Строительные нормы и правила СНиП 1.02.01-85
"Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"
(утв. постановлением Госстроя СССР от 23 декабря 1985 г. N 253)
30 декабря 1987 г., 13 июля 1990 г.
Дата введения 1 января 1986 г.
Взамен СН 202-81*
О применении настоящих СНиП см. письмо Минстроя России от 5 сентября 2016 г. N 31617-ОГ/08"
О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию см постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87
Постановлением Минстроя РФ от 30 июня 1995 г. N 18-64 взамен настоящих СНиП с 1 июля 1995 г. введены в действие СНиП 11-01-95
Постановлением Госстроя РФ от 17 февраля 2003 г. N 18 названное постановление отменено в связи с отказом в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2003 г., N 2)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства.
Типовая проектная документация разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с Инструкцией по типовому проектированию, утвержденной Госстроем СССР.
Проектно-сметная документация на экспериментальное строительство разрабатывается в соответствии с Положением о проектировании и строительстве экспериментальных объектов, утвержденным Госстроем СССР, Госпланом СССР, ГКНТ и Госкомтрудом СССР.
Проектирование предприятий, зданий и сооружений для строительства за границей осуществляется в соответствии с Инструкцией по проектированию объектов для строительства за границей и требованиями других нормативных актов Госстроя СССР и ГКЭС.
Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами в необходимых случаях могут с учетом настоящей Инструкции разрабатывать нормативные документы по проектированию, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР.
1.2. Проектирование нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий зданий и сооружений* осуществляется на основании решений, принятых в утвержденных технико-экономических обоснованиях (ТЭО) или технико-экономических расчетах (ТЭР) строительства, имея в виду, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном ТЭО (ТЭР), не должна быть превышена в дальнейшем при проектировании и строительстве.
При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения должны учитываться решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в генеральных планах городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектах планировки промышленных зон (районов) городов, а также в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов).
Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских населенных пунктов, проектами детальной планировки и разработанными на их основе проектами застройки.
1.3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, решениями Правительства СССР, а также нормативными актами и документами по проектированию и строительству, в том числе:
государственными стандартами по проектированию и строительству;
нормами технологического и строительного проектирования;
каталогами на оборудование, приборы и др.;
общесоюзным строительным каталогом типовых сборных железобетонных, металлических, деревянных и асбестоцементных конструкций и изделий для всех видов строительства и территориальными каталогами типовых строительных конструкций и изделий для промышленного, сельскохозяйственного и жилищно-гражданского строительства, утвержденными Госстроем СССР;
ведомственными каталогами строительных конструкций и изделий для специализированных видов строительства, утвержденными министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР.
1.4. Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать:
а) реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта, с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени ввода их в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности;
б) высокий технико-экономический уровень проектируемых объектов, повышение производительности труда и сокращение расхода материальных ресурсов при их строительстве и эксплуатации, снижение доли строительно-монтажных работ и стоимости объектов, а также значительный рост доли прогрессивных видов строительно-монтажных работ согласно Перечню прогрессивных видов строительно-монтажных работ, утвержденному Госстроем СССР;
в) высокую эффективность капитальных вложений за счет:
первоочередного наращивания мощностей путем технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий и производства;
внедрения высокопроизводительного оборудования и повышения степени его заводской готовности, использования установок и агрегатов большой единичной мощности, автоматических линий, промышленных роботов, гибких автоматизированных систем и другого прогрессивного оборудования, а также повышения коэффициента сменности его работы;
широкого использования высокоэффективных процессов производства, малоотходной и ресурсосберегающей технологии, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов и дальнейшего сокращения ручного труда;
совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, блокирования производств, применения комплектно-блочных зданий производственного назначения, широкого внедрения монолитного бетона и железобетона, использования легких несущих и ограждающих конструкций и аффективного инженерного оборудования;
снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, сокращения его продолжительности за счет высокой технологичности конструктивных решений зданий и сооружений, значительного расширения практики размещения оборудования на открытых площадках, внедрения прогрессивных изделий и материалов, укрупненных блоков инженерного и технологического оборудования, конструкций высокой заводской готовности и передовых методов организации строительства - комплектно-блочного, узлового, вахтового и др.;
использования наиболее экономичных транспортных схем завоза сырья, топлива, материалов и комплектующих изделий и вывоза готовой продукции, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
г) высокий уровень градостроительных и архитектурных решений, улучшение условий труда и быта работающих с учетом последних достижений промышленной эстетики;
д) совершенствование планировки и повышение качества жилых домов и объектов социально-бытового назначения, а также создание лучших условий для проведения культурно-массовой работы;
е) широкое применение типовых проектов и типовых проектных решений;
ж) рациональное использование земель, охрану окружающей природной среды, а также сейсмостойкость, взрыво- и пожаробезопасность объектов;
з) рациональное использование природных ресурсов и экономное расходование материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
и) реализацию утвержденных на планируемое пятилетие основных направлений проектирования предприятий, зданий и сооружений соответствующей отрасли;
к) соответствующий уровень автоматизации систем управления предприятиями (АСУП) и технологическими процессами (АСУТП) согласно общеотраслевым руководящим методическим материалам;
л) использование изобретений в области технологии производства, оборудования, строительных конструкций и материалов.
Применение в рабочих проектах (проектах) технологических процессов и оборудования, не отвечающих новейшим достижениям науки и техники, запрещается.
В проектах должны приводиться данные о соответствии принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям.
В рабочих проектах (проектах) должны приводиться решения по рациональному и экономному использованию трудовых, материальных и энергетических ресурсов в строительстве с указанием удельных показателей их расхода на производство единицы продукции, на единицу создаваемой мощности и на 1 млн. рублей строительно-монтажных работ.
Оценка технико-экономического уровня проектных решений производится в соответствии с Положением об оценке качества проектно-сметной документации для строительства, утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ.
1.5. По типовым проектам должно осуществляться строительство повторяющихся основных и вспомогательных производственных зданий и сооружений, предприятий в целом со стабильной на ряд лет технологией производства, а также жилых домов, общественных зданий и сооружений и объектов сельскохозяйственного назначения. Для строительства объектов жилищно-гражданского и сельскохозяйственного назначения должны широко применяться экономичные зональные типовые проекты, учитывающие местные условия.
При проектировании предприятий о часто меняющейся технологией производства должны предусматриваться унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений этих предприятий, позволяющие без значительных дополнительных затрат приспосабливать их к новой технологии.
При необходимости возведения ряда одинаковых объектов отраслевого назначения на строительство первого объекта разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типовым проектам, индивидуальный проект, который затем используется для строительства других аналогичных объектов.
В случаях, когда применение типовых проектов отдельных зданий и сооружений приводит к нерациональному использованию застраиваемой территории, многообразию строительных конструкций и удорожанию строительства, а по характеру производства и другим условиям эти здания целесообразно сблокировать, должны разрабатываться соответствующие индивидуальные проекты.
