Инструкция об организации и осуществлении надзора и контроля за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов
РД-14-02-2006
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 июля 2006 г. N 734)
Дата введения 31 июля 2006 г.
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ, Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
2. Инструкция определяет организацию и порядок осуществления государственного надзора и контроля за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых веществ и средств инициирования (далее - взрывчатые материалы).
Инструкция также разграничивает полномочия между центральным аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и ее территориальными органами* по организации и осуществлению надзорной и контрольной деятельности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов.
3. Требования настоящей Инструкции являются обязательными для работников Службы, на которых возлагаются организация и осуществление надзора и контроля за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов.
4. В настоящей Инструкции под государственным надзором и контролем следует понимать организуемую и осуществляемую Службой в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения организациями, должностными лицами и гражданами, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, лицензиями и разрешениями Службы требований к обеспечению безопасности поднадзорных ей объектов, а также по применению законодательно предусмотренных санкций в случаях нарушения указанных требований (далее - законодательно предусмотренные санкции).
Государственный надзор и контроль состоит из совокупности следующих реализуемых в установленном порядке форм:
- получение и анализ информации организаций, имеющих в своем ведении поднадзорные Службе опасные производственные объекты, об обеспечении и состоянии безопасности указанных объектов;
- организация и проведение проверок деятельности предприятий и организаций (далее - организации) по выполнению касающихся взрывчатых материалов положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности;
- применение законодательно предусмотренных санкций.
5. Контрольная и надзорная деятельность Службы должна быть направлена на соблюдение государственных интересов, предупреждение (в пределах компетенции) незаконного оборота взрывчатых материалов и возможного их использования в преступных и террористических целях, выявление и профилактику причин и условий возникновения аварий и травматизма при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, а также проверку выполнения соответствующими организациями требований по обеспечению безопасности на различных этапах работ со взрывчатыми материалами.
6. Государственный надзор и контроль осуществляется во всех организациях при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, при изготовлении оборудования и приборов, используемых при производстве взрывчатых материалов и взрывных работах, а также в проектных, научно-исследовательских и учебных организациях, связанных с производством, хранением и применением взрывчатых материалов или (и) подготовкой персонала для взрывных работ.
II. Основные принципы государственного надзора и контроля за безопасностью при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов
7. В основу организации осуществляемого Службой государственного надзора и контроля (далее - надзор) за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов положены следующие принципы:
- независимость Службы при выполнении ею своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с производством, транспортированием, хранением и применением взрывчатых материалов;
- разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность по производству, транспортированию, хранению и применению взрывчатых материалов, и надзор за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов (ответственность за обеспечение безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов несут организации, производящие, транспортирующие, хранящие и применяющие взрывчатые материалы, а ответственность за полное и качественное осуществление надзора - специально уполномоченный орган в области промышленной безопасности в лице Службы). Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации, несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг;
- открытость информации о надзоре за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов (обеспечение доступности информации о состоянии промышленной безопасности и о надзоре за обеспечением безопасности, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну);
- взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и другими органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов;
- дифференцированный подход к выбору объемов и форм надзора за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов в зависимости от потенциальной опасности и достигнутого уровня безопасности объектов, состояния их сооружений, систем и элементов;
- осуществление надзора за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, производящих, транспортирующих, хранящих и применяющих указанные материалы.
III. Структурное обеспечение надзора
8. Организация надзора и контроля за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, а также методическое руководство деятельностью территориальных органов Службы по осуществлению соответствующего надзора и контроля возлагается на Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы (в состав которого входит специальное подразделение - отдел по надзору за производством, хранением и применением взрывчатых веществ и средств инициирования).
9. Полномочия Управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами устанавливаются в Положении об Управлении.
Задачи и обязанности отдела по надзору за производством, хранением и применением взрывчатых веществ и средств инициирования определяются Положением об этом отделе, а права, обязанности и ответственность его работников - соответствующими должностными регламентами.
10. Деятельность Управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами организуется во взаимодействии с территориальными органами Службы, правоохранительными органами и иными федеральными органами исполнительной власти и организациями, связанными с обеспечением промышленной безопасности и сохранности взрывчатых материалов при их производстве, транспортировании, хранении и применении, включая научно-исследовательские, проектные и экспертные организации, а также с управлениями и отделами центрального аппарата Службы.
11. Для организации и осуществления надзора на опасных производственных объектах, на которых производятся, транспортируются, хранятся и применяются взрывчатые материалы, в зависимости от количества и расположения поднадзорных объектов, номенклатуры, объемов производства и потребления взрывчатых материалов, характера и степени сложности взрывных работ, в территориальных органах Службы могут быть образованы специализированные инспекции (отделы), группы инспекторов либо назначены главные государственные инспекторы по надзору за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов.
