г. Самара |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А55-20593/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Садило Г.М.,
судей Серовой Е.А., Холодковой Ю.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бикташевой А.М.,
с участием:
от министерства строительства Самарской области - Романова В.Ю. по доверенности от 12.01.2017 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 февраля 2017 года в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу министерства строительства Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2016 г. по делу N А55-20593/2016 (судья Якимова О.Н.) по иску министерства строительства Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Мэрии городского округа Тольятти, о взыскании 19 115 376 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее по тексту - ответчик) субсидии в размере 19 115 376, руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2016 г. в иске отказано.
В апелляционной жалобе министерство строительства Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебным акт, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель министерства строительства Самарской области апелляционную жалобу поддержал.
От ООО "Авангард" поступил отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителя.
От мэрией г.о. Тольятти поступил отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно части 3 статьи 156 АПК РФ.
Заслушав представителя министерства строительства Самарской области, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не находит оснований к отмене решения суда от 06 декабря 2016 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29,10.2010 N 576 "Об утверждении областной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской области" на 2011 -2015 годы" (приложение 13) и протоколом от 13.12.2013 заседания комиссии по проведению конкурса на предоставление субсидии юридическим лицам - производителям работ, услуг в сфере жилищного строительства в целях возмещения понесенных ими затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру, подготовку площадок и отселение между министерством строительства Самарской области и ООО "Авангард" заключен договор N 1988 о предоставлении субсидии в целях возмещения понесенных затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг по строительству жилых домов в части расходов на коммунальную инфраструктуру, подготовку площадок и отселение от 24.12.2013.
Предметом договора являлось предоставление в 2013 году субсидии из областного бюджета в размере 19 115 376,00 рублей ООО "Авангард" в целях возмещения затрат, понесенных им в связи с реализацией проекта Автозаводский район, квартал 31, жилой дом 31-Б-4" в части расходов на коммунальную инфраструктуру, а именно затрат по подключению жилого дома к тепловым сетям с заявленной мощностью 1,426 Гкал/час на сумму 7 129 035,00 рублей; затрат по подключению жилого дома к водопроводным сетям с заявленной мощностью 162,68 мЗ/сут на сумму 2 729 129,00 рублей; затрат по технологическому присоединению к электрическим сетям на сумму 8 369 545,00 рублей; затрат по монтажу сетей 0.4 кВ к жилому дому на сумму 887 667,00 рублей.
В соответствии с договором получатель субсидии обязуется: осуществить продажу льготным категориям граждан и (или) публично-правовым образованиям Самарской области жилья в объеме не менее 919,4 кв. м по цене, не превышающей 30 900 рублей за один квадратный метр, в срок не позднее 12 месяцев со дня заключения договора. Ввести в эксплуатацию указанные жилые помещения в течение календарного года, в котором предоставлена субсидия, или в срок не позднее 12 месяцев со дня подачи получателем субсидии в министерство заявки на участие в конкурсе. Обеспечить соответствие указанных жилых помещении требованиям о наличии "чистовой" отделки.
Платежным поручением от 25.12.2013 N 2535 средства областного бюджета в сумме 19 115 376,00 рублей перечислены на счет ООО "Авангард".
Согласно материалам дела, в ходе камеральной проверки, проведенной министерством, было установлено следующее.
В целях исполнения условий договора N 1988, 20.12.2013 между мэрией городского округа Тольятти и ООО "Авангард" заключены муниципальные контракты на приобретение 20 квартир общей площадью 919,4 кв. м. посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 31, жилой дом 31 -Б-4 (строительный адрес).
На каждую квартиру заключен отдельный контракт на сумму 1 019 700,00 рублей. Исходя из общей площади квартир, которая варьируется от 45,2 до 46,1 кв. м. стоимость одного квадратного метра общей площади жилья не превышает 30 900 рублей.
Требования к "чистовой" отделке жилых помещений приведены в приложениях 2 к муниципальным контрактам.
31.12.2013 выдано разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию N RU63302000-310, расположенного по адресу: Самарская область, г, Тольятти, ул. Революционная 3-а строение 1 (почтовый адрес).
20.06.2014 сторонами подписаны акты приема-передачи квартир, согласно которым Мэрия городского округа Тольятти принимает от застройщика жилые помещения в количестве 20 единиц общей площадью 918,2 кв. м.
По итогам исполнения муниципальных контрактов, заключенных застройщиком с мэрией городского округа Тольятти, ООО "Авангард" переданы в муниципальную собственность жилые помещения лишь в объеме 918,2 кв. м., что по мнению заявителя, не соответствует условиям соглашения.
Суд апелляционной инстанции по результатам повторного рассмотрения дела в соответствии со ст. 71, 268 АПК РФ считает, что выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, сделаны при полном исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, согласно условиям договора получатель субсидии ООО "Авангард" должен был осуществить продажу льготным категориям граждан и (или) публично-правовым образованиям Самарской области жилья в объеме не менее 919,4 кв.м. по цене, не превышающей 30 900 рублей за один квадратный метр, в срок не позднее 12 месяцев со дня заключения договора.