Разработка индивидуальных проектов при наличии типовых проектов допускается в отдельных случаях с разрешения:
Госстроя СССР - по крупным и сложным предприятиям, зданиям, сооружениям и жилым домам;
госстроев союзных республик - по остальным предприятиям, зданиям и сооружениям.
По объектам сельскохозяйственного назначения указанные разрешения даются в установленном для них порядке.
1.6. Порядок разработки проектно-сметной документации в одну стадию - рабочий проект или в две стадии - проект и рабочая документация определяется в ТЭО (ТЭР), имея в виду, что проектирование технически несложных и других объектов, определяемых министерствами и ведомствами, а также предприятий, зданий и сооружений, строительство которых должно осуществляться преимущественно по типовым и повторно применяемым проектам и объектов технического перевооружения, выполняется в одну стадию.
Стадийность разработки проектно-сметной документации определяется инстанцией, утверждающей ТЭО (ТЭР), с учетом необходимости дальнейшей детализации и уточнения основных технических решений.
При разработке проектов на сложные объекты отдельные технологические, конструктивные, архитектурные и другие решения могут разрабатываться в нескольких вариантах и на конкурсной основе.
По крупным стройкам с длительным сроком проектирования, включенным в государственный план экономического и социального развития СССР при наличии утвержденных ТЭО, исходных данных по прогрессивным технологиям производства и оборудованию, генерального плана стройки и проекта организации строительства в исключительных случаях с разрешения министерства и ведомства СССР или Совета Министров союзной республики могут осуществляться разработка рабочей документации на объем работ первого года строительства предприятия (сооружения) в установленном порядке до утверждения проекта и выполнение по ней подготовительных и строительно-монтажных работ по внеплощадочным сооружениям и коммуникациям, объектам производственной базы, жилым домам и объектам культурно-бытового назначения для подрядных организаций в объемах, согласованных с Госпланом СССР.
1.7. В случае, когда в ТЭО (ТЭР) предусматривается строительство предприятий и сооружений по очередям, состав и продолжительность их осуществления окончательно уточняются при разработке рабочего проекта (проекта).
В рабочем проекте (проекте) должны в соответствии с требованиями задания на проектирование выделяться пусковые комплексы, в состав которых включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйств, связи, инженерные коммуникации и очистные сооружения, обеспечивающие выпуск продукции (оказание услуг) в установленном объеме и полную переработку отходов производства, нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также включаются объекты, связанные с охраной окружающей природной среды.
В исключительных случаях изменения в состав пусковых комплексов могут вноситься органом, утвердившим рабочий проект или проект (по проектам, утвержденным Советом Министров СССР, - после предварительного рассмотрения изменений Госпланом СССР и Госстроем СССР). При этом из состава пусковых комплексов не должны исключаться здания и сооружения, предназначенные для санитарно-бытового обслуживания работников, обеспечения здоровых и безопасных условий труда, эффективной очистки, обезвреживания и улавливания вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, а также подъездные пути с фронтами погрузки и выгрузки, линии связи и мелиоративные мероприятия.
Изменения состава пусковых комплексов, связанные с уточнением вводимых в действие производственных мощностей, предусмотренных планом экономического и социального развития СССР, должны производиться с разрешения Совета Министров СССР.
1.8. В рабочих проектах (проектах) предприятий и сооружений отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности должны предусматриваться опережающее строительство и ввод в действие жилья, зданий и помещений социально-бытового назначения, общественного питания, здравоохранения, автомобильных и железных дорог, средств связи, сооружений, связанных с защитой территорий от опасных геологических процессов, а также других вспомогательных зданий и сооружений, которые могут быть использованы в период строительства.
При проектировании предприятий и сооружений, для которых в утвержденных ТЭО (ТЭР) предусмотрено наращивание или создание мощностей базы строительной индустрии в районе строительства, составляется отдельный рабочий проект (проект) со сводным сметным расчетом стоимости на строительство этой базы, данные которого включаются в сводку затрат к рабочему проекту (проекту) предприятия, сооружения.
Проектирование общеузловых объектов должно осуществляться, как правило, с учетом опережающего (по сравнению с объектами основного производственного назначения) строительства их в составе и объемах, необходимых для обеспечения ввода в действие предприятий и сооружений или их очередей, включенных в состав промышленного узла, в установленные сроки.
Для предприятий и сооружений со сложной и неосвоенной технологией производства в проектах должны в обоснованных случаях предусматриваться опережающее строительство и ввод в действие экспериментальных лабораторий, опытных цехов и стендов для выполнения исследований, отработки и испытания новой техники, оборудования, материалов и изделий.
1.9. При проектировании предприятий, зданий и сооружений (кроме технически несложных объектов) генеральный проектировщик (или по его поручению проектная организация строительного профиля) разрабатывает основные положения на строительное проектирование и представляет их заказчику для получения заключения генерального подрядчика.
В основных положениях должны обеспечиваться единство строительных решений и широкое применение наиболее экономичных проектных решений, снижение сметной стоимости и трудоемкости строительства, сокращение расхода материальных ресурсов.
При этом использование в проектах зданий и сооружений конструкций и изделий, включенных в территориальные каталоги, а также в ведомственные каталоги для специализированных видов строительства, утвержденные по согласованию с Госстроем СССР, не требует согласования с подрядной строительной организацией, осуществляющей строительство в районе действия данного каталога.
1.10. При проектировании особо сложных и уникальных зданий и сооружений заказчиком проекта совместно с генеральным проектировщиком, соответствующими головными научно-исследовательскими и специализированными проектными организациями должны разрабатываться специальные технические условия, отражающие специфику их проектирования, строительства и эксплуатации.
Расчеты таких заданий, сооружений и их конструкций также должны выполняться с привлечением указанных научно-исследовательских и проектных организаций.
1.11. В случаях, когда с намечаемым строительством предприятия, сооружения необходимо создание города (поселка) или развитие существующего города (поселка) и на эти цели предусматриваются капитальные вложения, в составе проекта (объекта) разрабатывается проектно-сметная документация в соответствии с требованиями Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При относительно небольших объемах жилищно-гражданского строительства (когда необходимо строительство одного или нескольких домов) в составе рабочего проекта (проекта) предприятия, сооружения указанная документация не разрабатывается.
1.12. He допускается строительство объектов по устаревшим рабочим проектам и проектам, для чего до включения предприятий, зданий и сооружений в план капитального строительства необходимо проверять соответствие принимаемых решений современному техническому уровню.
Заказчики проектно-сметной документации, генеральные проектировщики и специализированные проектные организации обязаны своевременно вносить в рабочую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов и заменой оборудования более прогрессивным. Указанные изменения производятся проектной организацией на основании поручения заказчика с учетом фактического состояния строительства.