12. Решение об образовании инспекции (отдела), специализирующейся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов в составе конкретного территориального органа, принимается руководителем территориального органа Службы (далее - территориальный орган) и утверждается руководителем Службы.
Положение о вышеуказанной инспекции (отделе) утверждает руководитель территориального органа.
Местонахождение инспекции (отдела), перечень организаций и объектов, на которые распространяется ее деятельность, определяет руководитель территориального органа.
Начальник инспекции (отдела) подчиняется руководителю территориального органа, в состав которого входит инспекция. Руководители специализированной группы или главные государственные инспекторы, специализирующиеся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов, подчиняются начальнику того подразделения, в штате которого они состоят.
Методическое руководство работой специализированных инспекций (отделов), групп государственных инспекторов и главных государственных инспекторов в составе территориального органа, специализирующихся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов, возлагается на Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы.
Специализирующиеся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) выполняют свои обязанности в соответствии с должностными регламентами, утвержденными руководителями соответствующих территориальных органов.
При разработке должностных регламентов необходимо иметь в виду, что на указанных работников возлагается ряд дополнительных специальных обязанностей в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
13. При отсутствии в территориальном органе поднадзорных объектов, связанных с производством взрывчатых материалов, обязанности по надзору за безопасностью транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов могут быть возложены на государственных инспекторов горных отделов и инспекций территориального органа, совмещающих надзор за обеспечением безопасности взрывных работ с другими видами надзора.
14. Независимо от наличия в составе территориального органа инспекций (отделов) и инспекторов, специализирующихся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов, руководители территориальных органов обязаны обеспечить надлежащий государственный надзор и контроль за безопасностью взрывных работ и сохранностью взрывчатых материалов на поднадзорных объектах горных, нефтегазодобывающих и других организаций.
IV. Планирование работы
15. Мероприятия по контролю и надзору за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов отражаются в планах работы территориальных органов, разработанных согласно требованиям Положения о планировании в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-11-2004).
16. В годовые планы работы территориальных органов в части, касающейся взрывчатых материалов, в числе прочих пунктов целесообразно включать в раздел "Осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности Службы":
- мероприятия, предусмотренные планом работы Службы по вопросам промышленной безопасности;
- меры по проверке выполнения приказов и постановлений Службы по вопросам промышленной безопасности, в т.ч. касающихся деятельности конкретного территориального органа;
- решение вопросов надзорной деятельности в области промышленной безопасности с участием руководителей или аппарата управления территориального органа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов;
- проведение в организациях целевых и комплексных проверок состояния промышленной безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, комиссиями возглавляемыми руководителями территориальных органов.
Кроме того, планирование деятельности территориального органа по вопросам надзора за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов необходимо осуществлять с учетом ежегодных анализов состояния промышленной безопасности и сохранности взрывчатых материалов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
17. Основой при выполнении указанных анализов являются: акты, предписания, отчеты о контрольной и надзорной работе главных государственных инспекторов, государственных инспекторов; результаты оперативных, целевых и комплексных проверок; сведения о ходе выполнения мероприятий по обеспечению сохранности взрывчатых материалов; акты расследований причин аварий и несчастных случаев при обращении со взрывчатыми материалами; акты технических расследований утрат взрывчатых материалов; соответствующие анализы, ежегодно выполняемые Службой.
18. Анализ состояния промышленной безопасности и сохранности взрывчатых материалов проводится с целью выявления и устранения недостатков в организации и осуществлении надзора в области промышленной безопасности, а также устранения причин, способствующих возникновению аварий, травм и утрат взрывчатых материалов. На основании результатов анализов в территориальном органе и Управлении по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами определяются задачи, подлежащие решению, а также включению их в план работы.
19. В квартальных планах работы территориальных органов конкретизируются мероприятия по осуществлению надзора за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов и уточняются сроки их выполнения, намеченные годовым планом работ, а также вносятся изменения или дополнения с учетом указаний и заданий Службы, анализа аварийности, травматизма и сохранности взрывчатых материалов за предыдущий период.
20. Главные государственные и государственные инспекторы, специализирующееся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов, на основании утвержденных планов работ должны составлять для себя квартальные или месячные планы работы с указанием даты проведения проверок на отдельных опасных производственных объектах. При составлении планов необходимо учитывать установленные территориальным органом нормативы обследований подконтрольных объектов, а также предусматривать резерв рабочего времени (по усмотрению утверждающего план) для проведения экстренных внеочередных проверок.