Во исполнение договора от 20.06.2013 г. N 1489/423-дг/1, заключенного между министерством строительства Самарской области и мэрией г.о. Тольятти, мэрией г.о. Тольятти 20.12.2013 г. с ООО "Авангард" по результатам открытого аукциона были заключены муниципальные контракты на приобретение 20 квартир общей площадью 919,4 кв.м. посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 31, жилой дом 31-Б-4 (строительный адрес). В соответствии с подпунктом 3.1.13. пункта 3.1. муниципальных контрактов общая площадь квартир, передаваемых участнику долевого строительства, по результатам технической инвентаризации не может быть меньше, чем указана в пункте 1.2. муниципального контракта.
После получения разрешения на ввод в эксплуатацию Дома, мэрия г.о. Тольятти приняла в муниципальную собственность объект долевого строительства - квартиры, в количестве 20 единиц общей площадью 918,2 кв.м. на сумму 20 394 000 рублей. Таким образом, разница между проектной площадью квартир и фактической составила 1,2 кв.м.
При этом, Мэрия г.о. Тольятти указывает при этом на то, что по условиям муниципальных контрактов на приобретение жилого помещения посредством участия в долевом строительстве цена Контракта составляла 1 019 700 рублей за однокомнатную квартиру в целом, а не исходя из стоимости 1 кв.м.
Между тем, в соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 214-ФЗ застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. В случае если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в ч. 1 данной статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: 1) безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; 2) соразмерного уменьшения цены договора;
Условие договора, ограничивающее право дольщика на соразмерное уменьшение стоимости приобретенной квартиры и возмещение разницы в стоимостном выражении в случае расхождения (в меньшую сторону) данных фактического учета площади квартиры (по техническому паспорту) с проектными данными, указанными в договоре, нарушает права потребителей, поскольку противоречит статье 7 Закона об участии в долевом строительстве и статье 29 Закона о защите прав потребителей.
Однако, как следует из материалов дела, истец ссылается на пункт 14 порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета юридическим лицам - производителям работ, услуг в сфере жилищного строительства в целях возмещения понесенных ими затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг в указанной сфере в части расходов на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2010 N 576, действовавшего на момент предоставления субсидии, согласно которого, в случае нарушения организацией условий соглашения о представлении субсидий и условия, установленного пунктом 7 Порядка, субсидия в полном объеме подлежит возврату в областной бюджет в течении десяти рабочих дней со дня получения организацией письменного требования министерства.
По мнению Мэрии г.о. Тольятти, субсидия подлежит обязательному возврату только в случае невыполнения организацией именно двух условий, а именно: нарушение организацией условий соглашения о предоставлении субсидии, и не осуществление организацией деятельности по строительству жилья (пункт 7 Порядка). Только в случае не выполнение в совокупности данных условий субсидия подлежит возврату в полном объеме. Вместе с тем, не смотря на имеющиеся нарушение условий соглашения в части фактической площади переданного в муниципальную собственность жилья (вместо 919,4 кв.м. передано 918,2 кв.м.), доказательств того, что ответчик не осуществлял деятельность по строительству жилья, истцом в материалы дела не представлено.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Частью 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 3) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 4) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как федеральным, так и региональным законодательством установлены императивные нормы предоставления субсидий в целях финансовой помощи. Данные правила направлены на недопущение злоупотребления указанными субъектами своими правами на получение помощи от государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Авангард" использовало все денежные средства субсидии по целевому назначению, в соответствии с условиями соглашения, неправомерного получения средств, а также их нецелевого расходования судом не установлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы министерства, поскольку приняв на себя обязательства в соответствии с п.п. 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3. 2.2.4, 2.2.5 Договора, ООО "Авангард" выполнил их надлежащим образом. 31.12.2013 г. ввел в эксплуатацию жилые помещения по адресу Самарская область, г.Тольятти, Автозаводский район, ул.Революционная, д.3 "а" в объеме 17 248,7 кв.м., что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2013 N RU633020O0-3I0, выданным мэрией г.о.Тольятти.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что отклонение фактической площади квартир от проектной не является нарушением прав истца и прав мэрии г.о.Тольятти. поскольку величина отклонения не указывает на отступление застройщиком от условий договора, на непригодность квартиры для проживания. С учетом площади лоджий, фактическая общая площадь квартир больше их проектной площади.
Доводы апелляционной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта не установлено, решение суда от 06 декабря 2016 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2016 г. по делу N А55-20593/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.М. Садило |
Судьи |
Е.А. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20593/2016
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: ООО "Авангард"
Третье лицо: Мэрия г.о. Тольятии, Мэрия г.о. Тольятти