По включенным в план капитального строительства предприятиям и сооружениям, рабочие проекты (проекты) которых утверждены министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик, изменения проектных решений, связанные с увеличением мощности и пересмотром номенклатуры продукции, должны согласовываться с Госпланом СССР и Госстроем СССР, а также с генеральной подрядной организацией (в части организации строительства и изменения смет, составленных по рабочим чертежам).
1.13. При проектировании предприятий, зданий и сооружений проектные организации должны обеспечивать патентоспособность и патентную чистоту технических решений в соответствии с Указаниями о мерах по обеспечению технического уровня, патентоспособности и патентной чистоты машин, приборов, оборудования, материалов и технологических процессов, утвержденными Госкомизобретений и ГОСТ 15.011-82. По результатам проверки должен быть составлен патентный формуляр в соответствии с ГОСТ 15.012-84.
В случаях, когда в проектных решениях используются изобретения, в соответствующих разделах рабочего проекта, проекта необходимо указывать номера авторских свидетельств и заявок на используемые изобретения, по которым принято решение о выдаче авторских свидетельств. Указания об этом приводятся в рабочих чертежах согласно требованиям ГОСТ 21.102-79.
1.14. Проектно-изыскательские работы должны выполняться, как правило, с применением современных экономико-математических методов и использованием межотраслевых и отраслевых программных средств для вычислительной техники, систем автоматизированного проектирования и систем обработки информации в соответствии с заданиями отраслевых и республиканских программ работ в области создания и использования САПР, разработанных и утвержденных министерствами и ведомствами на соответствующий период, а также других прогрессивных методов, в том числе макетного, и технических средств составления, размножения, хранения и поиска проектных материалов, способствующих сокращению продолжительности проектирования и снижению затрат на выполнение работ, повышению производительности труда работников проектно-изыскательских организаций и качества проектно-сметной документации.
1.15. Проектные и изыскательские работы выполняются на основании договоров, заключенных заказчиками с проектными организациями - генеральными проектировщиками в соответствии с Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, при этом разработка соответствующей проектно-сметной документации по крупным предприятиям и сооружениям (электроснабжение, теплоизоляция, вентиляция, антикоррозионная защита строительных конструкций и изделий и др.) должна поручаться проектным организациям, специализированным по видам работ, а разработка проектов организации строительства должна выполняться с обязательным участием проектных организаций министерств и ведомств, осуществляющих строительство.
1.16. Выбор площадки (трассы) для строительства предприятия, здания и сооружения осуществляется при разработке ТЭО, а также при составлении ТЭР, когда необходимо учесть специфические условия (гидрогеологические, сейсмические и другие) для правильного определения расчетной стоимости строительства. В случаях, когда при разработке ТЭР выбор площадки (трассы) для строительства не осуществлялся, ее выбор производится в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 1.
1.17. Задание на проектирование предприятий, зданий и сооружений составляется заказчиком проекта с участием генерального проектировщика на основе утвержденных ТЭО (ТЭР) и требований Положения об оценке качества проектно-сметной документации для строительства.
Министерства, ведомства и организации-заказчики в заданиях на проектирование предприятий, зданий и сооружений должны устанавливать требования по внедрению новой техники и передового опыта, показатели по эффективности капитальных вложений, снижению материалоемкости и трудоемкости строительства и росту производительности труда.
Состав задания на проектирование приведен в приложениях 2 и 3.
Задание на проектирование утверждается инстанцией, утвердившей ТЭО (ТЭР).
------------------------------
* Новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются "строительство предприятий, зданий и сооружений".
2. Рабочий проект, проект на строительство предприятий, зданий и сооружений
2.1. Разработка рабочих проектов и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений осуществляется непосредственно на основе утвержденных ТЭО (ТЭР), материалов по выбору площадки (трассы) для строительства и в соответствии с заданием на проектирование.
В рабочих проектах и проектах с учетом вариантных проработок, а в необходимых случаях на основе конкурсного проектирования осуществляется необходимая доработка и детализация проектных решений, принятых в ТЭО (ТЭР), и уточняются основные технико-экономические показатели, в том числе стоимость строительства проектируемых предприятий, зданий и сооружений в соответствии с требованиями п. 1.2.
Рабочие проекты и проекты должны разрабатываться без излишней детализации, в составе и объеме, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений, определения объемов основных строительно-монтажных работ, потребности в оборудовании, строительных конструкциях, материальных, топливно-энергетических, трудовых и других ресурсах, а также для правильного определения сметной стоимости строительства, имея в виду, что при составлении рабочей документации по отдельным особо сложным объектам проектная организация может осуществлять дополнительные проработки, уточняющие материалы проектов.
В состав проектно-сметной документации, передаваемой заказчику, не должны включаться расчеты строительных конструкций, оборудования, выбросов вредных веществ от источников загрязнения атмосферы, приземных концентраций загрязняющих веществ, подсчеты объемов строительно-монтажных работ, потребностей в материальных, трудовых и энергетических ресурсах, а также материалы инженерных изысканий. Эти материалы (кроме технических отчетов по инженерным изысканиям, один экземпляр которых передается заказчику) хранятся в проектной организации в соответствии с требованиями государственных стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС) и нормативных документов и могут быть предоставлены заказчику во временное пользование по его требованию.
Проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, используется генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов рабочего проекта и проекта, представляемого на экспертизу и утверждение, и включается в состав материалов, передаваемых заказчику.
Проектная организация - генеральный проектировщик несет ответственность за качество, технико-экономический уровень проекта в целом и единство изложения и оформления материалов всех разделов рабочего проекта и проекта в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. Субподрядная проектная организация несет ответственность за качество и технико-экономический уровень разрабатываемых ею проектных решений.
Разделы рабочего проекта и проекта должны излагаться в четкой и лаконичной форме, характеризовать и обосновывать принципиальные проектные решения с учетом вариантных проработок, а приводимые показатели и итоговые данные расчетов и обоснований - оформляться в основном в табличной форме.
Графическая документация в составе рабочего проекта и проекта должна составляться, как правило, с максимально возможным совмещением изображения проектных решений.
По предприятиям, зданиям и сооружениям, строительство которых намечается выполнять только по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, привязка указанных проектов к конкретной площадке в составе рабочего проекта должна осуществляться на весь объем строительства.
При применении оборудования индивидуального изготовления в соответствующих разделах рабочего проекта и проекта должны приводиться исходные требования на разработку этого оборудования, включая нетиповое и нестандартизированное оборудование, составляемые в соответствии с ГОСТ 15.001-73.
В случаях выполнения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в процессе проектирования и строительства в материалах проекта должен приводиться их перечень с краткой характеристикой и обоснованием необходимости выполнения этих исследований и работ.