V. Организация и проведение проверок деятельности организаций по выполнению касающихся взрывчатых материалов** положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности
V.I. Виды проверок. Их периодичность и продолжительность
21. Проверки выполнения касающихся взрывчатых материалов положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организациях при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов по объему проверяемых вопросов подразделяются на оперативные, целевые и комплексные.
22. Под оперативной проверкой следует понимать проверку выполнения касающихся взрывчатых материалов положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности применительно к отдельным элементам опасного производственного объекта (цехам, участкам, площадкам и иным производствам взрывчатых материалов, включая смесительно-зарядные машины по производству взрывчатых веществ, складам взрывчатых материалов, средствам транспортирования взрывчатых материалов, автомобильным и железнодорожным погрузочно-выгрузочным площадкам и т.п.).
23. Под целевой проверкой следует понимать проверку выполнения касающихся взрывчатых материалов положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по одному из связанных с указанными материалами направлений ее деятельности (соблюдение технологического процесса, эксплуатация оборудования, учет и хранение взрывчатых материалов, разработка организационно-распорядительных и нормативно-технических документов, обучение и аттестация персонала и др.).
24. Под комплексной проверкой следует понимать проверку выполнения касающихся взрывчатых материалов положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по всем направлениям ее деятельности, связанной с указанными материалами.
25. При всех видах проверок в обязательном порядке контролируется исполнение организационных и технических требований по обеспечению сохранности взрывчатых материалов, а при наличии надлежащих оснований - и соответствие фактического наличия указанных материалов учетным данным.
26. Указанные в п. 21 настоящей Инструкции проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом работы территориального органа, а внеплановые - по решению руководителя территориального органа, принимаемому, как правило, в связи с резким ростом в той или иной организации количества нарушений требований промышленной безопасности, учащением в ней случаев травматизма персонала и утрат взрывчатых материалов и др.
О плановой проверке соответствующая организация уведомляется в порядке, установленном п. 39 настоящей Инструкции.
О внеплановой проверке соответствующая организация не уведомляется.
27. Решение о проведении оперативной проверки принимается начальником соответствующей инспекции (отдела) территориального органа и оформляется его письменным распоряжением, в котором определяются:
а) основание для проведения проверки;
б) цели проверки, даты ее начала и окончания;
в) объем проверки (излагаемый в соответствии с п. 31 настоящей Инструкции);
г) место (места) проведения проверки;
д) количество подготавливаемых экземпляров акта проверки и адреса их рассылки.
В распоряжении определяются также персональный состав группы проверки (с указанием старшего группы). В отдельных случаях по распоряжению руководителя территориального органа оперативные проверки могут проводиться государственным инспектором с выполнением требований настоящей Инструкции.
28. К проведению проверки допускаются инспектора, специализирующиеся на надзоре за производством, транспортированием, хранением и применением взрывчатых материалов, и инспектора, в должностных обязанностях которых указанный вид надзора совмещен с другими видами надзора.
Старшим группы по проведению оперативной проверки назначается работник в должности не ниже главного государственного инспектора, специализирующийся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов, имеющий при этом достаточный опыт участия в проверках, проводимых по этому направлению надзора.
29. Целевые и комплексные проверки проводятся комиссионно. Решение о проведении проверки того и другого вида (независимо от ее планового или внепланового характера) принимается руководителем территориального органа и оформляется его письменным приказом, в котором определяются:
а) основание для проведения проверки;
б) цели проверки, даты ее начала и окончания;
в) объем проверки (излагаемый в соответствии с требованиями п. 31 настоящей Инструкции);
г) место (места проведения проверки);
д) количество подготавливаемых экземпляров акта проверки и адреса их рассылки.
В приказе определяется также персональный состав комиссии (с указанием ее председателя).
30. К проведению целевой и комплексной проверки допускается инспекторский состав, указанный в п. 28 настоящей Инструкции, и (при необходимости и по согласованию) специально уполномоченные сотрудники органов ФСБ и МВД России.
Председателем комиссии по проведению целевой и комплексной проверки назначается один из заместителей руководителя территориального органа или начальник инспекции (отдела) территориального органа, на которую в установленном порядке возложен надзор за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов.
31. Объем проверки, подлежащий определению в распоряжении и приказе, предусмотренных соответственно в пп. 27 и 29 настоящей Инструкции, определяется конкретными пунктами программ проведения оперативных, целевых и комплексных проверок состояния промышленной безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, разработанных с учетом методических указаний территориального органа и (или) Управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами.
