67 коп., пени в сумме 1 883 354 (один миллион восемьсот восемьдесят три тысячи триста пятьдесят четыре) руб.29 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 50 662 (пятьдесят тысяч шестьсот шестьдесят два) руб., и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167956/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2017 г. N Ф05-7430/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО орелтеплоцентр
Ответчик: Министерство обороны РФ, Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны РФ, ФГКУ ЦТУ Имущественных отношений МО РФ