Все материалы рабочего проекта (за исключением рабочей документации) и проекта передаются заказчику проектной организацией - генеральным проектировщиком в четырех экземплярах, а субподрядной проектной организацией - генеральному проектировщику в пяти экземплярах. Рабочая документация передается заказчику в количестве экземпляров, предусмотренном п. 3.6.
Рабочий проект и проект на строительство объектов производственного назначения
2.2. Рабочий проект и проект на новое строительство, расширение и реконструкцию действующих предприятий, зданий и сооружений или их очередей должны состоять из следующих разделов:
Научная организация труда рабочих и служащих. Управление предприятием;
Охрана окружающей природной среды;
Жилищно-гражданское строительство;
Паспорт рабочего проекта (проекта).
В состав рабочего проекта включается также в качестве его раздела рабочая документация, которая разрабатывается в целом на строительство предприятия, здания и сооружения или их очередей при его продолжительности (по нормам) до двух лет, а при большей продолжительности - на годовой объем строительно-монтажных работ. На отдельные объекты, входящие в состав предприятия и сооружения, со сроками их строительства до одного года рабочая документация разрабатывается и выдается в целом на эти объекты.
Состав и содержание разделов рабочего проекта и проекта установлены приложением 4.
Установленные требования к рабочему проекту предусматривают состав и содержание разделов, которые могут быть сокращены министерствами и ведомствами с учетом специфики проектирования и сложности объектов отрасли в утверждаемых ими эталонах рабочего проекта.
В соответствующих разделах проекта, а также рабочего проекта (кроме рабочей документации) при продолжительности строительства предприятия, здания и сооружения по нормам более двух лет должны приводиться:
спецификации оборудования, составляемые по форме, установленной ГОСТ 21.110-82, для размещения заказов на технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное, специальное и другое оборудование, на изготовление которого необходимо длительное время, а также на оборудование, исходные данные по которому проектные организации получают от заводов-изготовителей;
ведомости, составляемые применительно к указанной форме спецификации, на остальное оборудование, в том числе и нестандартизированное;
данные по техническим проектам на машины и оборудование с длительным циклом разработки, конструирования и изготовления, полученные от организаций (предприятий) - разработчиков, разработанные в соответствии с комплексными планами-графиками выполнения научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ;
исходные требования на разработку конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления, включая нетиповое и нестандартизированное, составляемые в соответствии с ГОСТ 15.001-73.
Примечание. По объектам с длительным сроком проектирования и строительства, для которых технологические процессы применяются впервые, в виде исключения допускается при разработке рабочей документации составление исходных требований на оборудование индивидуального изготовления.
2.3. Рабочий проект на техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка, содержащая краткую характеристику состояния объекта и решения по применению новой техники, технологии и оборудования; уровень автоматизации и решения по управлению технологическими процессами; мероприятия по охране окружающей природной среды, пожаробезопасности и охране труда; основные технико-экономические показатели и результаты расчетов экономической эффективности проектных решений; данные об объемах строительных и монтажных работ, о потребности в материальных, энергетических и трудовых ресурсах; решения по организации выполнения строительно-монтажных работ.
Сметная документация.
Рабочая документация.
По согласованию с подрядными строительными и монтажными организациями рабочая документация на техническое перевооружение объектов или выполнение видов работ может разрабатываться в сокращенном объеме и составе, а в отдельных случаях для определения сметной стоимости намечаемого технического перевооружения допускается (при проведении обследований действующих производств, конструкций, зданий и сооружений) составление только ведомостей, содержащих перечень и объемы строительных и монтажных работ.
2.4. Материалы рабочего проекта и проекта должны быть подписаны:
разделы - Общая пояснительная записка, Генеральный план и транспорт, Технологические решения - директором (главным инженером) проектной организации, главным инженером проекта, начальником отдела, лицом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями;
другие разделы рабочего проекта и основные чертежи - главным инженером проекта, начальником отдела, лицом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями;
сметная документация - должностными лицами, указанными в соответствующих формах этих документов.
Рабочий проект и проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения
2.5. Рабочий проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка и основные чертежи;
Организация строительства;
Сметная документация;
Рабочая документация.
2.6. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения должен состоять из следующих разделов:
Общая пояснительная записка;
Архитектурно-строительные решения;
Технологические решения;
Решения по инженерному оборудованию;
Организация строительства;
Сметная документация.
2.7. Состав и содержание разделов рабочего проекта и проекта установленные соответственно приложениями 5 и 6 могут быть уточнены министерствами и ведомствами в зависимости от специфики и сложности проектируемых объектов жилищно-гражданского назначения.
Примечание: Проекты крупных общественных зданий и сооружений, перечисленные в приложении 7, подлежат согласованию с Госгражданстроем.
2.8. Материалы рабочего проекта и проекта должны быть подписаны: Общая пояснительная записка, Генеральный план - директором, (главным инженером или главным архитектором) проектной организации, главным архитектором (главным инженером) проекта, руководителем мастерской (отдела), лицом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями; сметная документация - должностными лицами, указанными в соответствующих формах этих документов; другие материалы - главным архитектором (главным инженером) проекта, руководителем мастерской (отдела), лицом, осуществляющим нормоконтроль, и исполнителями.
3. Рабочая документация
3.1. В состав рабочей документации для строительства предприятия, здания и сооружения должны входить:
рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с требованиями государственных стандартов СПДС.
Примечание. В состав "общих данных по рабочим чертежам" включаются перечни видов работ, для которых необходимо составление актов освидетельствования скрытых работ согласно СНиП 3.01.01-85.
сметная документация, составленная в порядке, установленном настоящей Инструкцией и Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет;
ведомости объемов строительных и монтажных работ - по ГОСТ 21.111-84;
ведомости и сводные ведомости потребности в материалах, составленные по видам строительных и монтажных работ - по ГОСТ 21.109-80.
сборники спецификаций оборудования - по ГОСТ 21.110-82;
опросные листы и габаритные чертежи на соответствующие виды оборудования и изделий;
проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс, в составе и объеме, установленном Госстроем СССР и Госпланом СССР;
исходные требования на разработку конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления (включая нетиповое и нестандартизированное оборудование), по которому исходные требования в рабочем проекте (проекте) не разрабатывались - по ГОСТ 15.001-73.
В случаях, когда в задании на проектирование предусматривается применение узлового метода строительства и комплектно-блочного метода монтажа, рабочая документация должна выполняться с учетом этих методов ведения строительно-монтажных работ.
3.2. По отдельным особо сложным объектам проектная организация при составлении рабочей документации может осуществлять дополнительные проработки, уточняющие материалы проекта.
Необходимость указанных проработок определяется органом, утверждающим проект.
При проектировании объектов с особо сложными конструкциями и методами производства работ в составе рабочей документации должны разрабатываться рабочие чертежи на специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-65.