32. В части, касающейся периодичности и продолжительности проверок, необходимо исходить из следующих рекомендательных норм:
Вид проверки |
Норма периодичности проверки |
Норма продолжительности проверки |
Оперативная |
Не реже четырех раз в год |
До двух дней |
Целевая |
Не реже одного раза в год |
До четырех дней |
Комплексная |
Не реже одного раза в два года |
До семи дней |
33. Руководитель территориального органа, сообразуясь с вышеуказанными нормами, принимает на каждый предстоящий год решение о конкретных нормах периодичности и продолжительности всех установленных в настоящей Инструкции видов проверок, принимая во внимание при этом общий уровень обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных территориальному органу объектах производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов, имеющуюся информацию об имевших место серьезных нарушениях требований промышленной безопасности на отдельных объектах, фактическую численность инспекторов, специализирующихся на соответствующем направлении надзорной деятельности, и прогнозируемые возможности финансового обеспечения их командирования для проведения проверок.
V.II. Подготовка к проведению проверок
34. До проведения оперативной проверки старший группы проверки (для целевой и комплексной проверок - председатель комиссии по проверке) обязан обеспечить силами работников, переходящих на время проверки в его подчинение, подготовку проекта распоряжения, предусмотренного в п. 27 настоящей Инструкции, или проекта приказа, предусмотренного в п. 29 настоящей Инструкции, а после подписания распоряжения или приказа - составление программы соответствующей проверки (далее - рабочая программа).
35. Рабочая программа является основным документом, определяющим организацию и проведение предстоящей проверки, и должна составляться на основе программ, указанных в п. 31 настоящей Инструкции, с обязательным учетом при этом особенностей деятельности проверяемой организации и специфики функционирования находящихся в ее ведении объектов.
36. В рабочей программе в соответствии с намеченными целями определяются все подлежащие проверке вопросы, проверяемые подразделения соответствующей организации и сроки проведения проверок, при этом в случае участия в проверке представителей других органов государственной безопасности и правоохранительных органов для каждого из этих органов должен быть предусмотрен специальный раздел с относящимися к его компетенции вопросами, подлежащими проверке (указанные вопросы формулируются по исходной информации соответствующего органа).
К рабочей программе прилагается перечень документов (приказов, положений, инструкций, актов, отчетов, справок и т.п.), подлежащих представлению руководителем проверяемой организации старшему группы проверки (председателю комиссии по проверке).
Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их выполнения не должны приводить в процессе проверки к снижению безопасности проверяемых производств и объектов, а также к уменьшению надежности их физической защиты.
37. Рабочая программа плановой и внеплановой проверки оформляется в двух экземплярах, при этом ее подлинный экземпляр предназначается для лиц, проводящих проверку, а копия - для руководителя проверяемой организации.
38. Рабочую программу утверждает должностное лицо, принявшее решение о проведении соответствующей проверки.
39. После утверждения рабочей программы работники, указанные в п. 28 настоящей Инструкции, подготавливают для руководителя проверяемой организации уведомление о предстоящей проверке и представляют его на подпись руководителю территориального органа (лицу, исполняющему его обязанности) или заместителю руководителя территориального органа, организующему и координирующему направление надзора за промышленной безопасностью при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов.
Уведомление должно содержать:
- основание для проведения проверки;
- цель проверки и сроки ее проведения;
- перечень документов, которые должны быть представлены проверяющим лицам, в том числе указанные в п. 40 настоящей Инструкции;
- просьбу о создании необходимых условий для проведения проверки.
К уведомлению прилагается копия утвержденной рабочей программы (только для случая плановой проверки).
Уведомление о предстоящей плановой проверке должно быть направлено в проверяемую организацию не позднее, чем за 10 дней до ее начала.
О внеплановой проверке уведомление не составляется, а копия утвержденной рабочей программы передается старшим группы проверки (председателем комиссии по проверке) руководителю проверяемой организации непосредственно перед началом проверки.
40. Для надлежащего документационного обеспечения проводимой проверки в распоряжении группы проверки (комиссии по проверке) должны быть следующие документы (в копиях):
- зарегистрированный в установленном порядке учредительный документ и официально утвержденная структура проверяемой организации (далее в настоящем пункте - организация);
- условия лицензий (разрешений), выданных Службой организации на право осуществления ею установленных видов деятельности;
- акты о результатах предыдущих проверок деятельности организации;
- ранее выданные организации предписания должностных лиц Службы и информация организации об исполнении этих предписаний;
- сведения об имевших место на объектах организации авариях и инцидентах (в части, относящейся к взрывчатым материалам), их количестве, причинах возникновения, принятых мерах, а также об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов;
- программы обеспечения качества выполняемых организацией работ;
- акты расследования обстоятельств и причин, вызвавших аварии, инциденты, утраты взрывчатых материалов и иные серьезные нарушения в работе находящихся в ведении организации объектов.
41. При подготовке к проверке члены группы проверки (комиссии по проверке) обязаны изучить:
- рабочую программу и документы, перечисленные в п. 40 настоящей Инструкции;
- законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к осуществлению деятельности, являющейся предметом предстоящей проверки, и к обеспечению безопасности находящихся в ведении организации объектов;
- настоящую Инструкцию;
- организационно-распорядительные документы Службы, изданные по вопросам инспекционной деятельности.
Особое внимание при этом должно быть уделено тщательному изучению рабочей программы и полному уяснению всех содержащихся в ней вопросов.
V.III. Проведение проверок
42. Непосредственно перед началом проверки старший группы проверки (председатель комиссии по проверке) должен провести с руководящим составом проверяемой организации совещание, в процессе которого он обязан:
- познакомиться лично и познакомить проверяющих лиц с руководящим составом проверяемой организации (далее в настоящем пункте - организация);
- заслушать информацию руководителя организации или проверяемого структурного подразделения об общем состоянии безопасности находящихся в его ведении производств и объектов, связанных со взрывчатыми материалами, и принимаемых мерах по повышению уровня безопасности этих производств и объектов;
- ознакомиться с информацией представителя службы безопасности (охраны) о порядке входа на территорию организации (объектов) и выхода с нее, установленной системе посещения административных, производственных или иных зданий (цехов, помещений), ограничениях при перемещении проверяющих лиц по территории организации и подлежащих соблюдению ими режимных требованиях;
- убедиться в полноте номенклатуры документов организации, подготовленных для представления проверяющим лицам;
- рассмотреть предложение руководителя организации о рабочем месте группы проверки (комиссии по проверке) и принять соответствующее решение;
- предоставить возможность руководящему составу организации и проверяющим лицам высказать соображения (задать вопросы), касающиеся общей организации предстоящей проверки и деталей ее проведения.
43. В соответствии с рабочей программой и с учетом результатов совещания, проведенного согласно требованиям п. 42 настоящей Инструкции, группа проверки (комиссия по проверке) составляет календарный план проверки, в котором указываются мероприятия, подлежащие выполнению в процессе проверки планируемые даты их проведения и фамилии проверяющих лиц, которым поручено выполнение конкретных мероприятий***.
Календарный план проверки утверждается старшим группы проверки (председателем комиссии по проверке) и в возможно короткий срок доводится до руководителя проверяемой организации.
44. Перед началом проверки все проверяющие лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке получить необходимую форму допуска, установленную для проверяемого объекта, индивидуальные средства защиты (если в этом есть необходимость).
45. Все проверки (на каких бы объектах и в каких бы местах проверяемой организации они ни предусматривались) должны проводиться в присутствии ответственных представителей проверяемой организации.
46. С учетом режима рабочего времени организации различные виды проверок могут осуществляться в любое время суток, в том числе в вечерние и ночные смены, выходные и праздничные дни. При этом проверки в организации могут сопровождаться непрерывным надзором за производством или применением взрывчатых материалов, в ходе которого инспекторским составом контролируется состояние промышленной безопасности в каждую смену в течение суток или нескольких дней.
47. Во всех случаях, независимо от видов проверок, инспекторский состав обязан:
- выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на состояние промышленной безопасности и сохранность взрывчатых материалов;
- оценивать уровень организационного и технического обеспечения безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов (в том числе деятельность инженерных служб, служб производственного контроля и охраны) и осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.
48. При проверках объектов и производств должностные лица Службы должны выявлять все имеющиеся нарушения требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, проверять выполнение на местах работ ранее выданных предписаний.
49. При выявлении нарушений, не представляющих угрозы жизни и здоровью людей, и которые могут быть устранены в процессе ведения работ, должностные лица Службы могут установить срок устранения нарушений и потребовать от руководителей организации разработки и применения дополнительных мер по безопасности работ.
50. По окончании проверки старший группы проверки (председатель комиссии по проверке) должен провести с руководящим составом проверенной организации итоговое совещание, в процессе которого он обязан:
- довести до руководящего состава выводы по результатам проверки и выявленные при ее проведении основные недостатки (нарушения) с указанием причин и условий, способствовавших их возникновению;
- дать ответы на вопросы руководителя и иных должностных лиц организации по поводу проведенной проверки;
- вручить руководителю организации (под его роспись) подлинный экземпляр акта о результатах проведенной проверки.