3.3. Исходные данные по оборудованию индивидуального изготовления в объеме требований к разработке рабочей документации по ГОСТ 2.102-68, а также исходные данные по импортному оборудованию проектной организации выдаются заказчиком. В состав исходных данных должны также входить сведения о потребности в ээнергоресурсах, обслуживающих площадках и ограждениях в пределах этого оборудования.
3.4. Деталировочные чертежи металлических конструкций (КМД) и технологических трубопроводов, должны разрабатываться заводами-изготовителями, а деталировочные чертежи воздуховодов - монтажными организациями.
3.5. При проектировании предприятия, здания и сооружения в две стадии рабочая документация разрабатывается и выдается заказчику после утверждения проекта.
В случаях, когда пусковые комплексы (в составе строек производственного назначения) намечаются к вводу в действие в первом полугодии года, следующего за планируемым, рабочая документация на их строительство выдается в полном объеме.
3.6. Рабочая документация передается заказчику проектной организацией - генеральным проектировщиком в сроки, предусмотренные графиком, прилагаемым к договору (дополнительному соглашению) на выполнение проектно-изыскательских работ.
Рабочие чертежи зданий и сооружений, ведомости объемов строительных и монтажных работ, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах передаются заказчику в трех экземплярах, а объектные и локальные сметы, сборники спецификаций оборудования, чертежи металлических конструкций (КМ), технологических трубопроводов, воздуховодов, а также проектно-сметная документация на строительство зданий и сооружений, входящих в состав пускового комплекса, - в четырех экземплярах. Кроме указанного количества экземпляров рабочих чертежей, ведомостей объемов строительных и монтажных работ и смет проектно-сметная документация выдается на отдельные виды строительных и монтажных работ, выполняемых субподрядными специализированными строительными и монтажными организациями из расчета, чтобы каждая из этих организаций имела по два экземпляра чертежей по видам выполняемых ею работ, а также по одному экземпляру объектных и локальных смет.
Рабочие чертежи типового проекта, по которому должно осуществляться строительство на одной площадке нескольких одинаковых зданий или сооружений, выдаются в полном количестве экземпляров только для одного из этих зданий и сооружений, а для остальных - по два экземпляра.
Примечание. По согласованию со строительно-монтажными организациями количество экземпляров выдаваемых рабочих чертежей может быть сокращено.
Субподрядная специализированная проектная организация должна выдавать генеральному проектировщику рабочую документацию на один экземпляр больше установленного выше количества экземпляров.
При наличии технической возможности проектные организации выдают по просьбе подрядной строительно-монтажной организации сметную документацию на магнитных носителях, а по просьбе заказчика - дополнительное количество экземпляров рабочей документации, сверх установленного настоящей Инструкцией.
3.7. Государственные, отраслевые и республиканские стандарты, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, а также типовые проекты временных зданий и сооружений в состав рабочей документации не входят и проектной организацией заказчику не выдаются.
4. Сметная документация
4.1. Для определения сметной стоимости проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется следующая документация:
а) в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании):
сводный сметный расчет;
сводка затрат;
объектные и локальные сметы (при продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений до двух лет, а также при строительстве, осуществляемом по типовым и повторно применяемым проектам);
объектные и локальные сметные расчеты (при продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений свыше двух лет, а на объем работ первого года строительства - объектные и локальные сметы);
сметы на проектные и изыскательские работы;
б) в составе проекта (при двухстадийном проектировании):
сводный сметный расчет;
сводка затрат;
объектные и локальные сметные расчеты;
сметы на проектные и изыскательские работы;
в) в состав рабочей документации: объектные и локальные сметы.
Кроме того, одновременно со сметной документацией разрабатываются также в составе:
проекта - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды;
рабочего проекта - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды и ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции (при продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений до двух лет, а при большой продолжительности - на объекты, вводимые в эксплуатацию в первом году строительства);
рабочей документации - ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции.
4.2. Сметная стоимость должна определяться с применением, как правило, укрупненных нормативов, обеспечивающих необходимую достоверность и сокращение объема сметной документации.
В случае, когда при составлении смет по рабочим чертежам в составе рабочей документации или рабочего проекта отсутствуют укрупненные сметные нормы, применяются единые районные единичные расценки и единичные расценки на строительные работы для районов Крайнего Севера (ЕРЕР и ЕРКС) и расценки на монтаж оборудования или разрабатываются и дополнительно включаются в состав сметной документации индивидуальные единичные расценки на строительные работы и индивидуальные расценки (калькуляции) на монтаж оборудования, при необходимости объединяемые в каталог, калькуляции сметной стоимости материалов, конструкций и изделий, а также калькуляции транспортных расходов.
4.3. К сметной документации в составе утверждаемого рабочего проекта (проекта) прикладывается пояснительная записка, в которой должны быть приведены:
ссылка на территориальный район, где расположено строительство, в соответствии с распределением территории СССР по районам, для которых разработаны ЕРЕР и ЕРКС;
указание, в ценах и нормах какого года составлена сметная документация;
перечень каталогов единичных расценок, принятых для составления смет на строительство объектов;
наименование генеральных подрядных строительно-монтажных организаций;
размеры накладных расходов;
порядок определения сметной стоимости строительных работ;
порядок определения сметной стоимости оборудования и его монтажа;
порядок определения средств по главам 8-12 сводного сметного расчета. В случае, когда при расчетах средств на прочие работы и затраты имеются ссылки на отчетные данные подрядных и других организаций, должны быть приложены соответствующие документы;
расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства);
при необходимости приводятся другие сведения о порядке определения сметной стоимости, характерном для данной стройки (наличие объектов общего пользования, документов о включении средств на строительство общих объектов пропорционально потребности в их услугах и др.), а также данные о специальных решениях Совета Министров СССР, Госстроя СССР, министерств и ведомств СССР по ценообразованию и льготам для строительства.
4.4. В сводном сметном расчете стоимости строительства, составляемом по форме N 1 (приложение 8), средства распределяются по следующим главам:
1. Подготовка территории строительства;
2. Основные объекты строительства;
3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения;
4. Объекты энергетического хозяйства;
5. Объекты транспортного хозяйства и связи;
6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения;
7. Благоустройство и озеленение территории;
8. Временные здания и сооружения;
9. Прочие работы и затраты;
10. Содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения) и авторский надзор;
11. Подготовка эксплуатационных кадров;
12. Проектные и изыскательские работы.
В сводный сметный расчет в установленном порядке включаются средства по освоению территории строительства, сносу и переносу зданий и сооружений (в том числе домов и строений, находящихся в личной собственности граждан), расположенных на отводимом земельном участке или за его пределами, если дальнейшее их использование по назначению окажется невозможным, по возмещению убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель, по возмещению убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования, а также осуществлением других мероприятий, связанных с нарушением окружающей природной среды. Кроме того, включаются средства на восстановление (рекультивацию) земельных участков, предоставленных во временное пользование, в соответствии с проектом на рекультивацию. Данные о сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды включаются в раздел рабочего проекта (проекта) "Охрана окружающей природой среды".
Сметная стоимость строительства общих объектов, промышленного узла, подъездных железных и автомобильных дорог, сетей энергоснабжения, водоснабжения, канализации и других объектов определяется по отдельным сводным сметным расчетам на строительство этих объектов, выдаваемым головным застройщикам и затраты распределяются по согласованию с министерствами и организациями, в систему которых входят предприятия-дольщики, между соответствующими предприятиями пропорционально их потребности в продукции или услугах.
В таком же порядке в необходимых случаях учитывается долевое участие промышленных предприятий в развитии городского наземного пассажирского транспорта.
Полная сметная стоимость объектов общего пользования, возводимых в порядке кооперирования нескольких строек (при отсутствии промышленного узла) для обеспечения водой, теплом, газом, электроэнергией и т.п., учитывается в соответствующих главах сводного сметного расчета к рабочему проекту (проекту) предприятия основного застройщика (главного потребителя) с указанием за итогом затрат каждого дольщика.
4.5. В сводном сметном расчете отдельной строкой должен предусматриваться резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей сметной стоимости в размерах, приведенных в приложении 9.
4.6. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, включается в объектные сметы, предназначенные для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, в следующих размерах от общей стоимости строительных и монтажных работ по объектной смете с учетом необходимых начислений:
1,5 процента - для всех зданий и сооружений (в том числе экспериментальных), кроме жилых и общественных;
1 процент - для жилых и общественных зданий и сооружений (в том числе экспериментальных), кроме работ по строительству инженерных сетей и благоустройству (включая озеленение), на стоимость которых во всех случаях резерв начисляется в размере 1,5 процента;
3 процента - для реконструкции и технического перевооружения объектов по рабочим проектам (проектам) на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий.
Указанная часть резерва служит для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, возникающих при производстве работ в случае изменения подрядчиком способов производства работ, замены механизмов, а также замены по его инициативе в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах, выданных к производству работ.
Остальная часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты остается в распоряжении заказчика и может расходоваться на:
а) оплату дополнительных работ, вызванных уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии рабочей документации по сравнению с рабочим проектом (проектом) объемно-планировочных, конструктивных, технологических решений и применением прогрессивных изделий и материалов для обеспечения соответствия вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений современным требованиям по повышению эффективности производства и улучшению технико-экономических показателей;
б) уточнение сметной стоимости объектов, расчеты по которым в разрешенных случаях производятся за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам на строительные работы и расценкам на монтаж оборудования;
в) уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и смете, или ошибок в проектно-сметной документации;
г) оплату дополнительных расходов, связанных с поставками материалов и изделий, обеспечение которыми лежит на обязанности заказчика;
д) оплату разницы в стоимости оборудования при отклонении цен промышленности от принятых в сметах, а также в связи с заменой в установленном порядке отдельных видов оборудования;
е) оплату других работ и затрат, которые на основании действующего законодательства подлежат возмещению за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
При составлении исполнительных смет в случаях, предусмотренных подпунктом "б", и дополнительных смет в случае, предусмотренном подпунктом "г", на стоимость определенных этими сметами работ и затрат не начисляются распределяемые по объектным сметам средства на временные здания и сооружения и резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
По стройкам, отнесенным к числу крупных, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в части, остающейся в распоряжении заказчика, может расходоваться в размере до 50 процентов с разрешения дирекции строящегося предприятия (заказчика) и в остальной части - с разрешения органов, утвердивших проекты.
По стройкам, проекты которых утверждены Советом Министров СССР, 50 процентов резерва средств на непредвиденные работы и затраты расходуется с разрешения министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик - заказчиков и в остальной части - с разрешения дирекции строящегося предприятия (заказчика). По крупным стройкам, проекты которых утверждены советами министров союзных республик, 50 процентов резерва средств расходуется с разрешения соответственно министерств и ведомств союзных республик, советов министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов (городов республиканского подчинения) - заказчиков и в остальной части - с разрешения дирекции строящегося предприятия (заказчика).
По всем стройкам, независимо от их сметной стоимости, дирекция строящегося предприятия (заказчик) не имеет права разрешать расходование резерва средств на непредвиденные работы и затраты на компенсацию стоимости работ и затрат, оплата которых, согласно действующему законодательству, производится с разрешения министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты может расходоваться в установленном порядке только на строительство зданий и сооружений, которые предусмотрены утвержденным рабочим проектом (проектом).
4.7. После резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, указанных в п. 1.3 Методических указаний по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, утвержденных Госстроем СССР*, предусматривается строка "Учет изменения ценообразующих факторов, происходящих в связи с научно-техническим и социальным прогрессом и проведением мероприятий по охране окружающей природной среды", в которой показывается определенная соответствующими расчетами общая сумма этих затрат (с разбивкой по графам), в той числе по каждому фактору. Суммы предусматриваемого увеличения стоимости строительства, определенные по отдельным ценообразующим факторам, согласовываются Госстроем СССР и Госпланом СССР и используются в порядке, ими установленном.
4.8. За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются возвратные суммы, справочные данные о стоимости материалов, приобретенных садоводческими товариществами (заказчиками), в сметных ценах для исключения ее при расчетах с подрядными строительно-монтажными организациями за выполненные работы, а также размер разницы в розничных и оптовых ценах на материалы поставки подрядных строительно-монтажных организаций для расчетов за выполненные работы с садоводческими товариществами по объектам индивидуального пользования и другие сведения, перечисленные в п. 2.19 Методических указаний.
В сводных сметных расчетах рабочих проектов (проектов) на расширение действующих предприятий, где предусматривается одновременно осуществление реконструкции действующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, за итогом, перед возвратными суммами отдельной строкой "В том числе сметная стоимость реконструкции", показываются средства, предусмотренные на работы и затраты по реконструкции указанных цехов и объектов.
4.9. Сводка затрат составляется по форме N 2 (приложение 10) в случаях, когда по проектируемому предприятию или сооружению одновременно предусматриваются средства на строительство объектов, перечисленных в п. 2.22 Методических указаний.
Изменением, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 г. N 314, в пункт 4.10 настоящих норм внесены изменения, вступающие в силу с 30 декабря 1987 г.
4.10. Объектные сметы по форме N 3 (приложение 11) и локальные сметы по формам N 4-6 (приложения 12-14) составляются по рабочим чертежам и определяют сметную стоимость отдельных объектов**, их частей или видов работ.
Эта стоимость определяется по прейскурантам, предназначенным для этой цели укрупненным сметным нормам, укрупненным расценкам и привязанным к местным условиям строительства сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а при отсутствии этих норм и смет - по единичным расценкам на строительные работы и расценкам на монтаж оборудования.