V.IV. Оформление результатов проверок
51. По результатам оперативной, целевой и комплексной проверки группой проверки (комиссией по проверке) должен быть составлен акт о результатах проверки деятельности организации по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
52. Время, требующееся для составления акта, должно определяться с таким расчетом, чтобы он был готов к подписанию до начала итогового совещания, предусмотренного п. 50 настоящей Инструкции.
53. В части количества подготавливаемых экземпляров акта и адресов их рассылки необходимо руководствоваться сведениями, содержащимися в распоряжении или приказе, предусмотренном соответственно пунктами 27 и 29 настоящей Инструкции.
54. Первый экземпляр акта вручается руководителю проверенной организации под его роспись.
55. Если руководитель проверенной организации не согласен с существом акта и (или) содержащимися в нем констатациями и предложениями (включая сроки реализации предложений) и не подписывает его, то члены группы проверки (комиссии по проверке) производят соответствующую запись в акте и подтверждают ее своими подписями. Такой акт незамедлительно передается руководителю территориального органа.
VI. Предписания и контроль их исполнения
56. Предписание - документ, содержащий обязательные для исполнения требования об устранении выявленных при осуществлении надзора нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - нарушения) с указанием сроков устранения нарушений, выдаваемый уполномоченными на то должностными лицами Службы руководителю организации, осуществляющей деятельность в вышеуказанной области.
57. Предписание составляется по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящей Инструкции. Форма предписания является единой для всех видов проверок деятельности организаций, имеющих в своем ведении поднадзорные Службе опасные производственные объекты.
58. В зависимости от серьезности выявленных нарушений предписание может составляться безотлагательно (непосредственно после их выявления в процессе проверки) или до конца рабочего дня, в течение которого выявлены эти нарушения.
Если выявленные нарушения по своим прогнозируемым последствиям не требуют принятия мер по их оперативному устранению, то предписание допускается составлять по окончании проверки (с изложением в нем всех нарушений, выявленных за время ее проведения).
59. Предписание составляется в трех экземплярах, которые предназначаются:
- для руководителя проверяемой организации (первый экземпляр);
- для территориального органа Службы, на территории деятельности которого расположена проверяемая организация (второй экземпляр);
- для должностного лица (одного из должностных лиц) Службы, подписавшего предписание (третий экземпляр).
При участии в проверке представителей других органов и организаций количество экземпляров предписания по их просьбе может быть увеличено.
60. Предписание должно быть вручено руководителю проверяемой организации:
- в случаях, указанных в первом абзаце п. 58 настоящей Инструкции, - в минимально возможный срок после его составления;
- в случаях, указанных во втором абзаце п. 58 - не позднее времени начала итогового совещания, предусмотренного п. 50 настоящей Инструкции.
61. Если выявленные нарушения устранены в процессе проверки, сведения о них в предписание не вносятся (такие сведения должны отражаться в акте о результатах проверки).
62. Контроль исполнения выданного предписания осуществляется путем анализа содержания представляемого проверенной организацией уведомления об исполнении предписания и (или) проведения очередной (плановой) проверки ранее проверенной организации.
Контроль исполнения выданного предписания может осуществляться посредством целевой проверки этого вопроса (с непосредственным выездом должностного лица Службы в соответствующую организацию).
63. В случае выявления факта невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) должностное лицо Службы обязано потребовать от руководителя организации письменное объяснение.
Если причина невыполнения предписания (или его отдельных пунктов) не может быть признана уважительной, то в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно), должностное лицо Службы производит временный запрет деятельности структурных подразделений организации, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке указанном в подп. "б" п. 66 настоящей Инструкции. Последующее возобновление деятельности (работ) осуществляется на основании решения суда.
64. В случае невыполнения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам допускается продление срока выполнения предписания на устанавливаемый руководством территориального органа период, при условии представления руководителем организации обоснования продления срока и разработки организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ на опасном производственном объекте до устранения нарушений, указанных в предписании.
VII. Взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и другими органами исполнительной власти
65. Взаимодействие территориальных органов Службы с территориальными органами Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры в части вопросов, связанных с надзором за промышленной безопасностью при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, организуется и осуществляется в соответствии с законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с этими актами соглашениями и иными документами о взаимодействии Службы с вышеупомянутыми федеральными органами исполнительной власти.
VIII. Санкции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
66. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору его должностным лицам предоставлено право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений, а именно:
а) выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;
б) производить временный запрет деятельности. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, наступления техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно. Временный запрет деятельности должен оформляться специальным протоколом, форма которого приведена в приложении N 3;
в) приостанавливать действие выданных организациям (юридическим лицам) Службой или ее территориальными органами лицензий на право распространения, производства, хранения и применения взрывчатых материалов в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу и на срок административного приостановления деятельности лицензиата;
г) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы с предложениями о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
д) применять в отношении организаций (юридических лиц) административные наказания в виде административных штрафов за нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых материалов на опасных производственных объектах. Формы протокола об административном правонарушении в отношении физического (юридического) лица и постановления о назначении административного наказания приведены в приложениях N 4 и N 5;
е) вносить представления руководителям организаций об отстранении от работы (о несоответствии занимаемой должности руководителя (специалиста)) работников:
1) допустивших нарушение установленного порядка, производства, хранения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов, которое привело или могло привести к несчастному случаю, аварии или утрате взрывчатых материалов;
2) не имеющих права технического руководства горными и взрывными работами;
3) не прошедших в установленном порядке проверку знаний в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
67. В центральном аппарате от имени Службы дела об административных правонарушениях рассматривают:
- руководитель Службы или лицо, исполняющее его обязанности, заместители руководителя;
- начальники управлений и их заместители, начальники отделов в составе управлений и их заместители и другие должностные лица, осуществляющие функции контроля, в пределах своей компетенции.
68. В территориальных органах Службы дела об административных правонарушениях рассматривают:
- руководители территориальных органов и их заместители;
- начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
69. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, должностное лицо Службы, рассматривающее дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению этих причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть поступившее представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу Службы, вынесшему представление (ст. 29.13 КоАП РФ).
IX. Основные принципы применения санкций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
70. Должностные лица Службы и ее территориальных органов должны эффективно использовать предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по применению санкций. Применение санкций должно быть, прежде всего, направлено на предупреждение нарушений требований к обеспечению безопасности, что в конечном итоге способствует предупреждению возможных негативных последствий использования взрывчатых материалов.
71. При установлении процедур и применении санкций следует руководствоваться следующими положениями и принципами:
- санкции применяются к юридическим лицам и гражданам, которые в силу возложенных на них обязанностей и ответственности, а также предоставленных полномочий должны обеспечивать соблюдение требований к обеспечению безопасности и соблюдать их;
- выявленные должностным лицом Службы правонарушения требований к обеспечению безопасности влекут за собой оформление в установленном порядке протокола об административном правонарушении, а при определенных условиях - применение санкций, указанных в подп. "б", "г", "д", "е" п. 66 настоящей Инструкции;
- применение той или иной санкции, ее значимость должны соответствовать характеру и степени влияния допущенных нарушений на обеспечение безопасности, при этом необходимо учитывать повторяемость нарушений после ранее принятых мер;
- применение санкций должностными лицами Службы должно осуществляться в гласном порядке;
- осуществляющие управленческие функции должностные лица организаций и объектов, на которых производятся, транспортируются, хранятся и применяются взрывчатые материалы, несут ответственность за действия подчиненных им работников (персонала).
X. Основные требования к порядку и процедурам применения санкций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
72. Приостановка действия выданных Службой или ее территориальными органами лицензий на право производства, распространения, хранения и применения взрывчатых материалов осуществляется согласно требованиям подп. "в" п. 66, если иные меры и санкции не могут достичь требуемого эффекта.
73. Применение должностными лицами Службы административных наказаний в отношении юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализации административного наказания должен предшествовать выбор решения о его применении к отдельному лицу, нескольким лицам или к организации в целом. Критерием принятия решения может служить причина или условия, приведшие к нарушениям. Если данные причины или условия являются следствием сложившегося в организации порядка, то административное наказание применяется к организации, что не исключает возможности одновременного применения административного наказания к виновным гражданам и должностным лицам.
74. Направление правоохранительным органам материалов о нарушениях должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, требований норм и правил в области промышленной безопасности, условий действия лицензий (разрешений) при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, содержащих признаки преступлений, осуществляется согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
XI. Учет и анализ результатов государственного надзора и контроля за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов
75. Важным условием обеспечения эффективности надзорной и контрольной деятельности за безопасностью при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов (далее - надзорной деятельности) является накопление, анализ и комплексное использование информации о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов, в части касающейся взрывчатых материалов (далее - информации).
Результаты надзорной деятельности накапливаются, учитываются и анализируются подразделениями центрального аппарата Службы, территориальных органов Службы, специализирующимися на надзоре за производством, транспортированием, хранением и применением взрывчатых материалов в целях последующего использования в процедурах государственного регулирования промышленной безопасности и для совершенствования надзора.
Накопление, учет и анализ информации осуществляются в территориальных органах и в Управлении по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы.