В локальных и объектных сметах выделяются в порядке, установленном Госстроем СССР, нормативная трудоемкость строительно-монтажных работ и сметная заработная плата рабочих.
Сметная стоимость работ, характер и методы выполнения которых не могут быть точно определены в проекте и уточняются в процессе строительства (отдельные виды работ и конструктивные элементы подводной части гидротехнических сооружений, зданий и сооружений экспериментального строительства, реконструируемых зданий и сооружений, технологической части объектов с новыми видами производства, дноуглубительные и горнопроходческие работы и др.), определяется с помощью укрупненных показателей стоимости или аналогов и подлежит уточнению в процессе осуществления работ. При этом расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ по единичным расценкам на строительные работы и расценкам на монтаж оборудования, если стоимость оплаченных в указанном порядке работ является товарной строительной продукцией. В других случаях на основании уточненных в процессе осуществления строительства объемов работ составляется объектная (локальная) исполнительная смета. Перечень указанных работ устанавливается министерством (ведомством) - заказчиком. Если стоимость фактических объемов указанных работ, определенная по единичным расценкам на строительные работы и расценкам на монтаж оборудования, превышает стоимость, определенную в сметном расчете на объект, то увеличение сметной стоимости этих работ производится в порядке, предусмотренном п. 5.7.
Дополнительные требования к определению сметной стоимости технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий приведены в приложении 19.
В составе локальных смет должны быть сгруппированы отдельные виды строительных и монтажных работ в разделы по конструктивным элементам здания, сооружения, видам работ и устройств.
Порядок распределения работ по локальным сметам, их группировка в разделы должны соответствовать технологической последовательности производства работ и специализации строительно-монтажных организаций, а также обеспечивать возможность получения сметной стоимости пусковых комплексов, пусковых объектов, технологических узлов и этапов работ, выделенных в проекте организации строительства, и сметной стоимости работ и затрат по реконструкции действующих цехов и объектов, предусматриваемой в рабочих проектах (проектах) расширения действующих предприятий.
4.11. Объектные и локальные сметные расчеты составляются по формам объектных и локальных смет. Стоимость в сметных расчетах определяется с использованием укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных норм (УСН), прейскурантов и других укрупненных нормативов, а при их отсутствии - с использованием смет объектов-аналогов. Допускается составление сметных расчетов с использованием укрупненных показателей стоимости отдельных конструктивных элементов и видов строительно-монтажных работ, рассчитанных по данным смет к рабочим чертежам объектов, имеющих в своем составе аналогичные проектные решения.
4.12. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс по форме N 7 (приложение 15), и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды по форме N 8 (приложение 16) составляются на основании проектных материалов.
4.13. Ведомость сметной стоимости товарной строительной продукции составляется по форме N 9 (приложение 17). В эту ведомость включаются итоговые данные объектных и локальных смет, предназначенных для расчетов за выполненные работы.
4.14. Индивидуальные единичные расценки на строительные работы, индивидуальные расценки на монтаж оборудования, каталог индивидуальных расценок на строительные работы и на монтаж оборудования, калькуляции сметной стоимости материалов, конструкций и изделий и калькуляции транспортных расходов составляются по формам, приведенным в Методических указаниях по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, утвержденных Госстроем СССР и предназначенных для руководства при разработке сметной документации наряду с положениями настоящей Инструкции.
4.15. Сметы на проектные и изыскательские работы составляются по формам, приведенным в Инструкции о порядке составления смет на проектные и изыскательские работы для строительства.
4.16. Дополнительные средства на возмещение затрат подрядчика, выявившиеся после утверждения рабочего проекта (проекта) в связи с введением по решениям правительства повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и т.п., должны включаться в сводный сметный расчет отдельной строкой с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей рабочий проект (проект), а по проектам, утвержденным Советом Министров СССР, - министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.
4.17. При строительстве предприятий и сооружений по очередям в состав сметной документации на строительство первой очереди включается расчет стоимости строительства на его полное развитие с учетом изменения ценообразующих факторов, происходящих в связи с научно-техническим и социальным прогрессом и проведением мероприятий по охране окружающей среды. Этот расчет составляется по форме сводного сметного расчета.
4.18. Сметная стоимость строительства кооперативных жилых домов определяется по ценам, нормам и в порядке, установленным для государственного жилищного строительства.
Оплата расходов, связанных с улучшенной отделкой и установкой более совершенного оборудования, производится за счет собственных средств жилищно-строительных кооперативов по дополнительным сметам без переутверждения сметной стоимости строительства жилых домов.
4.19. Сметная стоимость работ по объектам общего пользования для садоводческих товариществ определяется по ценам, нормам и в порядке, установленным для определения сметной стоимости государственного строительства.
Сметная стоимость работ по объектам индивидуального пользования для садоводческих товариществ определяется по объектным сметам с выделением в них справочно, после начисления лимитированных средств и возвратных сумм, стоимости материалов, приобретенных заказчиком, в сметных ценах для исключения ее при расчетах с подрядными строительно-монтажными организациями за выполненные работы, а также разницы в розничных и оптовых ценах на материалы поставки подрядчика для расчетов с садоводческими товариществами.
------------------------------
* В дальнейшем именуются "Методические указания".
** В сметной документации под объектом, стоимость которого определяется объектной сметой, понимается отдельное здание или сооружение с относящимися к нему оборудованием, мебелью, инвентарем, внутренними сетями и др.
5. Согласование и утверждение проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений
5.1. Проектно-сметная документация на строительство предприятия, здания и сооружения, разработанная в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью главного инженера (главного архитектора) проекта в материалах проекта, не подлежит согласованию с органами государственного надзора.
Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и организациями, утвердившими эти нормы, правила и инструкции.
В отдельных обоснованных случаях при изменении в процессе проектирования решений, согласованных в ТЭО, ТЭР, при выборе площадки (трассы) строительства, а также при отступлении от условий на присоединение объекта к инженерным сетям и коммуникациям, заказчик с участием генерального проектировщика и субподрядных проектных организаций согласовывает с соответствующими органами государственного надзора и заинтересованными организациями эти изменения и отступления в проектных решениях.
Согласование проектных решений организациями государственного надзора и заинтересованными организациями должно производиться в одной инстанции данного органа в срок до 15 дней, а в отдельных случаях - до 30 дней.
5.2. В случаях, когда при проектировании реконструкции и технического перевооружения не предусматривается освоение дополнительной территории предприятия, сооружения и не изменяются условия транспортных связей, энергообеспечения, водоснабжения, канализации и средств связи, условия и требования по охране окружающей природной среды, а также не нарушаются требования действующих норм, правил и инструкций по проектированию, согласование проектных решений с органами государственного надзора и другими организациями не производится.
Согласованию с генеральной проектной организацией подлежит проектная документация на техническое перевооружение и реконструкцию цехов, участков, совершенствование отдельных технологических процессов, механизацию тяжелых и трудоемких работ, на реконструкцию инженерных сетей и сооружений, разрабатываемая предусмотренными в перечнях, утвержденных и согласованных в установленном порядке, проектно-конструкторскими конторами, бюро, группами, отделениями и другими подразделениями, образованными в производственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях.
5.3. Заказчик проекта согласовывает с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией раздел рабочего проекта (проекта) "Организация строительства", а также сметы, составленные по рабочим чертежам.
Конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства представляются заказчиком генеральной подрядной строительно-монтажной организации на заключение.
Генеральная подрядная строительно-монтажная организация рассматривает с привлечением субподрядных организаций раздел рабочего проекта (проекта) "Организация строительства", конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет стоимости строительства и представляет заказчику замечания в срок не более 45 дней со дня получения этих материалов. При неполучении замечаний в этот срок рабочий проект (проект) считается согласованным и может быть утвержден заказчиком.
Сметы, составленные по рабочим чертежам, рассматриваются генеральной подрядной строительно-монтажной организацией с привлечением субподрядных организаций, и замечания по ним представляются заказчику в срок не более 45 дней со дня их получения генеральным подрядчиком. При неполучении замечаний в этот срок сметы считаются согласованными и могут быть утверждены заказчиком.
Согласование смет с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией производится заказчиком с участием проектной организации после утверждения рабочего проекта (проекта), за исключением случаев, предусмотренных п. 4.1, подпункт "а", когда объектные и локальные сметы выдаются в составе рабочего проекта.
По поручению заказчика проектная организация - генеральный проектировщик вносит в проектно-сметную документацию изменения, вытекающие из принятых заказчиком замечаний генеральной подрядной строительно-монтажной организации, в месячный срок с момента поручения заказчика.
При наличии разногласий между заказчиком и генеральной подрядной строительно-монтажной организацией, возникших при согласовании проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, они рассматриваются в установленном порядке.
5.4. Проекта на строительство наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений утверждаются Советом Министров СССР по представлению министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик. Перечни этих предприятий, зданий и сооружений ежегодно представляются в Совет Министров СССР Госпланом СССР, Госстроем СССР и ГКНТ.
Указанные проекты предварительно представляются министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик на экспертизу в Госстрой СССР, ГКНТ и Госкомцен СССР.
Сводное экспертное заключение представляется в Совет Министров СССР Госстроем СССР по согласованию с ГКНТ и Госкомцен СССР.
Рабочие проекты (проекты) на строительство предприятий, зданий и сооружений (кроме проектов, утверждаемых Советом Министров СССР) подвергаются экспертизе и утверждаются:
а) по стройкам стоимостью на полное развитие 4 млн. рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам), а также советами министров союзных республик (экспертиза рабочих проектов, проектов осуществляется госстроями союзных республик);
б) по отройкам стоимостью на полное развитие менее 4 млн. рублей - в порядке, установленном министерством (ведомством) СССР или Советом Министров союзной республики;
в) по стройкам, осуществляемым за счет собственных средств кооперативных (кроме колхозов) и других общественных организаций, - в порядке, устанавливаемом центральными кооперативными и другими общественными организациями;
г) по стройкам, осуществляемым за счет средств колхозов, - в порядке, устанавливаемом советами министров союзных республик.
Проектно-сметная документация на техническое перевооружение, осуществляемое за счет средств фонда развития производства и кредитов, утверждается руководителями производственных объединений (предприятий).
5.5. Сводка затрат, составляемая в случаях, предусмотренных п. 4.9 вне зависимости от общей стоимости, определенной ею, утверждается в составе рабочего проекта (проекта) на строительство предприятия, здания и сооружения производственного назначения инстанцией, определенной исходя из сметной стоимости этого строительства.
5.6. В документе об утверждении рабочего проекта, проекта (приказе, постановлении, распоряжении министерства, ведомства СССР, Совета Министров союзной республики, другой утверждающей инстанции) должны содержаться основные данные и технико-экономические показатели предприятия, здания и сооружения согласно приложениям 20, 21, 22 и оценка соответствия принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям.
5.7. Сметы на строительство зданий и сооружений и на выполнение отдельных видов работ, составленные по рабочим чертежам (объектные, а при выдаче смет на первый год строительства, в котором не предусматривается завершение работ по объекту и выделение части объектов в пусковой комплекс, - локальные), со всеми учитываемыми при расчетах за выполненные работы лимитированными начислениями, подлежат утверждению заказчиком после их согласования с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.
При утверждении указанных смет на отдельные здания и сооружения и на выполнение отдельных видов работ, сметная стоимость которых превышает сметную стоимость, определенную в объектных сметных расчетах, возмещение дополнительных затрат производится заказчиком в пределах общей сметной стоимости строительства предприятия, сооружения по сводному сметному расчету к проекту за счет средств на непредвиденные работы и затраты или за счет уточнения на основании рабочих чертежей сметной стоимости строительства других объектов, входящих в состав предприятия, сооружения.
5.8. Объектные (локальные) исполнительные сметы на работы, предусмотренные п. 4.10 и индивидуальные единичные расценки на эти работы, разрабатываемые до составления исполнительных смет, а также другие индивидуальные расценки на строительные и монтажные работы, потребность в которых возникла в ходе строительства, утверждаются заказчиком по согласованию с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Строительные нормы и правила СНиП 1.02.01-85 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 23 декабря 1985 г. N 253)
Текст документа приводится по официальному изданию Госстроя СССР (Москва, 1985 г.)
Дата введения 1 января 1986 г.
Разработаны ЦНИИпроектом Госстроя СССР (Е.В. Михайлин)
Подготовлены и внесены на утверждение Главоргпроектом (Ю.Т. Комаров), Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве (В.М. Барзилович, В.К. Шамаев), Главгосэкспертизой (В.А. Хромов) Госстроя СССР и Госгражданстроем (В.В. Милашевский, К.М. Денисов)
С введением в действие СНиП 1.02.01-85 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" утрачивают силу:
Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений СН 202-81*;
Изменения N 1 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СН 202-81*)
Внесена Главоргпроектом, Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве, Главгосэкспертизой Госстроя СССР и Госгражданстроем
Взамен СН 202-81
Постановлением Минстроя РФ от 30 июня 1995 г. N 18-64 взамен настоящих СНиП с 1 июля 1995 г. введены в действие СНиП 11-01-95
Постановлением Госстроя РФ от 17 февраля 2003 г. N 18 названное постановление отменено в связи с отказом в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции РФ, 2003 г., N 2)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнение N 2, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г. N 61
Изменения вступают в силу с 1 сентября 1990 г.
Изменение, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 г. N 314
Изменения вступают в силу с 30 декабря 1987 г.
Указанные изменения не относятся к строительно-монтажным организациям, которым планируется производительность труда и фонд заработной платы по показателю нормативной условно-чистой продукции