Сбор такой информации осуществляется по результатам проверок опасных производственных объектов, на основании деклараций промышленной безопасности, отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций, заключений экспертизы промышленной безопасности, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.
76. Учет и анализ результатов надзора за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов осуществляется:
- каждым инспектором территориального органа, специализирующимся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов;
- каждым подразделением территориального органа специализирующимся на надзоре за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов;
- Управлением по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы.
77. Учету и анализу подлежат:
- акты, предписания, выдаваемые по результатам проверок организаций в соответствии с гл. V настоящей Инструкции;
- уведомления организаций об устранении выявленных должностными лицами Службы нарушений правил и норм промышленной безопасности;
- постановления и иные материалы по применению санкций;
- отчеты территориальных органов Службы и другая информация, характеризующая эффективность надзорной деятельности;
- информация, представляемая эксплуатирующими организациями об организации производственного контроля в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263, в том числе содержащая результаты выполнения плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, проведения проверок службами производственного контроля состояния обеспечения промышленной безопасности, устранения нарушений, выполнения предписаний Службы, описание аварий и несчастных случаев, происшедших на опасном производственном объекте, анализ причин их возникновения и принятые меры, результаты подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других работников в области промышленной безопасности, занятых на опасных производственных объектах и др.;
- акты проверок деятельности по государственному надзору и контролю инспекторов и подразделений территориальных органов, а также документы о выполнении предложений по этим актам.
78. Для обеспечения отчета и проведения анализа:
- все выдаваемые комиссиями, инспекторами акты и предписания подлежат направлению в территориальные органы;
- территориальные органы направляют в Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами:
1) копии актов и предписаний по результатам проведенных территориальными органами комплексных проверок;
2) сведения по установленным формам отчетности о всех проведенных проверках и результатах их анализа (в соответствии с Положением об отчетности по основной деятельности в системе Федерального горного и промышленного надзора России (РД 04-631-04);
3) сведения о применении санкций.
При анализе деятельности по надзору учитываются результаты расследований несчастных случаев на производстве, технических расследований причин аварий на опасных производственных объектах, технических расследований и учета утрат взрывчатых материалов.
В процессе анализа результатов надзора должны рассматриваться следующие вопросы:
- учет всей полноты вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Службы, в части касающейся взрывчатых материалов, при проведении проверок;
- эффективность проведенных проверок и правильность сделанных выводов о причинах и условиях выявленных нарушений;
- объективность выданных предписаний, а также достаточность примененных санкций;
- оценка причин невыполнения предписаний и эффективность примененных при этом санкций.
79. По результатам анализа надзорной деятельности разрабатываются и реализуются в планах работ Службы меры по ее совершенствованию и повышению эффективности, а также должны предусматриваться:
- разработка и направление в эксплуатирующие и иные организации информационных писем;
- назначение комиссий для проверки полноты и правильности представленной информации и установления на месте причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований к обеспечению безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов;
- выдача в установленном порядке предписаний должностным лицам эксплуатирующих и иных организаций, принятие постановлений Службы, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности при осуществлении работ при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов, а также применение предусмотренных законодательством Российской Федерации санкций.
Накопление и анализ указанной информации, а также обмен ею между территориальными органами и структурными подразделениями центрального аппарата Службы осуществляется с использованием государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ).
______________________________
* Под территориальными органами Службы следует понимать Межрегиональные территориальные управления технологического и экологического надзора, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору и Управления по технологическому и экологическому надзору.
** Под касающимися взрывчатых материалов положениями и требованиями имеются в виду положения и требования, касающиеся производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов.
*** Под мероприятиями, подлежащими выполнению в процессе проверки, понимаются как мероприятия инспекционного характера (контроль, измерения и т.п.), так и организационные мероприятия (совещания и т.п.), при этом в число организационных мероприятий в обязательном порядке включается составление акта о результатах проверки с указанием отводимого для этого времени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 31 июля 2006 г. вводится в действие Инструкция об организации и осуществлении надзора и контроля за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов (РД-14-02-2006).
Требования Инструкции являются обязательными для работников Ростехнадзора, на которых возлагаются организация и осуществление надзора и контроля за безопасностью производства, транспортирования, хранения и применения взрывчатых материалов.
Методические указания по организации и осуществлению государственного надзора в области взрывного дела в организациях, на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 03-229-98), утвержденные приказом Госгортехнадзора России от 09 октября 1998 г. N 204, применению не подлежат.
Инструкция об организации и осуществлении надзора и контроля за обеспечением безопасности при производстве, транспортировании, хранении и применении взрывчатых материалов. РД-14-02-2006 (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 июля 2006 г. N 734)
Текст документа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, 2006 г., N 5